Крупнейшие продуктовые сети выросли на фоне падения розничной торговли
В 2015 году на волне снижения доходов россиян ухудшалась динамика российского розничного рынка. По данным Росстата, с начала года оборот розничной торговли в России снижался каждый месяц (по сравнению с аналогичным периодом 2014-го). В январе—мае в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года оборот снизился на 7,7% и составил 10,7 трлн руб.
Однако крупнейшим торговым компаниям потребительского сектора за счет роста инфляции и фокуса на форматах «дискаунтер» и «магазин у дома» в первом полугодии удалось удержать темпы роста выручки выше 20%.
Результаты лидеров рынка
Сегодня, 16 июля, операционные результаты за первые шесть месяцев 2015 года раскрыл четвертый по обороту ретейлер России — ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория»). Группа показала самую низкую динамику прироста выручки за первое полугодие среди трех уже отчитавшихся ретейлеров. В январе—июне продажи «Дикси» выросли на 23,1%, до 106,9 млрд руб. Продажи «Магнита» (номер один на рынке) выросли на 30,04%, до 453,7 млрд руб., продажи X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»; номер два на рынке) увеличились на 27,3%, до 380,6 млрд руб.
Наибольший вклад в выручку крупнейших ретейлеров традиционно дают дискаунтеры и магазины «у дома». За первые шесть месяцев выручка сети магазинов «у дома» «Магнит» выросла на 26,76%, до 338,4 млрд руб., сети «Пятерочка» у X5 — на 35%, до 274, 6 млрд руб., сети «Дикси» у ГК «Дикси» — на 26,1%, до 105,3 млрд руб.
Дискаунтеры и магазины «у дома» также показали лучшие результаты роста сопоставимой выручки (LFL) за первые шесть месяцев года среди всех подразделений ретейлеров. Выручка сопоставимых магазинов «Магнит» выросла на 11,9%, «Пятерочки» — на 20,1%, «Дикси» — на 7,2%.
Лучше, чем рынок
На фоне отрицательной динамики розничного рынка крупнейшие игроки показали хорошие результаты, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Крупные ретейлеры могут работать на опережение ситуации, — поясняет она. — Они финансово устойчивы, их закупочная сила и отношения с поставщиками часто позволяют быстрее подстраиваться под изменения в структуре спроса и новые рыночные условия, как это происходило, например, после введения продуктового эмбарго, когда ретейлеры были вынуждены искать замену части поставщиков».
Результаты крупнейших игроков рынка также подтверждают прогнозы экспертов рынка о миграции потребителей из крупных торговых форматов в дискаунтеры и магазины «у дома».
Трафик же супермаркетов и гипермаркетов параллельно продолжил падать. По данным исследования «Потребительский индекс Иванова» Sberbank CIB, отражающего паттерны потребительского поведения и настроения россиян среднего класса, большинство потребителей сейчас посещают несколько магазинов крупных сетей в поисках лучших ценовых предложений. Доля россиян, называющих главным мотивом для совершения покупки цену, сейчас сохраняется на рекордном по сравнению с предыдущими годами уровне — 75%, отмечается в исследовании за первые шесть месяцев 2015 года. Кроме того, покупатели изменили структуру своей продуктовой корзины: они все чаще делают выбор в пользу промотоваров.