Перейти к основному контенту

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Счетная палата нашла способ борьбы с автомобилистами-должниками

Оператору платных дорог предложили дать доступ к данным владельцев машин
Счетная палата: «Автодору» нужно дать доступ к данным водителей для поиска должников
«Автодор», который берет плату за проезд по дорогам, не может найти автовладельцев, задолжавших ему почти ₽1 млрд. Для поиска должников компании нужно дать право напрямую получать их персональные данные, считают в Счетной палате
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Счетная палата предложила правительству дать госкомпании «Автодор» право обрабатывать персональные данные автомобилистов, у которых есть долги за проезд по платным дорогам, следует из отчета государственных аудиторов по результатам проверки работы госкомпании. РБК ознакомился с копией отчета Счетной палаты.

На коллегии Счетной палаты, где был представлен отчет, присутствовал замминистра транспорта Василий Десятков, который поддержал идею наделить «Автодор» полномочиями по обработке персональных данных пользователей платных дорог, говорится в сообщении ведомства. РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минтранса. Представитель «Автодора» отметил лишь, что госкомпания планирует работать с замечаниями Счетной палаты в установленном законом порядке.

Общий долг автовладельцев, данных которых нет у «Автодора», к 1 октября 2021 года составил 923,9 млн руб., говорится в отчете.

Сколько «Автодор» зарабатывает на платных дорогах

В 2015–2020 годах общий доход «Автодора» от доверительного управления дорогами составил 76,4 млрд руб. Поступления от сбора за проезд по платным дорогам — основная статья доходов компании, отмечают в Счетной палате. На них за шесть лет пришлось почти 97% всех заработанных госкомпанией денег.

Ее среднегодовой доход с 1 км платных дорог вырос с 7,8 млн руб. в 2015 году до 14,4 млн руб. в 2020 году. По состоянию на 1 сентября 2021 года протяженность платных участков дорог «Автодора» составила 1,8 тыс. км.

Почему возникла проблема с должниками

«Автодор» выступает оператором платных дорог, компания берет оплату на участках трасс М-11 Москва — Санкт-Петербург, М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и на ЦКАД.

В 2020 году при проезде по ЦКАД была запущена система «Свободный поток», или free-flow, которая не требует остановки для оплаты. Автомобилисты могут оплатить проезд двумя способами — с помощью предоплаты или уже после проезда. Для предоплаты автовладельцы регистрируются у оператора, пополняют лицевой счет, а при проезде по платному участку с него списываются деньги, система засчитывает проезд через транспондер, установленный на автомобиле, или с помощью фиксации государственного регистрационного номера машины. При постоплате система фиксирует госномер автомобиля, а его владелец должен оплатить проезд в течение пяти дней после поездки.

Счетная палата нашла нарушения при строительстве трассы из Европы в Китай
Бизнес
Фото:Валерий Матыцин / ТАСС

Узнать, кто проехал по дороге, «Автодор» может, только если автомобиль зарегистрирован в системе госкомпании, говорится в отчете Счетной палаты. Если автомобилист решил оплатить дорогу после проезда, то «возможность получения госкомпанией персональных данных пользователя не предусмотрена», указано в документе.

Таким образом, если владелец автомобиля не заплатил за проезд и не зарегистрирован в системе, госкомпания не сможет идентифицировать собственника автомобиля по госномеру и в дальнейшем «взаимодействовать с ним по вопросам погашения задолженности по оплате проезда». Сейчас полномочия «Автодора» «не позволяют в полной мере обеспечивать сбор платы за проезд» по участкам дорог с использованием системы «Свободный поток», делают вывод аудиторы.

В прошлом году за неоплату проезда по платным дорогам ввели штрафы от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб., но и за проезд в этом случае тоже нужно заплатить. Однако привлечение нарушителей к административной ответственности не означает, что «Автодор» получит деньги за проезд по платной дороге, штраф пополняет казну государства, напоминает юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.

Как юристы оценивают инициативу

«Автодор» фиксирует только госномера автомобиля, а не персональные данные автомобилиста, это затрудняет подачу заявлений в суд, поскольку неизвестно, к кому подавать заявление, говорит Хантимиров. Соответственно, при получении данных об автомобилистах госкомпания сможет проще через суд взыскивать задолженность. При этом для работы с персональными данными «Автодору» нужно будет создать соответствующую технологическую базу, обеспечить хранение персональных данных на серверах внутри страны, отмечает юрист.

МВД закрыло крупнейшие сайты по продаже данных краденных банковских карт
Финансы
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Де-юре, выезжая на платный участок дороги, водитель принимает условия договора с оператором и обязуется оплатить свой проезд, говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. «Но эти условия принимает именно водитель, а не собственник транспортного средства. По какой причине оператору должно предоставляться право на обработку персональных данных собственника в данной ситуации, мне совершенно непонятно», — недоумевает Иккерт.

Юрист считает, что оператор дороги не может обрабатывать ни персональные данные водителя «без его выраженного согласия», ни собственника, который может вообще не знать о том, что его транспортное средство проезжает по платному участку. «Автодор», в отличие от сотрудников МВД, выписывающих штрафы, не относится к органам власти, которые могут получать доступ к персональным данным без разрешения человека, продолжает юрист. «Наделение «Автодора» полномочиями органа исполнительной власти не соответствует целям, которые преследуются госкомпанией, а цель — это, по сути, извлечение прибыли от предоставления услуг. По такой логике можно требовать доступа к персональным данным для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность», — заключает Иккерт.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 7 мая
EUR ЦБ: 98,47 (-0,09)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Курс доллара на 7 мая
USD ЦБ: 91,31 (-0,38)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Военные заявили об уничтожении опорных пунктов ВСУ у Белгородской области Политика, 08:11
ОСК продаст непрофильные активы для сокращения издержек Бизнес, 08:00
Майский снегопад в Москве. Видео Общество, 07:56
Защита обжаловала приговор «крабовому королю» Общество, 07:55
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:47
Си Цзиньпин отверг критику Запада за сотрудничество Китая с Россией Политика, 07:42
Даванков предложил отменить штрафы за шашлык на закрытом мангале Общество, 07:40
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Будут готовы уже летом: с какими квартирами переезд не затянется РБК и ПИК, 07:30
Случится ли немецкое чудо. Интриги ответных полуфиналов Лиги чемпионов Спорт, 07:30
Курс евро упал ниже ₽98 Инвестиции, 07:15
Антонов назвал ядерные учения вынужденным ответом России на угрозы Запада Политика, 07:07
Кара-Мурза получил Пулитцеровскую премию за колонки из заключения Политика, 07:02
Минфин запланировал оптимизацию правил расходования бюджета Экономика, 07:00
Суд во Владивостоке арестовал американского солдата по делу о краже Общество, 06:54