Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Почти 40% компании усомнились в способности пережить новые ограничения Бизнес, 01:21 Лидеры Литвы и Франции попросили ЕС ввести санкции против Белоруссии Политика, 00:54 Как устроен хай-тек в мире финансов РБК и Refinitiv, 00:46 ЦБ продлил сроки перевода пенсий на карты «Мир» Общество, 00:21 Макрон потребовал у России объяснений из-за отравления Навального Политика, 28 сен, 23:57 Умерла режиссер «Мосфильма» Марина Лузгина Общество, 28 сен, 23:44 PwC назвала заработавших на рынке развлечений во время пандемии Технологии и медиа, 28 сен, 23:35 Автомобиль с характером: Mercedes-Benz GLE купе РБК и Mercedes-Benz, 28 сен, 23:25 В Армении заявили о масштабном наступлении Азербайджана в Карабахе Политика, 28 сен, 23:20 Трамп назвал фейком статью о неуплате подоходного налога в течение 10 лет Политика, 28 сен, 23:18 В Москве зафиксировали максимум смертей от COVID-19 с середины июля Общество, 28 сен, 23:11 «Татнефть» и «Газпром нефть» смогут вернуть ₽72 млрд потерянных льгот Бизнес, 28 сен, 23:00 Жена сообщила о переписке штурмана Ан-26 за несколько минут до крушения Общество, 28 сен, 22:53 Беглов объявил об ужесточении контроля за масочным режимом в Петербурге Общество, 28 сен, 22:46
Бизнес ,  
0 

Иностранные торговые сети сделали ставку на российскую провинцию

Только в российских городах с населением менее 1 млн человек открылось больше магазинов иностранных марок, чем год назад. Ретейлеры объясняют этот эффект низкой конкуренцией в регионах
Фото:Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Перспективные малые

Рост количества магазинов международных брендов с июля 2015 года по июль 2016 года наблюдался только в российских городах с населением менее 1 млн человек. Таковы выводы исследования ​консалтинговой компании «Магазин магазинов», которое есть у РБК. В городах с населением от 300 тыс. до 500 тыс. человек количество новых магазинов за год выросло в 1,8 раза, до 53. В городах от 500 тыс. человек до 1 млн число магазинов в среднем увеличилось на 17 штук по сравнению с сокращением на 30 годом ранее.

При этом в городах-миллионниках и Санкт-Петербурге магазинов закрылось больше, чем открылось. В Москве прирост замедлился примерно в три раза, по данным «Магазина магазинов»: в общей сложности в столице было открыто 53 магазина иностранных брендов.

Большие города уже насыщены крупными магазинами, и торговые центры, которые начали строиться там в конце 2014 — начале 2015 годов, вводятся с меньшей наполняемостью, поясняется в исследовании. Поэтому для международных ретейлеров привлекательны небольшие города, где благодаря низкой конкуренции единственный ТЦ может приносить такую же выручку, как и в городе-миллионнике.

Самыми перспективными регионами в исследовании названы Северный Кавказ и Дальний Восток. О низкой конкуренции на Дальнем Востоке свидетельствуют, в частности, данные компании JLL. Согласно ее прогнозу, по итогам 2016 года на 1 тыс. жителей в Хабаровске придется 279 кв. м площадей торговых центров, во Владивостоке — 167 кв. м. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге количество арендопригодных площадей качественных ТЦ составляет 400 кв. м на 1 тыс. жителей, а в Петербурге — 430 кв. м. В таких городах-миллионниках, как Екатеринбург и Нижний Новгород, этот показатель достигает 532 и 413 кв. м соответственно.

Открытие новых магазинов в регионах, очевидно, связано с появлением качественной коммерческой недвижимости там, считает руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев. На 2016 год девелоперы запланировали ввод около 1,9 млн кв. м новых торговых центров, и 51% из них приходится именно на города с населением менее 1 млн человек, по данным Коротаева. В основном это проекты, реализация которых началась еще в период роста рынка в 2011–2013 годах, оговаривается эксперт.

Стратегия не для всех

Ретейлеры подтверждают низкий уровень конкуренции в небольших российских городах и их интерес к Дальнему Востоку. По этой причине, например, компания Leroy Merlin еще четыре года назад включила в свою стратегию присутствие в городах с населением от 400 тыс. человек, рассказал представитель компании. По его словам, в планах компании — выход на рынки Хабаровска и Владивостока.

Другой французский бренд, Auchan, открывает в небольших городах в основном магазины форматов «Наша радуга» и «Ашан Сити», а не классические гипермаркеты, говорит представитель ретейлера. В 2016 году компания инвестировала 1,5 млрд руб. в развитие в Сибирском и Уральском округах и ожидает открытий в Тюмени и Барнауле до конца года.

Небольшие города интересны и российским брендам. Например, с июля 2015 года по июль 2016 года «М.Видео» открыла около десяти магазинов в городах с населением меньше миллиона. Две трети новых открытий, запланированных на этот год, приходится на Дальний Восток, говорит представитель компании.

Представитель «Дикси» отметил, что ретейлер сосредоточен на Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах. При этом для формата «магазин у дома» численность населения не является ключевым фактором — их открывают и в поселках городского типа с населением около 10 тыс. человек. ​

Однако развитие в маленьких городах интересно не всем, уточняют опрошенные РБК игроки рынка. По мнению представителя финской DIY-сети «К-раута», в городах с населением менее 1 млн сильнее ощущается влияние кризиса.

Президент Finn Flare Ксения Рясова полагает, что открываться там — удел компаний массмаркета, к которым одежный ретейлер себя не относит. «Населенные пункты с населением 300 тыс. нам точно не подходят, там нет такой покупательной способности», — считает Рясова. По ее словам, сейчас на населенные пункты с населением до миллиона человек приходится менее 10% магазинов сети.

С ней соглашается Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец сетей косметики Lush Russia, который работает в среднеценовом сегменте. У компании в небольших городах работают только магазины по франшизе.