Лента новостей
Выбежавшие на поле в финале ЧМ участники Pussy Riot обжаловали свой арест 18:26, Общество Самые прибыльные акции третьего квартала: стратегия «Открытие Брокер» 18:25, Quote В СК рассказали об обысках в петербургском «Водоканалстрое» 18:23, Общество СМИ анонсировали переход футболиста «Барселоны» в «Локомотив» 18:21, Спорт Путин обсудил с Совбезом итоги встречи с Трампом 18:20, Политика Надежность или доходность: выбираем что-то одно или есть золотая середина 18:19, РБК и Сбербанк Власти ЕС начали готовить ответ на случай новых пошлин со стороны США 18:18, Политика Американское шоу опубликовало видео падения акробатки во время номера 18:15, Общество Главу департамента Минобороны арестовали за взятку в 11 млн руб. 18:09, Общество В России создадут единую систему мониторинга хакерских атак 18:07, Технологии и медиа Основатель музея истории ГУЛАГа в Йошкар-Оле заявил о выселении из здания 18:03, Общество MasterCard осенью протестирует оплату по подмигиванию 17:56, Финансы Многодетные родители — о бизнесе, воспитании и семейных путешествиях 17:49, РБК и Volkswagen Teramont Вьетнам запретил ввоз оборудования для добычи криптовалют 17:46, Крипто Госдума приняла закон о товарных интернет-агрегаторах 17:45, Бизнес ЛУКОЙЛ заявил о планах погасить 11,82% казначейских акций 17:40, Финансы Старый путь: почему России нужен украинский газовый транзит 17:38, Мнение Минобороны подало иск против «Туполева» на 923 млн руб. 17:30, Политика Трамп рассказал об ожиданиях от следующей встречи с Путиным 17:27, Политика Будущее в смартфоне: как IT-компании предлагают улучшить жизнь москвичей 17:21, Недвижимость Как правильно подобрать солнцезащитные очки 17:20, РБК Стиль и Roberto Cavalli Disney выиграл полугодовой спор за 21st Century Fox 17:19, Бизнес На МКАД из цистерны вылилась кислота 17:19, Общество Что нужно знать туристам на случай банкротства туроператора 17:18, Общество В Крыму возбудили дело по контракту на строительство очистных сооружений 17:09, Финансы Верховный суд Испании отозвал европейский ордер на арест Пучдемона 17:08, Политика ВЭБ объединит свои проектные «дочки» 17:00, Бизнес В Казахстане завели дело после смерти олимпийского призера Дениса Тена 16:55, Общество
Счетная палата раскритиковала законопроект «Росатома» об Арктике
Бизнес, 16 мая, 14:22
0
Счетная палата раскритиковала законопроект «Росатома» об Арктике
В бюджете нет средств на строительство портовой инфраструктуры, которое предлагает «Росатом» в законопроекте о развитии Арктики, пишут аудиторы Счетной палаты. В госкорпорации заявили, что законопроект этого и не предполагал
Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / ТАСС

Спор за Арктику

В ежегодном докладе Счетной палаты за 2017 год (у РБК есть копия) аудиторы раскритиковали законопроект по наделению «Росатома» полномочиями по надзору и контролю судоходства на Северном морском пути (СМП).

Надзорное ведомство указывает, что средства на портовую инфраструктуру, созданием которой, согласно законопроекту, займется «Росатом», в бюджете до 2020 года не предусмотрены. «Источники финансового обеспечения вновь возлагаемых на госкорпорацию «Росатом» функций и полномочий не определены, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации», — заключили аудиторы.

Представитель «Росатома» в свою очередь заявил, что этот законопроект не предполагает привлечения дополнительных бюджетных расходов на обеспечение предусмотренных им полномочий. Госкорпорация никогда не обращалась в правительство по вопросу финансирования портовой инфраструктуры Северного морского пути.

По поручению президента Владимира Путина «Росатом» в ноябре прошлого года подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти поправки предусматривают, что госкорпорация будет наделена функциями по организации прохода судов по Северному морскому пути (СМП). Сейчас разрешения на проход судов по СМП выдает федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», созданное в марте 2013 года, оно же отвечает за обеспечение безопасности мореплавания и защиту морской среды от загрязнения.

Администрация СМП подведомственна Росморречфлоту, входящему в структуру Минтранса. «У нас с «Росатомом» единственное разногласие — это администрация Севморпути, кто выдает разрешение на плавание по Северному пути. Мы считаем, что это регулятивная функция, они считают, что так будет удобнее (если «Росатом» сам будет выдавать разрешение на проходку по СМП. — РБК), потому что «Атомфлот» тоже флотовладелец», — говорил в конце апреля глава Росморречфлота Виктор Олерский (цитата по «Интерфаксу»).

Счетная палата отмечает, что законопроект предлагает исключить из полномочий «Росатома» разработку предложений по формированию госполитики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику по развитию и безопасному функционированию атомного ледокольного флота. Эти функции предлагается ограничить только судами атомного ледокольного флота, которые работают в акватории Северного морского пути. Предлагаемые законопроектом изменения в этой части, по мнению Счетной палаты, не соответствуют поручению президента и целям создания «Росатома».

Представитель «Росатома» опровергает этот вывод Счетной палаты: «законопроект не исключает из полномочий «Росатома» разработку предложений по формированию госполитики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику по развитию и безопасному функционированию атомного ледокольного флота и не ограничивает эти функции только судами атомного ледокольного флота, которые работают в акватории Северного морского пути, а, напротив, предусматривает наделение госкорпорации этих полномочий».

Дорогие ледоколы

Счетная палата также сообщает, что в ходе проверки, проведенной в августе—декабре 2017 года, обнаружила условия для возникновения коррупционных рисков в процедурах, связанных со строительством ледоколов.

Строительство ледоколов осуществляется по разработанному в 2009 году техническому проекту, государственная экспертиза которого не проводилась, пишут аудиторы. В ответ на это представитель «Росатома» заявил, что «на сегодняшний день ни один государственный орган в РФ не обладает полномочиями по проведению госэкспертизы проектов по сооружению судов атомного ледокольного флота». По его словам, в рамках сооружения серии атомных ледоколов нового поколения проект был разработан Минтрансом и его организациями и согласован Минэкономразвития. «Росатом» не нарушал действующих норм и требований законодательства, резюмировал представитель госкорпорации.

В своем отчете надзорное ведомство также указывает, что проверка достоверности определения сметной стоимости строительства не осуществлялась, в связи с чем выявлены риски завышения общей стоимости строительства атомных ледоколов. При этом, несмотря на опережающий характер финансирования, графики постройки не соблюдались. Так, в 2012–2014 годах значительная часть средств, получаемых генеральным подрядчиком строительства ледоколов «Атомфлотом» в виде авансовых платежей, аккумулировалась на счетах компании и на оплату услуг субподрядчиков своевременно не направлялась.

Летом прошлого года Путин перенес срок сдачи атомного ледокола «Арктика» стоимостью 47 млрд руб., который был запланирован на 2017 год, на 2019 год и поручил принять по факту срыва ранее намеченных сроков «кадровые и организационно-управленческие решения». В середине мая 2017 года Путин допустил возможность переноса сроков реализации программы строительства ледокольного флота, в том числе и из-за нехватки средств.

Кроме того, отмечают аудиторы, в ходе проверки выявлены многочисленные случаи, когда закупки оборудования производились без указания начальной цены. Половина договоров с субподрядчиками и контрагентами заключена с использованием неконкурентных способов закупки. «Росатому» были направлены представления Счетной палаты со сроком исполнения до 1 мая 2018 года, говорится в докладе.

Сотрудник департамента коммуникаций «Росатома» сообщил, что госкорпорация организовала претензионно-исковую работу для устранения нарушений контрактных обязательств с недобросовестными субподрядными организациями. А также «Росатом» создал межведомственную рабочую группу, которая проконтролирует реализацию программы строительства ледокольного флота, чтобы исключить риски срыва ранее намеченных сроков их сдачи.