Перейти к основному контенту
Нефть дешевеет ,  
0 

Российские нефтяные компании назвали критическую цену за баррель

Нефть близка к $30 за баррель. Нефтяники спокойны — проблемы у них начнутся при $15. При такой цене экспортная пошлина и НДПИ обнуляются, но эксперты уверены, что государство найдет способ изъять нефтяные доходы
Рабочие на Южно-Приобском месторождении ОАО «Газпром нефть»
Рабочие на Южно-Приобском месторождении ОАО «Газпром нефть» (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

С начала 2016 года цены на нефть продолжили падение. 12 января цена на Brent опустилась ниже $31 за баррель, вплотную приблизившись к $30. Аналитики UBS ожидают, что такая цена продержится на протяжении всего первого полугодия, аналитики британского банка Standard Chartered считают, что цены могут опуститься до $10 за баррель.

Российское Минэнерго пока готовится к $30 за баррель. В декабре ведомство попросило крупнейшие нефтяные компании провести стресс-тесты при цене от $30 за баррель. Представитель министерства сообщил РБК, что на этой неделе будет назначена дата совещания руководителей нефтяных компаний с министром Александром Новаком, на котором будут подведены итоги работы в 2015 году и рассмотрены планы на 2016 год. Результаты стресс-тестов нефтяникам рекомендовано подготовить к этому совещанию. Минэнерго и представители компаний не раскрывают результаты стресс-тестов, но из заявлений крупнейших нефтяников и оценок аналитиков следует, что отметку $30 за баррель они считают некритичной и готовы выдержать и более низкие цены.

Точки безубыточности

По словам пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, у компании есть стресс-сценарий, рассчитанный на цену $30 за баррель. При такой цене компания продолжит реализовывать даже шельфовые проекты, утверждает Леонтьев, но детали сценария он раскрыть отказался. Представители ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и других крупных нефтяных компаний не стали комментировать итоги своих стресс-те​стов. Источник в «Роснефти» сказал РБК, что «наиболее эффективным российским компаниям» нет необходимости менять инвестиционные и операционные планы при цене на баррель Brent $25 и выше.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин осенью 2015 года говорил, что себестоимость добычи нефти у компании составляет около $4 (без учета транспортных расходов и налогов), поэтому она готова к «дальнейшей борьбе за долю рынка».

ЛУКОЙЛ в стресс-сценарии при цене $30 за баррель закладывает снижение инвестиций на 20%, сказал РБК источник в компании (представитель ЛУКОЙЛа эту информацию не комментирует). Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в сентябрьском интервью «Ведомостям» говорил, что «точка отсечения» для компании — $24 за баррель. В материалах ЛУКОЙЛа говорится, что девальвация рубля за девять месяцев снизила удельные затраты ЛУКОЙЛа на добычу в России на 35%, до $3,68 за баррель (без учета налогов и транспортных расходов). На предновогодней встрече с журналистами Алекперов напоминал, что компания смогла выстоять и выплачивать зарплату сотрудникам и при ценах на нефть $9–12 за баррель. Но если котировки нефти сейчас опустятся до этого уровня, это приведет к «нулевым инвестициям» и сокращению добычи нефти, предупреждал он.

Российские нефтяные компании назвали критическую цену за баррель

Президент «Газпром нефти» Александр Дюков в конце декабря в интервью телеканалу «Россия 24» говорил, что на шельфовом месторождении Приразломное добыча останется рентабельной при цене $25 за баррель, а в целом по компании — при $18–20 за баррель. Правда, себестоимость он оценивал выше, чем его коллега из «Роснефти»: «Если говорить о себестоимости добычи на традиционных, разработанных месторождениях, то себестоимость составляет $12–15 за баррель» (Дюков не уточнял, идет ли речь о себестоимости с учетом налогов и транспорта).

Стресс-тесты при цене на нефть в $30 за баррель провели и небольшие нефтяные компании, входящие в Ассоциацию независимых нефтяных компаний «Ассонефть», рассказал РБК ее генеральный директор Елена Корзун. По ее словам, руководители компаний уже сейчас ведут оптимизацию эксплуатационных затрат: «Речь идет об экономии электроэнергии, снижении затрат на геологоразведку и бурение». Компании останавливают бурение и эксплуатацию низкодебитных скважин даже там, где речь идет о выполнении лицензионных обязательств, а также откладывают инвестпроекты по разработке и разведке новых месторождений, добавила она.

Бюджет без нефтяных доходов

Российские компании устойчивы к падению цен на нефть, считают аналитики Bank of America Merrill Lynch: им помогает курс рубля, падающий вслед за нефтью, и гибкие ставки налогообложения. Согласно ноябрьскому отчету банка, в среднем компании отрасли останутся безубыточными при цене нефти около $30 за баррель, а для «Роснефти» и «Башнефти» этот порог еще ниже — менее $20 за баррель (см. график). В третьем квартале 2015 года полная себестоимость добычи нефти крупнейшими российскими компаниями с учетом налогов и расходов на транспорт составила $38–40, а без учета налогов — $10–13, подсчитал аналитик UBS Максим Мошков. При росте курса доллара этот показатель в валюте снижается, добавляет он.

Государство теряет при падении цены на нефть больше, чем нефтяные компании. «У нас общая налоговая система устроена таким образом, что основные риски изменения цен на нефть лежат не на компаниях, а на государстве, на бюджете», — говорил вице-премьер Аркадий Дворкович в эфире телеканала «Россия-24». При нефти дороже $25 бюджет с каждого $1 роста цены получает $0,82 ($0,42 экспортной пошлины и $0,4 НДПИ), а при падении цены их теряет. При цене $20-25 экспортная пошлина составляет $0,45 на $1 цены, при цене $15-20 — $0,35.

Подъем со дна: в какую цену барреля верят нефтяные магнаты
Фотогалерея 
Вагит Алекперов,  основной владелец компании ЛУКОЙЛ

— Какой будет цена на нефть в ближайший год? 

— Мы считаем, что цена на нефть достигла своего дна в $59–60. Это тот уровень, ниже которого цена в ближайшее время, наверное, не снизится. Мы ждем, может, не резкого, но стабильного, консервативного роста в ближайшие три года. Но я не думаю, что в этот период цена достигнет $70 за баррель.

— Какой курс рубля при такой цене нефти был бы для вас оптимальным? 

— Мы не влияем ни на цену на нефть (на нее влияет мировое потребление), ни на курс рубля. Но для нас сегодня очень важна стабильность курса, его предсказуемость: инвестиционный цикл в нефтяной отрасли значительный, так что эти факторы ключевые. Я считаю, что тот коридор, в котором курс находится сегодня, — 50–57 руб. за доллар — он, наверное, сбалансирован. Цена $60–65 ограничила активные инвестиции в шельфовую нефть на территории США. Страны ОПЕК уже продекларировали, что уровень поддержки цен $60–65 за баррель их удовлетворяет. Все эти факторы говорят нам о том, что эта цена будет стабильной.

— То есть явный проигравший в противостоянии с ОПЕК — США?

— Никакого противостояния, по сути, не было. Надо учитывать, что страны ОПЕК добывают 30% от мировой добычи нефти, контролируют более 80% рынка сырой нефти, их влияние на нефтяные цены огромно. Скорее всего, предсказуемость действий стран ОПЕК будет влиять на нефтяные цены и в будущем. Участники ОПЕК смогли остановить огромный поток инвестиций в развитие нефтяных проектов в Соединенных Штатах: мы сейчас наблюдаем сокращение числа буровых установок, а шельфовая нефть без бурения быстро истощается. В то же время США — крупный потребитель и импортер нефти, поэтому здесь для страны уже положительный эффект проявляется.

— Вы давно и активно лоббируете доступ на шельф для независимых компаний и, кажется, близки к успеху. Будет ли ЛУКОЙЛ инвестировать в шельфовые проекты при нынешнем уровне цен и сколько готов в них вложить?

— Я буду уверен в том, что это решение принято, только когда оно пройдет все законодательные процедуры. Конечно, это нелогично — ограничивать собственные компании в возможности инвестировать в собственной стране. Должны быть равные условия для всех, особенно в такой тяжелый период, который мы сейчас наблюдаем. Но пока есть ограничения по инвестициям. Мы также понимаем, что в ближайшее время наши иностранные партнеры не смогут работать в Арктике. Нужно, конечно, привлекать национальный капитал, национальные компании для того, чтобы активно начать разрабатывать месторождения, которые могут быть открыты в Арктике.

— И все-таки когда и сколько? 

— Шельфовые проекты сами по себе имеют большой инвестиционный цикл. Допустим, мы на Каспии сделали первое открытие в 1995 году, а первую нефть получили в 2008 году, то есть инвестиционный цикл на шельфе составляет 7–15 лет от начала поиска до первой разработки. На разведку, если нам дадут такую возможность, мы готовы выйти очень оперативно. Сложно сказать, сколько денег потребуется. На каждом месторождении до начала разработки нужно пробурить как минимум три разведочные скважины. Это минимум $1 млрд. Компания готова эти деньги выделить на поиск месторождений. Мы готовы за счет того, что оптимизирует свои затраты за пределами Российской Федерации.

— Где будете брать деньги, с учетом того что влияние санкций чувствуют на себе все компании, даже те, которые непосредственно под них не попали? 

— Конечно, мы чувствуем сдержанность банков в выдаче кредитов. Но ЛУКОЙЛ всегда имел и сегодня имеет инвестиционный рейтинг. Мы два дня назад погасили свои еврооблигации на $1,5 млрд. Нам необходимы длинные деньги для нашего цикла. И сегодня эти сложности, конечно, могут ограничить возможности наших инвестиций. Мы чувствуем санкции: к примеру, наш партнер Total не стал реализовывать с нами проект по разработке нефти в Западной Сибири. Потихоньку это все, конечно, сказывается.

— Собираетесь ли возвращаться в Иран или участвовать, к примеру, в продаже иранской нефти? 

— В продаже иранской нефти мы точно не участвуем. Нам не предлагали, да мы и не заинтересованы вести торговые операции. Наш офис на территории Ирана работает, есть планы по изучению ряда провинций там, мы работаем активно с министерством нефти Ирана и с национальной нефтяной компанией. Мы уверены, что при снятии ограничений на территории Ирана у нашей компании будет конкурентное преимущество.

— Как вам кажется, при нынешней цене на нефть будет ли увеличиваться в нефтянке присутствие государства? Вы чувствуете для ЛУКОЙЛа такую угрозу? 

— Я считаю, присутствие государства в нашей отрасли и так чрезмерно. Особенно после того, как «Башнефть» стала государственной компанией. Я уверен, что сохранение конкурентной среды в России — это единственная реальная возможность для государства оценивать и затраты, и отдачу от отрасли, которая определяет и социальное развитие, и наполнение бюджета.

— Германа Грефа часто спрашивают, сколько банков должно быть в стране? А сколько нефтяных компаний? 

— Чем больше, тем лучше.

— Если «Башнефть» выставят на продажу, вы будете заинтересованы в этом активе? 

— Мы не рассматривали возможность покупки компании на территории России и не рассматриваем возможность того, чтобы нас кто-то приобрел. Таких сценариев нет. Мы развиваемся динамично как частная вертикально интегрированная компания, для нас сегодня открыт весь мир, компания ЛУКОЙЛ присутствует в 52 странах. Сейчас готовимся к инвестициям в Мексике, которая открывается после 60 с лишним лет, с тех пор как была национализирована местная нефтяная промышленность. Мы активно работаем в Западной Африке. Компания инвестирует в проекты, которые приносят наибольшую выгоду. Но мы все-таки считаем, что инвестиции на территории России наиболее приемлемы для ЛУКОЙЛа. Мы — российская национальная компания, мы знаем геологию, мы успешны в разведке. ЛУКОЙЛ — одна из немногих, которая каждый год компенсирует тот объем добычи, который производит

Крупнейшие нефтяные компании останутся безубыточными и при цене $15 за баррель, уверен аналитик «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин. Но доходы бюджета в случае достижения этого порога упадут на порядок: при цене $15 и ниже ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины автоматически обнуляются, поясняет он. «При снижении цены на нефть поступления от НДПИ в любом случае упадут. Если цена стала ниже $15 за баррель, то у нас нулевая ставка», — соглашается руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина.

По оценкам Давлетшина, в случае обнуления ставок НДПИ и экспортной пошлины общие доходы бюджета в рублях упадут вдвое, в валюте — еще больше. Государство не сможет этого допустить, а значит, при цене в $15 за баррель налоговая нагрузка на компании будет тем или иным образом увеличена, и тогда уровень безубыточной цены для нефтяников повысится, предупреждает он. Эксперт напоминает, что в конце прошлого года Минфин уже предложил изъять у нефтяников 200 млрд руб. «девальвационной» прибыли в 2016 году, чтобы залатать дыры в бюджете. Чиновники министерства тогда говорили, что это единоразовый шаг, но министр энергетики Александр Новак в декабре называл новые налоговые изъятия главным риском для нефтедобычи в России. При цене $15 за баррель российские нефтяные компании будут вынуждены сокращать добычу, соглашается эксперт Минфина Александр Сакович.  

Российские нефтяные компании назвали критическую цену за баррель

Дефолтов не будет

У российских​ нефтяных компаний незначительный уровень долговой нагрузки, говорит аналитик ING Егор Федоров: их долг примерно равняется годовому показателю EBITDA. «Дефолта по долгам не будет ни у одной крупной российской нефтяной компании, — считает директор по развитию бизнеса VYGON Consulting Антон Рубцов. — Большинство действующих проектов дают достаточный денежный поток с учетом уменьшения налогов при снижении цен на нефть». По его словам, основная проблема — сокращение инвестиций в новое бурение и откладывание новых проектов. Впрочем, Игорь Сечин в самом конце прошлого года заявил, что 2016 год «будет прорывным в деятельности компании», а инвестпрограмма будет увеличена на треть. В 2015 году инвестпрограмма «Роснефти» составила 650 млрд руб. (около $11 млрд по среднегодовому курсу). ЛУКОЙЛ, сокративший в 2015 году инвестиции в 1,7 раза, до $9 млрд, планирует сохранить их на этом уровне в 2016 году, говорил Алекперов.

Крупнейшей российской нефтяной компании, «Роснефти», в 2016 году предстоит погасить долг на $13,7 млрд (при общем долге в $47,5 млрд). Компания без проблем справится с этой задачей за счет большой денежной подушки, считает аналитик UBS Максим Мошков. На конец третьего квартала 2015 года у «Роснефти» на счетах было $23 млрд (денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные финансовые активы), а в четвертом квартале ей нужно было погасить лишь $2,5 млрд, говорится в материалах компании. ЛУКОЙЛ также накопил резерв в $3 млрд за счет оптимизации затрат, продажи активов на Каспии и своевременного возврата инвестиций в Ираке, говорил в декабре Вагит Алекперов. А в 2016 году компании предстоит погасить долг на $1,2 млрд (чистый долг на конец третьего квартала — $9 млрд).

При участии Ольги Волковой

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Нефть"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Мужчина проник в школу в Люберцах, его задержали Общество, 16:48
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Спорт, 16:31
Адвокат Стрелкова заявил о пропаже из дела «ключевого документа» Политика, 16:28
Одесские власти сообщили о повреждении припортовой инфраструктуры Политика, 16:27
Дуров анонсировал токенизацию стикеров в Telegram Технологии и медиа, 16:25
Путин обсудил с членами Совбеза состояние госрезервов Политика, 16:23
В МИДе заявили о большом объеме западных средств на случай конфискации Политика, 16:20
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Алиев приедет в Москву на переговоры с Путиным 22 апреля Политика, 16:20
МВД показало кадры допроса подозреваемого в убийстве москвича на парковке Общество, 16:10
Глава СК поручил найти источник найденных у убившего из-за парковки денег Общество, 16:07
Угрожавшего взрывом в посольстве Ирана в Париже задержали Общество, 16:07
Курс доллара упал ниже ₽93 впервые с 10 апреля Инвестиции, 15:58
«Аэрофлот» отменил рейс в Дубай из-за ограничения в работе аэропорта Общество, 15:48
ФСБ сообщила о распространявшем вредное ПО в Telegram москвиче Технологии и медиа, 15:43