Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
СМИ сообщили о суде над избившими темнокожего парижанина полицейскими Политика, 20:25 Квят стал участником двух аварий в гонке «Формулы-1» Спорт, 20:23 Как помочь коже восстановиться. Алгоритм из четырех этапов «РБК Стиль» и Sisley, 20:13 Милиция сообщила о задержании на акциях в Минске около 250 человек Политика, 20:06 Колесникова назвала условия для диалога с Лукашенко Политика, 19:54 Какие часы носят Роналду, Месси и Вирджил Абло РБК Стиль и Jacob & Co, 19:20 Британский министр попросил добавить в сериал «Корона» пометку о вымысле Общество, 19:14 Участники Лиги чемпионов и Лиги Европы не забили ни одного мяча в туре Спорт, 18:59 ЦСКА уступил «Рубину» и прервал шестиматчевую серию без поражений Спорт, 18:42 Трамп допустил причастность ФБР и Минюста США к вмешательству в выборы Политика, 18:41 Финтех для ультрахайнетов: как облегчить и автоматизировать трейдинг РБК и Refinitiv, 18:37 Черчесов рассказал о дате возвращения Дзюбе капитанской повязки Спорт, 18:27 Черчесов заявил об использовавших ситуацию в сборной «доброжелателях» Спорт, 18:18 Парламент Ирана поддержал проект о повышении уровня обогащения урана Политика, 18:09
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Бизнес ,  
0 

Российский авторынок приготовился к затяжному падению

Дешевая нефть и слабый рубль спровоцировали небывалый спрос на автомобили в декабре прошлого года. За месяц в России было продано 270,7 тыс. машин – больше чем в конце 2013 года, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса. В выигрыше оказались автопроизводители из массового сегмента: Mazda и Mitsubishi улучшили продажи на 61 и 51% соответственно. В премиальном лидировали Infiniti и Porsche – рост на 69 и 66%. В этом году российский авторынок может обвалиться на 40%.
Фото:Lori
Фото: Lori

В декабре 2014 года в России было продано 270,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей – на 2,4% больше, чем за тот же месяц годом ранее, отчиталась вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Рост относительно ноября составил более 18%. В целом по итогам года автомобильный рынок сократился на 10,3%, до 2,5 млн машин.

По оценке «Автостата», декабрьский спрос стал самым сильным за всю историю российского авторынка. Он также позволил улучшить статистику суммарного объема продаж в 2014 году на 1,3 процентного пункта – по итогам января–ноября отставание от прошлогодних результатов составляло 11,6%.

Ажиотажный спрос на автомобили в декабре был спровоцирован резким падением курса рубля, а затем и цены на нефть, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков: «Еще в октябре мы думали, что в декабре будет затишье». «Люди в прямом смысле бились за машины: между собой, с продавцами. Проблема усугублялась тем, что никто не понимал, что происходит», – добавляет он. По словам Грошенкова, на волне ажиотажа проявилось два типа покупателей. Первые вкладывались в покупку автомобиля в надежде сохранить деньги. Хотя на деле машина быстро дисконтируется, поэтому это не самое лучше вложение средств. Второй – покупатели из Белоруссии и Казахстана.

Итоги 2014 года для автомобильного рынка

10,3% составило сокращение автомобильного рынка в России в 2014 году по сравнению с 2013 годом

2 491 404 автомобиля было продано в России в 2014 году, на 286 143 меньше, чем в 2013-м

2,4%, до 270 653 штук, составил рост продаж автомобилей в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013-го

387 307 автомобилей марки Lada, лидера продаж по итогам года, реализовано в 2014 году (на 15% меньше, чем в 2013-м)

На 24%, до 1,89 млн штук, по прогнозу АЕБ, сократятся продажи машин в 2015 году по сравнению с 2014-м

Источник: АЕБ

В сегменте массовых брендов главными бенефициарами декабрьского автомобильного бума стали Mazda и Mitsubishi – рост продаж на 61 и 51% соответственно. На третьем месте Kia – 26%. Но если у Mazda и Mitsubishi рост был и относительно ноября (54 и 61%), то продажи Kia, наоборот, снизились более чем на 2%.

Главными аутсайдерами в массовом сегменте стали Chevrolet, Škoda и Ford. Несмотря на ажиотажный спрос в декабре, продажи этих брендов упали более чем на четверть. Минус 9% показал АвтоВАЗ.  

В премиальном сегменте максимальный рост продаж был у Infiniti и Porsche – 69 и 66% соответственно. Замыкал тройку лидеров Audi – 15%. Относительно ноября Infiniti увеличил продажи на 95%, Porsche – 43%, Audi – 11%. Отрицательные показатели в декабре были  у BMW и Land Rover – 14 и 7%.

«По моим ощущениям, в декабре около 60% покупок были сугубо эмоциональными», – говорит Виталий Грошенков. Например, абсолютным лидером по росту продаж стала Isuzu. В декабре японский автоконцерн увеличил продажи в России в 11 раз, до 188 автомобилей. 

«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 года еще ниже», – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе. Согласно прогнозу организации, в текущем году российский авторынок сократится еще на 600 тыс. машин, или 24%, до 1,89 млн штук.

Участники рынка считают прогноз АЕБ оптимистичным. По оценке генерального директора Suzuki в России Коичи Такакура, объем продаж автомобилей может упасть до 1,5 млн штук. Это уровень кризисного 2009 года. Этого не исключает и глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.  

Главная задача автопроизводителей – не потерять позиции в России, втором по величине рынке в Европе после Германии. По словам руководитель Skoda в России Любомира Наймана, в 2015 году компания будет стремиться сохранить рыночную долю (по итогам 2014 года – 3,4%). «Соотношение продаж автомобилей российской сборки и импортируемых также останется на текущем уровне – 90 на 10%», – уточнил он. Такой же политики придерживается и Suzuki. Коичи Такакура добавил, что сейчас из-за курсовых разниц стало выгоднее возить машины, собранные в Японии. Это значит, что японские бренды получат преимущество в ценообразовании.  

Но есть те, кто попытается извлечь выгоду из кризисной ситуации. В 2015 году Kia планирует развернуть агрессивную кампанию по ценообразованию и продвижению бренда, заявил РБК управляющий директор компании в России Артем Гусаров. «В общем, будет интересно. Мы намерены увеличить нашу рыночную долю как минимум до 8%», – уточнил он. По итогам 2014 года Kia занимала 7,85% российского рынка.

Из-за падения продаж проблемы могут возникнуть у автодилеров, отмечает Владимир Моженков: «Первые две недели января, например, были совершенно пустыми». По его оценке, в 2015 году из 4,5 дилерского центра может закрыться около 600.