Бизнесмен Илья Трабер оценил, какое место мог бы занять в списке Forbes
Предприниматель Илья Трабер, основными активами которого являются портовый бизнес в Ленинградской области и энергетическая компания ЛОЭСК, в интервью «Фонтанке» заявил, что по размеру своего состояния мог бы войти в список богатейших бизнесменов России по версии Forbes.
На вопрос журналиста, может ли он претендовать на место в топ-40 российского списка, Трабер ответил: «Ближе, мне кажется». В ответ на вопрос, почему его никогда не было в рейтинге, бизнесмен сказал, что ему «даже в голову такое не приходит».
«Я умею зарабатывать деньги. Вы знаете, природа дает оперному певцу одно, другому — другое. Я не могу сказать, что я какой-то гений, просто я умею видеть, чувствовать, и я знаю, где деньги, где их можно заработать», — рассказал Трабер о себе и своем капитале. Он отметил, что все его деньги с 1999 года задекларированы в одной из европейских стран (но не уточнил, в какой). Трабер считает, что ранее в России не было закона, позволяющего декларировать что-либо, кроме зарплаты.
«Если говорить про официальную ситуацию, у меня деньги задекларированы в Европе. У меня чистые деньги», — подчеркнул он.
Последний на данный момент рейтинг российского Forbes, опубликованный в апреле 2021 года, начинается с Алексея Мордашова и его семьи ($29,1 млрд), а на 40-й позиции — Сергей Галицкий ($3,5 млрд).
Илья Трабер родился 8 сентября 1950 года. Он окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. В 1991 году при содействии Ленинградского горисполкома создал реставрационно-коммерческий центр «Антиквар».
В 1995 году газета «Коммерсантъ» назвала Трабера монополистом на рынке торговли антиквариатом в Санкт-Петербурге: ему принадлежали четыре салона, аукционный зал, реставрационный центр, ювелирные мастерские и галерея академической живописи.
Помимо этого, в 1993 году Трабер совместно с Виктором Корытовым зарегистрировал информационно-юридическое бюро «Петер», через которое он с Дмитрием Скигиным стал совладельцем Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) и получил контроль над нефтебазой в порту Санкт-Петербурга. Еще одним совладельцем ПНТ стала Петербургская топливная компания (ПТК), подконтрольная лидеру тамбовской ОПГ Владимиру Кумарину.
«Я с ним дружил с 80-х. У нас с ним был и совместный бизнес, но из-за разных взглядов на ведение дел мы разошлись. Расходиться надо тоже уметь», — сказал Трабер «Фонтанке».
Предприниматель также приобрел контроль над Морским портом «Санкт-Петербург» и возглавил совет директоров компании ОБИП, которая управляла портом города.
Бизнесмен Михаил Скигин в интервью РБК в 2018 году рассказал, что его отец, Дмитрий, имел дело с Трабером. «В какой-то момент, похоже, он был вынужден вступить в некий союз, но при первой же возможности в 1999–2000 годах он отошел от всего этого. У них был определенный обмен активами», — сказал Скигин-младший. «Отец отдал, например, [топливно-заправочную компанию] «Совэкс Пулково», другие активы плюс еще много денег этому человеку, Траберу. При этом отец остался с нефтяным терминалом, который на тот момент был в плачевном состоянии», — продолжил он.
По словам бизнесмена, отцу было важнее «избавиться от каких-либо неприятных встреч и какой-либо зависимости в пользу возможной свободы».
Как рассказал «Фонтанке» Трабер, в 1999 году ему рекомендовали уехать. «На следующее утро арестовали «весь» Выборг, всех моих приятелей и партнеров. Человек десять арестовали. Всех, кто как-то был связан со мной по бизнесу. И тогда выяснилось, что они расследуют дело о пропаже каких-то двух «отсиженных» персонажей, которые приходили в гостиницу кого-то убивать, а я со своим товарищем пил там кофе. Якобы секьюрити их опередила и вывезла куда-то. Все отсидели по году, а потом были оправданы Верховным судом России с частными определениями в отношении тех, кто это все инициировал», — говорит он.
Бизнесмен в 2008 году был объявлен в розыск в Испании как фигурант дела о «русской мафии». Так, испанская радиостанция Cadena SER упоминала Трабера среди россиян, разыскиваемых в стране по подозрению в связях с тамбовской ОПГ.
Трабер заявил о планах судиться с испанским прокурором. «Ужас, страх, русская мафия в Европе. Страна у нас получается вся такая мафиозная. А дальше — они же не взяли людей, которые просто имели судимость и реально были связаны с криминальной средой. Там такие были, чего говорить... Они же туда потащили государственных чиновников, председателя комитета Госдумы, генерал-полковника МВД, каких-то министров. Они складывают ситуацию о связях русской мафии с государственной машиной управления, с руководством страны. Вот в чем проблема! Если бы это касалось только меня, я бы, наверное, столько сил не тратил. Я пытаюсь разрушить эту историю», — сказал он.
По данным СПАРК, Трабер является совладельцем ООО «Аксель-Сити Юг» (17%), ООО «Балтийский метанол» (83,33%), ООО «Промконсалтинвест Санкт-Петербург» (25%) и ООО «Экологический флот» (24%), бенефициаром ООО «РОСЭСТ» (100%) и ООО «Сатур» (100%).