Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Эксперты ВШЭ увидели угрозу конфликта интересов внутри группы «Аэрофлот»

Эксперты ВШЭ подготовили доклад, касающийся российского рынка авиаперевозок. Специалисты раскритиковали бизнес-модель «Аэрофлота», предположив, что в нынешнем виде она приведет к конфликту интересов в группе
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) подготовили доклад о ситуации на рынке авиаперевозок для вице-премьера Аркадия Дворковича. С исследованием удалось ознакомиться «Коммерсанту».

Как отмечается в докладе, после ухода «Трансаэро» на рынке присутствует тенденция к монополизации. Так, группа «Аэрофлот» в первом квартале этого года увеличила долю перевозок до 55% (в январе—марте 2014 года было 40%), подсчитали аналитики. Группа S7 укрепила позиции на 3 п.п. до 15%, «Уральские авиалинии» — до 6%.

Группа «Аэрофлот», отметили эксперты ВШЭ, получила «рыночное доминирование с опережением ближайшего конкурента в четыре раза и почти полную монополию на дальнемагистральных перевозках с российской стороны». Авторы доклада пришли к выводу, что сохранение конкурентной среды в авиаотрасли будет «результатом доброй воли «Аэрофлота».

Аналитики при этом подвергли критике бизнес-модель «Аэрофлота», которая, как считают в ВШЭ, будет приводить к систематическому конфликту интересов внутри группы. Сейчас «Аэрофлот» является мультибрендовой структурой, которая объединяет сегменты премиум («Аэрофлот»), эконом («Россия») и лоукостер («Победа»).

В докладе объясняется, что в настоящий момент в мировой авиаотрасли присутствует тенденция на сближение моделей бизнеса классических перевозчиков и лоукостеров и смещение премиальных компаний в экономсегмент. Так, премиальные компании снижают качественный уровень предложения, а лоукостеры расширяют список услуг в борьбе за более прибыльных клиентов.

Эксперты прогнозируют, что пассажиры будут уходить от «Аэрофлота» к «России». Это в итоге приведет к ограничению развития экономсегмента — для удержания высокомаржинального клиента в «Аэрофлоте».

Специалисты НИУ ВШЭ обратили внимание, что разделение бизнесов «Аэрофлота» не улучшит ситуацию, так как «Россия» «не сможет продолжить существование без серьезной господдержки». В свою очередь формирование отдельной стратегии для этой компании ухудшит позицию «Аэрофлота» и дополнительно усилит конфликт интересов в группе.

Авторы доклада пришли к выводу, что сохранение существующей модели развития рынка несет риски для отрасли и потребителей, при этом любая новая стратегия также связана с «серьезными трудностями». Так, выравнивание условий, например перераспределение royalty на транссибирских маршрутах, которые сейчас «Аэрофлот» получает от иностранных перевозчиков, и допуск других компаний к международным направлениям не приведут к образованию конкуренции: это «не переломит запас рыночной силы группы «Аэрофлот». Специалисты констатировали, что из-за рыночных обстоятельств и регуляторных решений сейчас выбор развития отрасли связан с различными «плохими» вариантами».

В S7, комментируя доклад, согласились, что «Аэрофлот» имеет монопольное положение на ряде международных маршрутов. В компании отметили, что группа после ухода «Трансаэро» получила 100% самых востребованных маршрутов из Москвы, которыми интересовались и другие игроки.

В «Аэрофлоте» отметили, что представители группы обменялись мнениями с главой Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным, однако отказались комментировать содержание доклада. При этом источник в группе сказал «Коммерсанту», что с учетом иностранных перевозчиков ее доля на рынке с начала года составляет всего 39,6%, а в 2015 году составляла 46%.

По поручению Аркадия Дворковича исследование разослали Минтрансу, Минэкономики, ФАС, министру по «Открытому правительству» Михаилу Абызову и участникам отрасли. В ФАС пообещали изучить и учесть доклад в работе. Блинкин рассказал изданию, что на встрече экспертов с топ-менеджментом «Аэрофлота» был достигнут консенсус. Он пообещал, что компромиссная позиция будет обнародована в ближайшее время.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 16:31
Международная федерация баскетбола снова продлила отстранение России Спорт, 20:00
Китай призвал к международному расследованию взрыва «Северных потоков» Политика, 19:54
Акции «Ленты» подорожали на 14% на фоне позитивной отчетности Инвестиции, 19:53
В Китае обвинили USADA и NYT в дезинформации по делу о допинге у пловцов Спорт, 19:49
Посла России вызвали в МИД Британии из-за дела о поджогах в Лондоне Политика, 19:38
Силовики уехали из музея «Гараж» Общество, 19:22
«Краснодар» продлил контракт с рекордсменом клуба Спорт, 19:09
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Путин поддержал Беглова на выборах губернатора Петербурга Политика, 18:57
Россиянка проиграла 136-й ракетке мира на крупном турнире WTA в Мадриде Спорт, 18:54
Суд арестовал сотрудника ДПС по делу о взятке от убийц жителя Люблино Общество, 18:53
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:45
Глава Пентагона раскрыл сроки прибытия эскадрильи F-16 на Украину Политика, 18:36
США сняли с турецкого танкера санкции за нарушение потолка цен на нефть Политика, 18:30
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 18:30