Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Музыкой навеяло: как Кэмерон Макинтош заработал $1,2 млрд на мюзиклах

9 октября исполнилось 30 лет мюзиклу «Призрак оперы». Это самый кассовый развлекательный проект всех времен со сборами $6 млрд. А его продюсер Кэмерон Макинтош — единственный человек, заработавший миллиард на театре
Музыкой навеяло: как Кэмерон Макинтош заработал $1,2 млрд на мюзиклах

Спустя неделю после 30-летия самого кассового мюзикла, «Призрака оперы», 70 лет исполнится человеку, благодаря которому это шоу стало легендой, — Кэмерону Макинтошу, самому успешному театральному продюсеру британского Вест-Энда и всего мира.

На счету Макинтоша, карьера которого началась с череды громких провалов, постановка более 30 успешных мюзиклов, включая «Мисс Сайгон», «Моя прекрасная леди», «Волосы», «Мэри Поппинс», «Иствикские ведьмы» и другие. Два мюзикла — «Кошки» и «Отверженные» — собрали свыше $10 млрд.

В марте 2016 года журнал Forbes впервые занес Макинтоша в список богатейших бизнесменов мира, оценив его состояние в $1,2 млрд. И это единственный представитель театрального рынка в этом списке.

Театр с детства

Кэмерон Энтони Макинтош родился 17 октября 1946 года в Лондоне. Он был старшим из трех сыновей. Его отец, англичанин с шотландскими корнями Ян Макинтош, торговал лесоматериалами, а в свободное от работы время играл на трубе в группе «Троглодиты» под псевдонимом Спайк. Мать Макинтоша, Диана, британка с мальтийскими, французскими и итальянскими корнями, работала секретарем.

Будущее Кэмерона определили две его тети: когда мальчику было восемь лет, они отвели его на мюзикл Джулиана Слейда «Дни юности». Мальчик никогда не видел мюзикл и не хотел идти, но в результате был поражен. «Когда наступил день моего рождения, мои тети и мама спросили, что бы я хотел получить в подарок. Я попросить сводить меня на «Дни юности» еще раз», — вспоминал Макинтош спустя 62 года в интервью Times (FT). Будучи под впечатлением от спектакля, Кэмерон основал собственный театр — кукольный, для которого сам писал сценарии.

Окончив школу, Макинтош поступил в Центральную драматическую школу Лондона, но высшего образования так и не получил: в школе отводилось много времени истории театра, а Кэмерон хотел сосредоточиться на практике.

Когда ему исполнилось 18 лет, он устроился работником сцены в спектакль «Камелот» за семь фунтов в неделю. Еще столько же он получал за уборку зала после спектакля. «Я начинал с самых низов — после войны у меня ничего не было. У меня была любящая семья, я ходил в хорошую среднюю школу (закрытая частная средняя школа для мальчиков Prior Park College в Бате, графство Сомерсет). Так что, если сравнивать со многими семьями, я был весьма обеспечен, но мне приходилось занимать £10 тут, £20 — там», — делился он воспоминаниями в интервью FT.

Именно в это время Кэмерон подружился с одним из авторов «Камелота» либреттистом Аланом Джей Лернером. Когда Макинтошу было 22 года, он, работая над рекламной кампанией рок-оперы «Волосы», придумал новый способ привлечения аудитории: он предложил продавать билет на спектакль вместе с железнодорожным билетом.

Череда провалов

Первым шоу, которое Макинтош решил спродюсировать, был мюзикл Кола Портера «Все подойдет» (Anything Goes). Премьера состоялась в 1969 году в театре «Кентон», но постановка провалилась и была закрыта. Неудачным оказалось и второе шоу — театральная версия популярного радио шоу «Долины» (the Dales), премьера которой состоялась в 1970 году. «После «Все подойдет» у меня остался долг в £40 тыс., после «Долин» — £10 тыс. А шоу «Одеколон» (After Shave) (...) обернулось полной катастрофой», — вспоминал он в интервью Guardian.

Молодой продюсер смог погасить долги благодаря скромному образу жизни. «Я жил на два-три фунта в день, учился готовить», — рассказывал он. Даже заработав сотни миллионов, Макинтош не изменил привычке экономить. «При желании я мог бы позволить себе частный самолет. Но если я совершаю короткий перелет — в Шотландию к примеру или на континент, я [пользуюсь] лоукостером. А еще я езжу на метро. Во-первых, передвигаться по Лондону на общественном транспорте зачастую удобнее, [чем на такси]. А во-вторых, мне важно знать, что значат для людей £50–60, которые они отдают, чтобы посмотреть мои шоу. Я понимаю, что люди, благодаря которым я сколотил состояние, вынуждены тщательно следить за своими тратами и хотят получать услуги соответствующего качества», — объяснял он изданию.

Череда успеха

После серии провалов Макинтош изменил подход к постановкам. Он отказался от возобновления старых мюзиклов и сосредоточился на продюсировании новых. Первый такой мюзикл — «Карта» (the Card), вышедший в 1973 году, продержался на сцене всего полгода. Но второй — мюзикл Стивена Сондхейма «Бок о бок» (Side By Side), вышедший в 1976 году,  принес грандиозный успех. Постановка выдержала 781 представление и принесла £100 тыс., при том что инвестиции в проект составили всего £6 тыс. В 1977 году вышла еще одна успешная постановка — возобновленный мюзикл «Оливер!» Лайонела Барта по мотивам романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист». Макинтош приобрел 50% прав на шоу. Как отмечает FT, сделка принесла ему сотни миллионов фунтов дивидендов.

Феномен «Кошек»

Поворотным моментом в жизни Макинтоша стала встреча в 1978 году с композитором Эндрю Ллойдом Уэббером. К тому моменту музыкант был уже знаменит благодаря мюзиклам «Иисус-Христос — суперзвезда» и «Эвита». На вручении премии Совета театров Вест-Энда, который признал «Эвиту» лучшим мюзиклом года, Макинтош занимался организацией церемонии награждения. Должна была прозвучать ария «Не плачь по мне, Аргентина». Камерон столкнулся с техническими сложностями, и Уэбберу не понравилось звучание его музыки, о чем он сказал Макинтошу. В результате между ними чуть не завязалась драка.

Этот эпизод не помешал Уэбберу позвонить Макинтошу в 1980 году и предложить ему обсудить идею мюзикла по мотивам поэмы Томаса Стернза Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом».

Уэббер предложил поставить танцевальный мюзикл, тогда как в Великобритании мюзиклы представляли собой спектакли, где актеры пели, и лишь немногие могли одновременно петь и танцевать. «Идея, что в Великобритании можно поставить мюзикл, была весьма смехотворной, но идея сделать танцевальный мюзикл была полнейшим безумием. Это делали только американцы», — вспоминал 69-летний Макинтош в беседе с Finanical Times.

Когда Макинтош и Уэббер искали деньги на постановку, они и представить не могли, что «Кошки» будут выходить по всему миру, песня Memory («Память») станет бессмертным хитом, а сами они станут мультимиллионерами. В них не верили инвесторы. «Половина населения земного шара любит кошек, и еще столько же — их ненавидят. И я очень счастлив играть для половины мира», — говорил Уэббер продюсерам компании Warner Brothers. Но их не впечатлило: «Они сказали мне, что я сумасшедший».

Производственные расходы оценивались в £450 тыс. Макинтош и Уэббер собрали лишь половину суммы, в результате чего последнему пришлось взять кредит на £75 тыс. «Все вокруг были убеждены, что «Кошки» с треском провалятся. Но надо рисковать!» — вспоминал Макинтош в беседе с Forbes в 2016 году.

11 мая 1981 года, в день лондонской премьеры, он и Уэббер пережили настоящий шок, когда кто-то из публики в конце первого акта выкрикнул «отстой» (rubbish). Позднее выяснилось, что зритель был пьян и комментарий относился к декорациям (другое значение rubbish — хлам). Чтобы как-то побороть волнение, продюсер и композитор крепко напились.

Результат оказался в корне противоположным. «Кошки» взорвали Вест-Энд и Бродвей, а 240 инвесторов, вложивших деньги в оригинальную лондонскую постановку, начали богатеть. «Это были люди, которым внушали, что они не должны инвестировать в шоу-бизнес, что это опасно, но они отдавали свои сбережения. Я было говорил «не надо», а они отвечали: мы верим в Эндрю».

То, что «Кошки» разительно отличались от традиционных мюзиклов с точки зрения сюжета, исполнения и декораций, дало им важное преимущество: ни в одной стране мира театры даже не пытались создать свои версии «Кошек» — все требовали оригинал, отмечает FT. «Как было раньше (до «Кошек»): ты высылал им сценарий, и если они платили £3 тыс., ты предлагал им план постановки, и они ставили свою версию. Теперь же они говорят: «Мы хотим поставить «Кошек» в Вене или Норвегии, но мы хотим, чтобы продюсировали вы», — вспоминал Макинтош. Так, его шоу в Пекине или американском Милуоки не отличается от прототипов в Лондоне и Нью-Йорке, отмечает FT.

Доход «Призрака»

Макинтош сотрудничал с Уэббером несколько раз: в 1982 году он продюсировал мюзикл «Песня и танец» (Song and Dance), а в 1986 году — «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera). Идея создания последнего возникла у Уэббера в 1984 году, когда он женился на молодой актрисе и певице Саре Брайтман. Он хотел поставить шоу, рассчитанное под ее голос. Как рассказывал сам Кэмерон, Уэббер позвонил ему, когда тот принимал ванну, и спросил, что он ответит, если он скажет ему «Призрак оперы». Макинтош уже знал, что, скажи ему Эндрю хоть «патентованное средство от тараканов», нужно соглашаться.

Премьера мюзикла «Призрак оперы» состоялась в Вест-Энде в 1986 году и на Бродвее в 1988 году. Дизайнер Мария Бьёрнсон получила несколько престижных наград за разработанные декорации, в том числе люстру, гондолу в подземелье и широкую лестницу, а также более 200 костюмов.

Этот мюзикл стал вторым самым долгоиграющим мюзиклом в истории Вест-Энда и мира после мюзикла «Отверженные» и третьим самым долгоиграющим спектаклем после мюзикла «Отверженные» и пьесы «Мышеловка». Кроме того, «Призрак оперы» стал самым продолжительным мюзиклом в истории Бродвея, перегнав по показам мюзикл «Кошки» в 2006 году.

Шоу было поставлено в 151 городе 30 стран, его посмотрели более 150 млн человек. «Призрак оперы» — самый кассовый развлекательный проект всех времен: по данным FT, по состоянию на январь 2016 года международные сборы составили $6 млрд.

Бизнес Кэмерона Макинтоша в цифрах

В $1,2 млрд оценивал состояние Макинтоша журнал Forbes в марте

На 6,5%, до £623 млн, выросли в 2015 году относительно 2014 года продажи билетов в лондонские театры

От £23 до £125 стоит билет на мюзикл «Призрак оперы» в Лондоне

$5,5 млрд собрал за время своего существования мюзикл «Отверженные»

75% акций компании Music Theatre International, выдающей лицензий на театральные постановки в США, владеет Макинтош

Восемь театров в Великобритании принадлежат Макинтошу

Театральная империя

Своим бизнесом продюсер управляет через компанию Cameron Mackintosh Limited. Это частная компания, свои финансовые показатели она не раскрывает. По данным FT, в 2015 году ее прибыль до налогообложения составила £27,7 млн при обороте £139 млн, а сам Макинтош получил £13 млн в качестве дивидендов.

Так говорит Макинтош

«Я думаю, это мое самое большое достижение — я привил стандарты. Это действительно чувствуется, так как по-настоящему качественная вещь проживет дольше, чем какая-то дешевка».

«Я никогда в жизни не предлагал идеи. Но если я почувствовал, что в идее есть нечто оригинальное, я налаживаю взаимодействие с автором и делаю его шоу настолько хорошим, насколько это возможно. Я, так сказать, причесываю его лучшим образом. И хотя я не могу петь и танцевать, я могу кряхтеть, ворчать и шаркать рядом с хореографом».

«Лучший пример для меня — моя мама. В январе ей 97, и она за словом в карман не полезет».

«Я миллиардер, но я никогда не забываю об очередях за дешевыми местами».

«Недостаток кино, как я выяснил, заключается в том, что кассовые сборы могут быть огромными, но много ты не получишь, и тебе придется утрясать денежный вопрос около пяти лет. Я лучше возьму £1 млн с театра, чем £10 млн — с кино, так как в конечном счете от театра я получу больше».

Источник: Guardian, Financial Times

Макинтош регулярно возобновляет старые мюзиклы, привлекая новых директоров и актеров. Как отмечает FT, к 2020 году он планирует спродюсировать 47 постановок. «Шесть или семь версий «Отверженных», три — «Призрака оперы», пара «Кошек» и четыре «Мисс Сайгон».

Кроме того, ему принадлежат 100% авторских прав на «Мисс Сайгон» и «Отверженные», а также доля в мюзиклах «Кошки» и «Призрак оперы» — Макинтош получает деньги с каждого спектакля.

Макинтош принципиально не собирается углубляться в кинематограф, хотя фильм «Отверженные», снятый по мотивам мюзикла, стал хитом и получил три «Оскара». По его словам, большинство серьезно недооценивает экономику музыкального театра. В течение долгого времени мюзиклы собирают очень крупные суммы. «Аватар», самый кассовый фильм в истории Голливуда, собрал в прокате $2,9 млрд — вдвое меньше, чем «Призрак оперы».

Кэмерон Макинтош владеет восемью театрами в Великобритании. Скупать их он начал в 1991 году. По его словам, владение театрами и продюсирование спектаклей — конкурентные бизнесы: владелец театра хочет взять за ренту как можно больше, тогда как продюсер желает платить как можно меньше. «Никогда бы не подумал, что буду владеть театром. Участники этого бизнеса — не то чтобы враги, но люди, с которыми сложно иметь дело». Макинтош не боится конкурентов, в том числе крупнейшего в Великобритании владельца театров — компанию Ambassador Theatre Group. «Я считаю, они работают очень некачественно, как и большинство продюсеров в Лондоне. Это очень вредно для компаний, которые работают только для того, чтобы приносить деньги инвесторам. Когда ты выжимаешь все что можно из продукта, чтобы сохранить прибыль, — это ужасная ошибка». К тому моменту, как он заинтересовался покупкой театров, он уже был богат и мог инвестировать в их обновление больше, чем конкуренты. На январь 2016 года он вложил в первые семь театров £45 млн.

Эти вложения окупились сполна. Управляющая театрами компания Delfont Mackintosh в 2015 году получила прибыль до налогообложения в размере £14,2 млн и £44 млн выручки, пишет FT. В целом, отмечает издание, театральный сектор в Лондоне процветает последние десять лет благодаря росту цен на билеты: несмотря на то что посещаемость в 2015 году выросла относительно 2014 года всего на 1%, до 14,7 млн человек, продажи увеличились на 6,5%, до £623 млн, тогда как средняя стоимость билетов выросла до £42.

Третий сегмент бизнеса Макинтоша — предоставление лицензии на постановку мюзиклов в США. Согласно американскому законодательству об авторском праве, чтобы продюсировать театральный спектакль или мюзикл, необходимо иметь лицензию. Такие лицензии предоставляет компания Music Theatre International (MTI). Макинтошу принадлежит 75% ее акций, в 2017 году он рассчитывает выкупить остальные. MTI предоставляет лицензии на производство 25 тыс. постановок в год 70 тыс. организаций — от региональных театров до любительских трупп и школ. Каждая школа в США, которая ставит «Лак для волос» или «Энни», платит MTI пошлину в размере от $700 до $1 тыс. MTI удерживает около 15%, остальное получает писатель, композитор либо другие правообладатели.

В частности, «Магазинчик ужасов», который уже не выходит на Бродвее, исполняется в США сотни раз в год. В 2015 году эти пошлины за лицензии и авторские права принесли Макинтошу £22,5 млн. Авторские права в США, отмечает FT, действуют в течение всей жизни правообладателя и еще 70 лет после его смерти.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48