Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как выбрать стратегию, чтобы максимизировать отдачу инвестиций РБК и СберПервый, 05:50 Антонов сообщил о планах возобновить диалог с США по ситуации с визами Политика, 05:21 Из-за подземного прорыва ограничили движение в районе Арбата в Москве Общество, 04:53 Стоимость нефти Brent превысила $75 впервые за два года Экономика, 04:47 Разворот на Ближний Восток: возможности для бизнеса в Катаре РБК и посольство Катара, 04:41 СМИ узнали о программе правительства по вживлению в мозг микрочипов Технологии и медиа, 04:21 Гинцбург объяснил «хитрость» индийского штамма коронавируса Общество, 04:05 Представитель МакSим рассказала о прогнозах врачей по состоянию певицы Общество, 03:53 Кто и как решал жилищный вопрос в российской армии РБК и ПСБ, 03:40 В Роспотребнадзоре оценили шансы заразиться коронавирусом в водоеме Общество, 03:04 Курс биткоина упал более чем на 11% за сутки Финансы, 02:54 Фен, стайлер, выпрямитель: какой подарок выбрать самой себе РБК и Dyson, 02:42 Что происходит на Евро. День 11-й Спорт, 02:33 В России с 1 июля повысят цены на газ Общество, 02:31
Бизнес ,  
0 

Эксперты ВШЭ увидели угрозу конфликта интересов внутри группы «Аэрофлот»

Эксперты ВШЭ подготовили доклад, касающийся российского рынка авиаперевозок. Специалисты раскритиковали бизнес-модель «Аэрофлота», предположив, что в нынешнем виде она приведет к конфликту интересов в группе
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) подготовили доклад о ситуации на рынке авиаперевозок для вице-премьера Аркадия Дворковича. С исследованием удалось ознакомиться «Коммерсанту».

Как отмечается в докладе, после ухода «Трансаэро» на рынке присутствует тенденция к монополизации. Так, группа «Аэрофлот» в первом квартале этого года увеличила долю перевозок до 55% (в январе—марте 2014 года было 40%), подсчитали аналитики. Группа S7 укрепила позиции на 3 п.п. до 15%, «Уральские авиалинии» — до 6%.

Группа «Аэрофлот», отметили эксперты ВШЭ, получила «рыночное доминирование с опережением ближайшего конкурента в четыре раза и почти полную монополию на дальнемагистральных перевозках с российской стороны». Авторы доклада пришли к выводу, что сохранение конкурентной среды в авиаотрасли будет «результатом доброй воли «Аэрофлота».

Аналитики при этом подвергли критике бизнес-модель «Аэрофлота», которая, как считают в ВШЭ, будет приводить к систематическому конфликту интересов внутри группы. Сейчас «Аэрофлот» является мультибрендовой структурой, которая объединяет сегменты премиум («Аэрофлот»), эконом («Россия») и лоукостер («Победа»).

В докладе объясняется, что в настоящий момент в мировой авиаотрасли присутствует тенденция на сближение моделей бизнеса классических перевозчиков и лоукостеров и смещение премиальных компаний в экономсегмент. Так, премиальные компании снижают качественный уровень предложения, а лоукостеры расширяют список услуг в борьбе за более прибыльных клиентов.

Эксперты прогнозируют, что пассажиры будут уходить от «Аэрофлота» к «России». Это в итоге приведет к ограничению развития экономсегмента — для удержания высокомаржинального клиента в «Аэрофлоте».

Специалисты НИУ ВШЭ обратили внимание, что разделение бизнесов «Аэрофлота» не улучшит ситуацию, так как «Россия» «не сможет продолжить существование без серьезной господдержки». В свою очередь формирование отдельной стратегии для этой компании ухудшит позицию «Аэрофлота» и дополнительно усилит конфликт интересов в группе.

Авторы доклада пришли к выводу, что сохранение существующей модели развития рынка несет риски для отрасли и потребителей, при этом любая новая стратегия также связана с «серьезными трудностями». Так, выравнивание условий, например перераспределение royalty на транссибирских маршрутах, которые сейчас «Аэрофлот» получает от иностранных перевозчиков, и допуск других компаний к международным направлениям не приведут к образованию конкуренции: это «не переломит запас рыночной силы группы «Аэрофлот». Специалисты констатировали, что из-за рыночных обстоятельств и регуляторных решений сейчас выбор развития отрасли связан с различными «плохими» вариантами».

В S7, комментируя доклад, согласились, что «Аэрофлот» имеет монопольное положение на ряде международных маршрутов. В компании отметили, что группа после ухода «Трансаэро» получила 100% самых востребованных маршрутов из Москвы, которыми интересовались и другие игроки.

В «Аэрофлоте» отметили, что представители группы обменялись мнениями с главой Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным, однако отказались комментировать содержание доклада. При этом источник в группе сказал «Коммерсанту», что с учетом иностранных перевозчиков ее доля на рынке с начала года составляет всего 39,6%, а в 2015 году составляла 46%.

По поручению Аркадия Дворковича исследование разослали Минтрансу, Минэкономики, ФАС, министру по «Открытому правительству» Михаилу Абызову и участникам отрасли. В ФАС пообещали изучить и учесть доклад в работе. Блинкин рассказал изданию, что на встрече экспертов с топ-менеджментом «Аэрофлота» был достигнут консенсус. Он пообещал, что компромиссная позиция будет обнародована в ближайшее время.

Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"