ОНЭКСИМ приступил к продаже пакета акций UC Rusal
ОНЭКСИМ принимает заявки
Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова приступила к ускоренному сбору заявок на продажу части своего пакета в UC Rusal (сейчас владеет 17,02%) на биржах Гонконга и Москвы, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники. Это подтверждается материалами, которые группа разослала в понедельник, 13 февраля, потенциальным инвесторам (копия есть у РБК).
ОНЭКСИМ предлагает инвесторам приобрести не менее 2,5% UC Rusal, говорится в этих материалах. Но объем предложения может быть увеличен, следует из документов. Книга заявок открылась в 12:30 мск и закроется к 19:00 мск, после этого будет объявлена цена размещения. По итогам торгов в понедельник (на Гонконгской бирже торги завершились в 11:00 мск) 2,5% UC Rusal стоили $200 млн.
Организатором размещения выступает «ВТБ Капитал». Его представитель отказался от комментариев.
О том, что ОНЭКСИМ решила в ближайшее время разместить чуть меньше трети своего пакета в UC Rusal (около 5% из 17,02%), поздно вечером в четверг, 9 февраля, сообщило агентство Reuters. Тогда это подтвердил собеседник РБК, близкий к ОНЭКСИМу. «У UC Rusal хорошие перспективы, продажа пакета должна повысить ликвидность и, соответственно, стоимость нашего оставшегося пакета», — сказал тогда он. Впрочем, собеседник РБК уточнял, что размер продаваемого пакета пока не определен. Он сообщил, что группа Прохорова до сих пор не определилась ни с размером, ни с точными сроками размещения. «Посмотрим в понедельник, что будет с рынком», — заметил он.
Утром в понедельник, 13 января, газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на свои источники, что ОНЭКСИМ собирается продать именно 5% и на прошлой неделе группа уже провела road show в преддверии этого размещения. «Если к воскресенью удалось найти покупателей на весь пакет, то о сделке будет объявлено уже в понедельник», — сказал один из источников газеты. Однако источник РБК, близкий к ОНЭКСИМу, опроверг эту информацию.
«У ОНЭКСИМа не было и не будет road show [перед продажей доли в UC Rusall]. Возможно, они (источники «Ведомостей». — РБК) перепутали это с road show по бондам самой UC Rusal», — предположил собеседник РБК. UC Rusal разместила еврооблигации на $600 млн 26 января, презентация для инвесторов (road show) этих бумаг прошла 20–25 января в Азии, Европе и Северной Америке. Над этой сделкой работал пул из 13 банков.
Усиление Вексельберга
Помимо ОНЭКСИМа у UC Rusal есть еще три крупных акционера — En+ Олега Дерипаски (48,13%), Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (15,8%), а также швейцарская Glencore (8,75%). Остальные акции — около 10% — торгуются на Гонконгской и Московской биржах, а также на NYSE Euronext.
Более полугода, как минимум с лета 2016 года, ОНЭКСИМ вел переговоры о продаже своей доли в UC Rusal. Изначально на его пакет претендовал сенатор от Дагестана Сулейман Керимов, чей сын Саид контролирует золотодобывающую компанию «Полюс». Затем появился новый претендент — Sual Partners, который решил увеличить долю в UC Rusal. Но совместное предприятие Вексельберга и Блаватника было готово купить только 12% из 17,02%, принадлежащих ОНЭКСИМу, чтобы не пришлось делать оферту другим совладельцам алюминиевой компании: оферта обязательна при превышении порога в 30%. Покупка 12% позволила бы Sual Partners стать вторым по размеру крупнейшим акционером компании (с долей в 27,8%) после Дерипаски.
У Sual Partners не было эксклюзива на этих переговорах, рассказывал РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров. Несмотря на это, Вексельберг еще в cентябре 2016 года говорил, что сделка будет завершена в ближайшее время — в течение месяца. Но она не была заключена ни по итогам 2016 года, ни в январе 2017 года. А неделю назад, 5 февраля, стало известно, что переговоры ОНЭКСИМа с Sual Partners зашли в тупик. Одна из причин в том, что с лета 2016 года вслед за ценами на сырье подорожал и UC Rusal, 12% его акций стоили уже не около $700 млн, как было в начале переговоров, а более $1 млрд.
Помимо подорожавших акций завершению сделки на прежних условиях мешали и другие обстоятельства, в частности законодательство Гонконга, в соответствии с которым если бы ОНЭКСИМ сохранил небольшую долю в UC Rusal, продав Вексельбергу и Блаватнику основную часть своего пакета, то ОНЭКСИМ с Sual Partners могли быть признаны аффилированной группой лиц, а значит, им не удалось бы избежать оферты. Об этом РБК рассказывал источник, близкий к одной из сторон переговоров.
А в четверг, 9 февраля, в агентствах Bloomberg и Reuters появилась информация о том, что сам UC Rusal решил провести допэмиссию и продать 20% акций на Лондонской бирже. Это размыло бы доли не только крупнейшего акционера компании En+ Олега Дерипаски, но и основных миноритариев — ОНЭКСИМа, Sual Partners и Glencore. Один из собеседников РБК, близкий к акционерам UC Rusal, подверг сомнению эту идею, назвав новость о размещении UC Rusal в Лондоне «уткой». Сам UC Rusal на следующий день сообщил, что его совет директоров пока не рассматривал и не обсуждал SPO в Лондоне.
С четверга, когда впервые появилась информация о планах алюминиевой компании провести допэмиссиию и разместить на бирже 20% акций, до понедельника капитализация UC Rusal на Гонконгской бирже снизилась на 4,2%, или $310 млн, по итогам торгов в понедельник, 13 февраля, компания стоила $8,06 млрд. Пакет ОНЭКСИМа (17,02%) за это время подешевел на $50 млн, до $1,37 млрд.
Дерипаска внимательно следил за переговорами ОНЭКСИМа с Вексельбергом, опасаясь усиления влияние Sual Partners в компании, рассказывал РБК в декабре 2016 года источник, близкий к En+ (представитель En+ не стал это комментировать). Продажа части пакета ОНЭКСИМа в UC Rusal на бирже может быть частью сделки с Вексельбергом, считает аналитик БКС Олег Петропавловский. Размещение на бирже от 2,5 до 5% позволило бы партнерам обойти законодательные ограничения Гонконга, предполагает он. «Размещение небольшого пакета на бирже для ОНЭКСИМа выгодно со всех сторон: во-первых, ввиду его размера, его легко провести, во-вторых, оно развяжет сложные моменты в сделке с Sual Partners и позволит опять к ней вернуться», — заключает эксперт. Представитель ОНЭКСИМа и Sual Partners отказались от комментариев.