Лента новостей
Белый дом опубликовал график встречи Путина и Трампа в Хельсинки 09:11, Политика Путин рассказал о миллионах кибератак на Россию во время ЧМ 09:07, Технологии и медиа Неизвестный Китай: какая культура скрывается за иероглифами 08:59, РБК и Шелковый путь Маск назвал спасавшего детей из пещеры в Таиланде дайвера «педофилом» 08:44, Общество Еда на колесах: сколько стоит открыть и как окупить свое мобильное кафе 08:25, РБК и ГАЗ 7 ошибок на парковке, после которых машину эвакуируют 08:13, Авто Песков назвал условие расширения географии использования машин «Кортеж» 08:08, Политика Росприроднадзор оценил нанесенный ММК ущерб экологии в 3,2 млрд руб. 08:01, Бизнес Песков рассказал о роли нового оружия в «бетонировании» ядерного паритета 08:01, Политика В Иркутской области зафиксировали природные пожары на площади 23 тыс. га 07:24, Общество Чемпионат экранов: как интернет отыгрывает у ТВ интерес болельщиков 07:01, Технологии и медиа 15 вопросов о встрече Путина и Трампа в Хельсинки 07:00, Политика Помпео заявил об ответственности России за отношения Москвы и Вашингтона 06:44, Политика Times сообщила о переговорах Великобритании и Эквадора о судьбе Ассанжа 06:39, Политика Как бизнесу сократить транспортные расходы на 25% 06:20, РБК и «Шелл» СК рассказал о подтверждении подлинности останков царской семьи 06:15, Общество Президент Хорватии выступила за диалог с Россией вместо изоляции 05:43, Политика Туск после слов Трампа о ЕС обвинил его в распространении лживых новостей 05:19, Политика Брат отравившегося в Эймсбери рассказал о «Новичке» в флаконе от духов 05:11, Политика СМИ узнали о планах ограничить импорт алюминия для поддержки Rusal 05:01, Экономика СМИ рассказали о планах эвакуировать группу «Белые каски» из Сирии 04:44, Политика СМИ узнали об отказе принцев участвовать во встрече Елизаветы II и Трампа 04:07, Политика NYT связала «дело Скрипаля» с предполагаемым вмешательством в выборы США 03:37, Политика Фестиваль болельщиков ФИФА во время ЧМ посетили более 7 млн человек 03:35, Общество В Минобороны подвели итоги весеннего призыва 03:13, Политика Насколько Россия готова к промышленным инновациям 02:54, РБК и Schneider Electric СМИ узнали о пропаже сотен военных после нападения «Боко-Харам» в Нигерии 02:39, Политика В Париже во время празднования победы сборной на ЧМ произошли беспорядки 02:35, Общество
Абрамович с Абрамовым купили 24,5% «Трансконтейнера»
Бизнес, 13 дек 2017, 12:06
0
Абрамович с Абрамовым купили 24,5% «Трансконтейнера»
Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю
Роман Абрамович (Фото: Алексей Насыров / ТАСС)

Контейнеры для Абрамовича

Компания «Енисей Капитал» приобрела 24,5051% акций «Трансконтейнера» 6 декабря, говорится в материалах «Трансконтейнера», опубликованных на сайте раскрытия информации 13 декабря.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», «Енисей Капитал» на 99,9% принадлежит кипрской «Тембиза Холдингз Лтд.», остальное — у «Содха Инвестментс Лтд.». Как сообщили РБК два источника, близких к руководству и действующим акционерам «Трансконтейнера», конечным владельцем «Енисей Капитала» является Роман Абрамович.

​Представитель Millhouse (управляет активами Романа Абрамовича) Джон Манн подтвердил РБК заключение сделки. По его словам, «Енисей Капитал» — совместная структура Абрамовича и его партнера по Evraz Александра Абрамова. Источник, близкий к одной из сторон сделки, пояснил РБК, что Абрамов участвует в сделке через компанию Invest AG, которой он владеет совместно с Александром Фроловым.

Как отметил представитель Millhouse, «цена соответствует рыночному уровню». Более подробную информацию он не привел. По итогам торгов на Московской бирже 6 декабря (день заключения сделки) 24,5% «Трансконтейнера» стоили 15,1 млрд руб. Источник, близкий к одной из сторон сделки, говорит, что акции были куплены по цене 4 320 руб. за штуку Исходя из этого, стоимость пакета составила 14,7 млрд руб.

По словам источника РБК, близкого к одной из сторон сделки, «одобрения ФАС не требовалось на покупку такого пакета». «В случае если совокупный пакет акций у покупателя не превышает 25% голосующих акций, согласование сделки не требуется», — подтвердил РБК представитель антимонопольной службы. При этом он отметил, что появление независимой группы среди акционеров «Трансконтейнера» «положительно скажется на развитии транзита в России».

Продавца 24,5% «Трансконтейнер» не раскрывает, но эта доля соответствует пакету НПФ «Благосостояние» (его представитель пока не ответил на запрос РБК). 50,2% плюс две акции «Трансконтейнера» принадлежат «дочке» РЖД — Объединенной транспортно-логистической компании, еще 25,07% у группы FESCO, подконтрольной «Сумме» Зиявудина ​Магомедова.

Источник, близкий к одной из сторон сделки, подтвердил РБК, что была продана доля «Благосостояния». По его словам, на этот пакет были и другие претенденты, в частности РФПИ (представитель фонда это не комментирует). Однако все претенденты, кроме «Енисей Капитала», предлагали большой дисконт, поскольку выставленный на продажу пакет меньше блокирующего, сказал собеседник.

Претенденты на «Трансконтейнер»

«Сумма» в 2012 году купила у бизнесмена Сергея Генералова группу FESCO, которая на тот момент уже владела 23,7% «Трансконтейнера». Магомедов всегда говорил, что стратегически заинтересован увеличить долю в «Трансконтейнере» до контрольной, и писал об этом президенту Владимиру Путину, предлагая создать на базе компании национального контейнерного оператора. FESCO увеличила долю в «Трансконтейнере» до блокпакета, скупая акции на рынке, но контроль так и не получила.

Категорически против приватизации «Трансконтейнера» выступал Владимир Якунин, который возглавлял РЖД до августа 2015 года. Позиция нового главы РЖД Олега Белозерова относительно этой сделки смягчилась, однако и он называл ее нецелесообразной. «Предметное обсуждение вообще продажи «Трансконтейнера» у нас ведется. Мы для себя это пытаемся сформулировать. Пока продажа «Трансконтейнера» видится нецелесообразной», — говорил он в декабре 2016 года (цитата по ТАСС).

При этом Белозеров назвал и новых потенциальных инвесторов «Трансконтейнера» — в частности, UCL Holding Владимира Лисина (владеет крупным контейнерным терминалом в порту Санкт-Петербурга). Источники РБК, близкие к потенциальным претендентам, говорили также о заинтересованности в покупке железнодорожного оператора со стороны группы «Дело» Сергея Шишкарева и фонда РФПИ совместно с контейнерным оператором DP World. К тому же в сентябре 2017 года РФПИ и DP World подали заявку на покупку около 40% группы FESCO, но она пока не одобрена, говорил РБК представитель службы.

Представитель «Суммы» сказал, что группа по-прежнему заинтересована в покупке доли РЖД в «Трансконтейнере». Появление нового акционера у компании он комментировать не стал. Представители РФПИ, «Дела» и UCL отказались от комментариев.

В ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов направил Путину письмо, в котором предложил продать принадлежащие РЖД акции «Трансконтейнера» в апреле 2018 года, писала газета «Коммерсантъ». Инвестиционным консультантом продажи выступит «ВТБ Капитал». Предполагается, что продажа будет проходить через аукцион, а покупателем станет квалифицированный инвестор, обладающий соответствующими компетенциями и заинтересованный в развитии контейнерных перевозок между регионами Европы и Азии. Представитель «ВТБ Капитала» отказался от комментариев.

В случае продажи доли в «Трансконтейнере» РЖД создаст аналогичного оператора на вырученные деньги, говорил вице-президент РЖД Андрей Старков.

Портфельная инвестиция

«Покупка 24,5% «Трансконтейнера» — это портфельная инвестиция. Если в ближайшее время будет предложена хорошая цена, то этот пакет будет перепродан», — считает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. По его словам, в качестве стратегических инвесторов оператора логичнее выглядят «Сумма» или UCL Holding.

Ворчик считает, что покупка доли в «Трансконтейнере» может быть интересна не только как краткосрочная инвестиция в преддверии приватизации пакета РЖД, но также и на более отдаленную перспективу, поскольку потенциал роста у контейнерного рынка очень большой.

​Старший аналитик рейтингового агентства АКРА Александр Гущин согласен, что эта сделка может быть портфельной инвестицией для дальнейшей перепродажи. По его словам, в действующие бизнесы Абрамовича и Абрамова (их крупнейшие активы — доли в Evraz и «Норникеле») «Трансконтейнер» не вполне вписывается. С их металлургическими активами большую синергию могли бы иметь транспортные компании, специализирующиеся на перевозке в полувагонах, отмечает эксперт. Представитель Millhouse отказалась прокомментировать возможность перепродажи доли в «Трансконтейнере».

47% рынка

«Трансконтейнер» является крупнейшим российским оператором контейнерных перевозок. На долю компании приходится около 47% железнодорожных контейнерных перевозок России. У «Трансконтейнера» 42 собственных терминала в России, а также 19 терминалов в Казахстане. «Трансконтейнер» владеет 50% крупнейшего казахстанского железнодорожного контейнерного оператора «КеденТрансСервис». В собственности «Трансконтейнера» находится более 23 тыс. платформ и около 71 тыс. контейнеров в России.

Выручка компании по МСФО за девять месяцев 2017 года выросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 31%, до 48,2 млрд руб., чистая прибыль — в два раза, до 5,2 млрд руб.