Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Украинский депутат заявил об угрозе войны с Россией в случае провокации Политика, 05:54 Как появляется аллергия, как ее распознать и что делать РБК и Dyson, 05:31 Трамп заявил, что США «ничего не получили» от саммита с Россией Политика, 05:28 Китай запустил корабль с космонавтами к орбитальной станции Технологии и медиа, 04:58 Россия и США займутся устранением проблем в работе дипмиссий Политика, 04:52 В ПФР объяснили подсчет трудового стажа во время срочной службы в армии Общество, 04:29 Профи или безбашенный: какой вы таксист. Тест Autonews и Яндекс.Такси, 04:18 В Балтиморе неизвестные расстреляли шестерых человек в жилом квартале Общество, 04:10 Эффективность немецкой вакцины от коронавируса CureVac составила 47% Общество, 03:57 Мосбиржа перезапустит торговлю иностранными акциями Финансы, 03:41 Минобороны подключит к интернету все российские военкоматы Общество, 03:41 Быстрое свидание с технологиями: как выбрать идеальный ноутбук РБК и ASUS, 03:28 Россия улучшила позицию в рейтинге устойчивых экономик SEDA Общество, 03:26 «С Данией шансов у нас мало». Реакция на победу сборной над Финляндией Спорт, 03:06
Бизнес ,  
0 

Руководство АвтоВАЗа осталось без бонусов из-за плохих продаж Lada

АвтоВАЗ не выплачивал премии членам правления и снизил им зарплату из-за снижения продаж и роста убытка компании. В российской практике руководители предприятий не часто лишают бонусов из-за плохих результатов
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

​​По итогам третьего квартала АвтоВАЗ не выплатил премии членам правления — это следует из квартальной отчетности компании по РСБУ. По итогам первого полугодия размер бонусов составил 31,7 млн руб., с тех пор цифра не менялась. Предприятие отказалось от премирования членов правления из-за снижения продаж Lada на 28,3% (до 203,5 тыс. автомобилей) и чистого убытка на 9,5 млрд руб. (рост показателя на 86,4%), пояснил представитель АвтоВАЗа.

В состав правления АвтоВАЗа входят 11 человек, в том числе президент компании Бу Андерссон. По итогам трех кварталов 2015 года члены исполнительного органа компании получили 237,2 млн руб. в виде зарплаты — в среднем по 21,6 млн руб. на каждого (2,4 млн руб. в месяц). В прошлом году за тот же период зарплата правления составила 217,6 млн руб. — на 9% меньше, чем в этом году. Но тогда состав правления был меньше — десять человек. Получается, что средний размер зарплаты на одного человека в этом году, напротив, снизился на 0,9%. Общий размер премий за девять месяцев 2014 года составил 111,5 млн руб.

По итогам второго квартала этого года членам правления премия выплачивалась, но она была сравнительно небольшой — 1,2 млн руб. на всех против 30,5 млн руб. в первом квартале. В первом полугодии падение продаж Lada составляло 27% (140,7 тыс. машин), но компания при этом сумела получить 729 млн руб. чистой прибыли.

Совокупные затраты АвтоВАЗа на выплату зарплат и премий членам правления за январь—сентябрь 2015 года снизились на 20,8%, до 268,9 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общие управленческие расходы в целом, наоборот, выросли на 4,4%, до 7 млрд руб.​

В России не так часто лишают бонусов членов правления из-за отсутствия или размытости KPI для исполнительного органа, отмечает управляющий партнер Executive Search Роман Тышковский. По мнению эксперта, АвтоВАЗ принял правильное решение: по сути, руководство взяло на себя ответственность за результаты компании. «Это особенно важно на фоне программы сокращения издержек АвтоВАЗа, которая приводит к сокращению персонала на предприятии», — добавил Тышковский.

Группа «Соллерс» также не выплачивала премий своему руководству за третий квартал 2015 года, следует из ее отчета по РСБУ. За первое полугодие уровень бонусов составил 61,1 млн — эта же цифра указана в отчете за девять месяцев. Убыток «Соллерс» за девять месяцев 2015 года составил 217,99 млн руб. против 52,3 млн руб. прибыли годом ранее.

Как испортились отношения главы «Ростеха» и президента АвтоВАЗа

«Надо вести себя гибче»

В начале ноября гендиректор ГК «Ростех» Сергей Чемезов впервые публично раскритиковал кадровую политику президента АвтоВАЗа Бу Андерссона. Главе госкорпорации не нравится, что увольнения на заводе проходят «по методу обрезания». «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — заявил Чемезов.

В 2014 году Андерссон провел массовую чистку кадров на АвтоВАЗе: за год уволены были около 14 тыс. человек, или 20% штатной численности предприятия. В 2015 году под сокращения попали еще 1,1 тыс. работников, параллельно продолжались увольнения по соглашению сторон.

Пикеты в Тольятти

«Ростех», второй по величине акционер АвтоВАЗа, впервые открыто критикует работу Андерссона с момента его назначения генеральным директором автозавода в начале 2014 года. До сих пор топ-менеджера только хвалили.

Поводом для открытой критики послужили протестные акции работников АвтоВАЗа, пояснил РБК источник в «Ростехе». В Тольятти прошло уже несколько пикетов. Рабочие требуют прекращения увольнений, повышения зарплат и даже национализации автозавода. В начале ноября городские СМИ сообщили, что местная полиция готовится к массовым волнениям в городе. По их информации, в тольяттинское подразделение ОМОН, в частности, был доставлен бронированный «КамАЗ Штурм», оснащенный ковшом для прорыва через скопления людей и баррикады, а также двумя водометами.