Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Иностранные торговые сети сделали ставку на российскую провинцию

Только в российских городах с населением менее 1 млн человек открылось больше магазинов иностранных марок, чем год назад. Ретейлеры объясняют этот эффект низкой конкуренцией в регионах
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Перспективные малые

Рост количества магазинов международных брендов с июля 2015 года по июль 2016 года наблюдался только в российских городах с населением менее 1 млн человек. Таковы выводы исследования ​консалтинговой компании «Магазин магазинов», которое есть у РБК. В городах с населением от 300 тыс. до 500 тыс. человек количество новых магазинов за год выросло в 1,8 раза, до 53. В городах от 500 тыс. человек до 1 млн число магазинов в среднем увеличилось на 17 штук по сравнению с сокращением на 30 годом ранее.

При этом в городах-миллионниках и Санкт-Петербурге магазинов закрылось больше, чем открылось. В Москве прирост замедлился примерно в три раза, по данным «Магазина магазинов»: в общей сложности в столице было открыто 53 магазина иностранных брендов.

Большие города уже насыщены крупными магазинами, и торговые центры, которые начали строиться там в конце 2014 — начале 2015 годов, вводятся с меньшей наполняемостью, поясняется в исследовании. Поэтому для международных ретейлеров привлекательны небольшие города, где благодаря низкой конкуренции единственный ТЦ может приносить такую же выручку, как и в городе-миллионнике.

Самыми перспективными регионами в исследовании названы Северный Кавказ и Дальний Восток. О низкой конкуренции на Дальнем Востоке свидетельствуют, в частности, данные компании JLL. Согласно ее прогнозу, по итогам 2016 года на 1 тыс. жителей в Хабаровске придется 279 кв. м площадей торговых центров, во Владивостоке — 167 кв. м. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге количество арендопригодных площадей качественных ТЦ составляет 400 кв. м на 1 тыс. жителей, а в Петербурге — 430 кв. м. В таких городах-миллионниках, как Екатеринбург и Нижний Новгород, этот показатель достигает 532 и 413 кв. м соответственно.

Открытие новых магазинов в регионах, очевидно, связано с появлением качественной коммерческой недвижимости там, считает руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев. На 2016 год девелоперы запланировали ввод около 1,9 млн кв. м новых торговых центров, и 51% из них приходится именно на города с населением менее 1 млн человек, по данным Коротаева. В основном это проекты, реализация которых началась еще в период роста рынка в 2011–2013 годах, оговаривается эксперт.

Стратегия не для всех

Ретейлеры подтверждают низкий уровень конкуренции в небольших российских городах и их интерес к Дальнему Востоку. По этой причине, например, компания Leroy Merlin еще четыре года назад включила в свою стратегию присутствие в городах с населением от 400 тыс. человек, рассказал представитель компании. По его словам, в планах компании — выход на рынки Хабаровска и Владивостока.

Другой французский бренд, Auchan, открывает в небольших городах в основном магазины форматов «Наша радуга» и «Ашан Сити», а не классические гипермаркеты, говорит представитель ретейлера. В 2016 году компания инвестировала 1,5 млрд руб. в развитие в Сибирском и Уральском округах и ожидает открытий в Тюмени и Барнауле до конца года.

Небольшие города интересны и российским брендам. Например, с июля 2015 года по июль 2016 года «М.Видео» открыла около десяти магазинов в городах с населением меньше миллиона. Две трети новых открытий, запланированных на этот год, приходится на Дальний Восток, говорит представитель компании.

Представитель «Дикси» отметил, что ретейлер сосредоточен на Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах. При этом для формата «магазин у дома» численность населения не является ключевым фактором — их открывают и в поселках городского типа с населением около 10 тыс. человек. ​

Однако развитие в маленьких городах интересно не всем, уточняют опрошенные РБК игроки рынка. По мнению представителя финской DIY-сети «К-раута», в городах с населением менее 1 млн сильнее ощущается влияние кризиса.

Президент Finn Flare Ксения Рясова полагает, что открываться там — удел компаний массмаркета, к которым одежный ретейлер себя не относит. «Населенные пункты с населением 300 тыс. нам точно не подходят, там нет такой покупательной способности», — считает Рясова. По ее словам, сейчас на населенные пункты с населением до миллиона человек приходится менее 10% магазинов сети.

С ней соглашается Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец сетей косметики Lush Russia, который работает в среднеценовом сегменте. У компании в небольших городах работают только магазины по франшизе.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 7 февраля
EUR ЦБ: 100,68 (-2,25)
Инвестиции, 06 фев, 18:12
Курс доллара на 7 февраля
USD ЦБ: 96,91 (-1,15)
Инвестиции, 06 фев, 18:12
Экспорт пива из России в Грузию достиг максимума за 16 летВино, 10:52
Changan начал переговоры о сборке в России. ПодробностиАвто, 10:49
Где купить квартиру в 2025 году: 5 новых проектов в Москве и областиРБК и ПИК, 10:48
4 причины, по которым можно уволить сотрудника без его желанияPro, 10:42
Акции ЮГК потеряли более 6% после отчета за 2024 год и прогноза на 2025-йИнвестиции, 10:40
Нетаньяху поблагодарил Трампа за санкции против МУСПолитика, 10:37
Bloomberg узнал о скорой премьере нового iPhone SE 4Life, 10:30
Призвание: как найти дело, для которого вы созданы
Интенсив РБК Pro поможет разобраться в себе и прекратить поиски
Подробнее
Суд арестовал женщин, задержанных за подготовку теракта по заказу СБУПолитика, 10:29
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 10:28
Южная Корея впервые за десять лет купила вертолеты у РоссииЭкономика, 10:25
Как китайский химик обошел Tesla на рынке электромобилей. История BYDPro, 10:20
Ермак обсудил с посланником Трампа предстоящий визит на УкраинуПолитика, 10:14
Прокуратура проверит Wildberries из-за досмотров с раздеваниемБизнес, 10:14
Задержанные за подготовку терактов против офицеров рассказали о тайникеПолитика, 10:08