Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Глава МИД Италии предупредил о риске начала «продовольственной войны» Экономика, 13:32
Восемь типичных ошибок грузоперевозчиков РБК и Cordiant Professional, 13:12
Зеленский назвал число сражающихся за Украину против России Политика, 13:08
«Теперь я снова бедный»: что стоит за крахом стейблкоинов Pro, 12:58
В России второй день подряд выявили более 5 тыс. случаев COVID Общество, 12:54
Аксенов предложил отправить пленных украинских бойцов отстраивать Донбасс Политика, 12:52
Тренер «Локомотива» объяснил решение не уезжать из России Спорт, 12:31
Рогозин назвал сроки поставок баллистических ракет «Сармат» в войска Политика, 12:26
Без права на зарплату: на что живут россияне, ухаживающие за инвалидами Партнерский проект, 12:23
Байден назвал условие для встречи с Ким Чен Ыном Политика, 12:19
Чехия выдала более 350 тыс. виз украинским беженцам Политика, 12:06
Зеленский объяснил сдачу военных с «Азовстали» сигналом от Киева Политика, 11:56
«Авангард» подписал контракт с обладателем Кубка Гагарина Спорт, 11:48
Алиев и Пашинян обсудят мирный договор в Брюсселе Политика, 11:46
Пандемия коронавируса ,  
0 

«Без QR-кода жизни нет»: готов ли бизнес к долгосрочным ограничениям

Власти готовятся внести законопроект об обязательных QR-кодах, подтверждающих иммунитет к COVID-19, при посещении общественных мест, магазинов и в поездках. РБК опросил бизнес о готовности к долгосрочной работе с QR-кодами
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Совладелец компании Hoff Михаил Кучмент отметил, что в большинстве городов присутствия сети уже введены QR-коды, что привело к падению потребительского трафика на 50%. «По мере роста темпов вакцинации эта ситуация должна улучшаться, но мы пока не замечаем этого — например, в Татарстане, который одним из первых ввел эту меру, улучшений нет», — рассказывает Кучмент. Повсеместное введение проверки QR-кодов и дальше будет неблагоприятно сказываться на работе магазинов, уверен бизнесмен.

Власти внесут законопроекты о QR-кодах в транспорте, кафе и магазинах
Общество
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Председатель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Владимир Зубицкий считает, что для концертной индустрии введение системы QR-кодов — «это очень здорово»: «У нас будет четкое понимание: непривитый не идет никуда, а привитый идет везде. Мы за COVID-free, как и многие в нашей индустрии. Хоть как-то решится ситуация с концертами. Сейчас то можно, то нельзя, то 500 человек, то тысяча — нет никаких правил. Здесь же будет все совершенно понятно. Во многих странах уже это сделали. В США, например, проходят даже стадионные COVID-free-концерты, и это не обсуждается».

Бизнес-омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова назвала текущую ситуацию с QR-кодами «бессмысленным издевательством над бизнесом». По ее словам, ни в одном регионе это не дало результата — «нет ни роста привитых, ни снижения заболеваемости». С точки зрения бизнес-омбудсмена, фитнес, рестораны, кинотеатры и непродовольственные магазины не являются эффективным средством давления: «При развитой доставке, при открытых кулинарных полках в магазинах, при работающем McDonald’s все это убивает умудрившийся выжить за эти полтора года российский ресторанный бизнес в регионах». Введение QR-кодов по отдельным отраслям в таком виде, как сейчас, «гарантированно убьет бизнес», считает Татулова, указывая, что адекватных ситуации и потерям мер поддержки «так и не родилось»: «В рестораны люди не ходят поодиночке, они ходят компанией. Если у одного из компании нет кода — не идут все. Идут домой, покупают еду и спиртное или заказывают доставку и сидят дома. Либо необходимо вводить везде — от транспорта, такси, метро, автобусов, поездов и самолетов на внутренних и внешних рейсах, либо нигде».

В НИИ Роспотребнадзора объяснили отказ от приравнивания ПЦР к QR-коду
Общество
Фото:Александр Гальперин / РИА Новости

Представитель Inventive Retail Group (развивает сети re: Store, Samsung, Nike, Lego и другие) Людмила Семушина заявила, что трафик уже падает в регионах, где введены меры контроля документально подтвержденного иммунитета. Но, по ее словам, компания уже подстроилась к работе с такими ограничениями и на операционной деятельности магазинов они не скажутся.

Пресс-секретарь Utair Наталья Мелехова заявила, что перевозчик прорабатывает различные сценарии и форматы контроля QR-кодов, в первую очередь чтобы для пассажиров это было максимально удобно и без значительного увеличения времени на обслуживание.

Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images Поиск ИТ-решений открывает пути для коррупции и переплат. Как их обойти
Pro
Фото: Paz Arando/Unsplash На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода
Pro
Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм
Pro x The Economist
Фото: Jeenah Moon / Getty Images Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности
Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Экономика РФ вступила в период изменений. Как это сказывается на банках
Pro
Фото: Shutterstock Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании
Pro
Фото: Hulki Okan Tabak / Unsplash Как изменились условия покупки ВНЖ за границей из-за санкций: обзор

Власти Татарстана раскрыли детали допуска в транспорт по QR-кодам
Общество
Фото:Антон Новодережкин / ТАСС

Управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский считает, что при условии дальнейшего введения системы QR-кодов посещаемость торговых центров и их выручка могут упасть до 50% от текущих уровней (если в регионе ранее не было входа в ТЦ по кодам): «Стоит отметить, что при необходимости сохранения системы QR-кодов на длительное время господдержка отрасли становится крайне важной. Необходимо дать ТЦ возможность и время подготовиться, подходить взвешенно, первые недели не штрафовать за нарушения и корректировать положения, регулирующие доступ по кодам».

Гендиректор объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин, отвечая на вопрос о готовности кинотеатров проверять QR-коды, сообщил: «Если будет разработано соответствующее ПО, конечно, мы готовы». «Сейчас же проходит проверка в тех регионах, где уже введены QR. Практика показывает, что это снижает [поток посетителей] на 50–70%, — поясняет собеседник РБК. — Повторюсь еще раз: если мы хотим ускорить вакцинацию, то QR необходимо вводить на социально значимых объектах, а не развлекаться на кинотеатрах, музеях и фитнес-клубах». «Заведение в банкротство» кинотеатров, фитнес-клубов за счет введения QR — это не вариант решения проблемы, резюмировал Васясин.

Песков назвал условие отмены коронавирусных QR-кодов в России
Общество
Фото:Максим Коротченко / ТАСС

Олег Подгорный, гендиректор ГК «Шоколадница», рассказал, что готовиться к введению QR-кодов его сети «особо не надо, все просто». «Активность гостей снизится. Фактически ограничивают работу опять тех же отраслей, что и все предыдущие два года. И эти ограничения не меняют общую ситуацию. Наше мнение — или коды для всех без исключения отраслей, включая общественный транспорт, или это бессмысленно и только в очередной раз ударит по ограниченному кругу отраслей», — говорит он.

Основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров: «Ресторанная отрасль держится, можно сказать, из последних сил, и если QR-коды на федеральном уровне будут введены без мер поддержки, это будет конец бизнесу. Может быть, надо сразу создавать сети общественных столовых и переходить к плановому обслуживанию населения, забыв, что есть рестораны. В классическом виде отрасль общественного питания без мер поддержки просто перестанет существовать. Оборот упадет как минимум в два раза, а ни один бизнес такого снижения не выдерживает».

Владимир Скурихин, гендиректор «МегаФон Ритейл», сообщил, что сеть готова к «работе в новых условиях». «Тем не менее считаем, что введение обязательных QR-кодов в магазинах повлечет за собой дополнительные потери для ретейлеров», — добавил собеседник РБК.

«Если мы делаем выбор между локдаунами и QR-кодами, во втором случае можно хоть как-то работать, а не платить просто так зарплаты, аренду, налоги», — заявил президент Baon Илья Ярошенко. «Трафик в рознице однозначно упадет, и компания понесет дополнительные расходы. Но главное, что при принятии этой системы возникает много вопросов, которые не будут разъяснены и упадут на плечи ретейлеров. Например, при упавшем трафике нам никто не сократит аренду, никто не компенсирует расходы на оборудование для считывания. Ни для кого не секрет, что сейчас много поддельных QR-кодов, на чьей стороне будет ответственность за них?» — говорит Ярошенко. По его словам, в офлайн-рознице дополнительные меры приведут к убыткам и компании остается только еще больше развивать интернет-торговлю, так как все равно потребителям необходимо покупать одежду.

В тех регионах, где общепит уже вынужден работать с QR-кодами, выручка заведений падает на 60–80%, говорит основатель Hurma Group of Companies Дмитрий Левицкий. Рестораторы работают в ожидании, что ограничения вскоре отменят, но если требование об обязательных QR-кодах распространят на федеральном уровне и продлят его до следующего лета, то это убьет ресторанную отрасль, считает Левицкий. Ситуация, по его словам, будет зависеть от действий властей: если без QR-кодов нет только ресторанов и развлечений, то многие не пойдут делать прививки, но если начнут «дожимать» другие важные объекты — продовольственные магазины, школы, аптеки, институты, то люди действительно пойдут прививаться, понимая, что «без QR-кода жизни нет».

Глава департамента коммерческой недвижимости группы компаний «Ташир» Виктория Шахназарян пояснила, что технически торговые центры уже готовы к введению QR-кодов и в некоторых регионах (в Твери, Нижнем Новгороде, Туле) на объектах группы уже введено обязательное предъявление QR-кодов при входе для посетителей. «По опыту наших торговых центров в регионах, где уже ввели доступ по QR-кодам, трафик вначале снизился на 60–70%, но по мере увеличения уровня вакцинации населения сокращение составило около 30–35%, — указывает она. — Учитывая, что уровень вакцинации населения в Москве и многих других регионах превысил 60%, в случае введения аналогичных мер по всей стране стоит ожидать аналогичного сокращения трафика».

Допуск посетителей по QR-кодам был введен на музейных площадках ВДНХ 28 октября и действует до сих пор, напоминает Александр Жестков, руководитель пресс-службы ВДНХ: «Технически проверка кодов осуществляется сотрудниками с помощью специальных считывателей. Также возможно использование нашими работниками смартфонов. В целом гости отнеслись к введению QR-кодов с пониманием — как к вынужденной мере. Многие сами сразу предъявляют код, еще до того, как сотрудники их спрашивают». По его словам, введение кодов серьезно не отразилось на числе посетителей, скорее можно говорить о том, что в последнее время в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки многие горожане стараются избегать общественных мест.

Гинцбург счел великолепной идею ввести QR-коды в транспорте и кафе
Общество
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея Мария Лемигова рассказала, что технический партнер музея — Samsung — оперативно предоставил ему необходимое количество смартфонов для сканирования QR-кодов на безвозмездной основе: «Непосредственно проверку QR-кодов осуществляют сотрудники службы безопасности музея, мы не увеличивали штат. У посетителей новая система не вызывает бурных негативных реакций. За все время у нас не было конфликтных ситуаций на этой почве». По ее словам, после режима нерабочих дней город вернулся «к своей привычной жизни, культурного досуга стало больше»: «Но я бы не говорила о каких-то показателях, потому что в ситуации, в которой ежедневно умирают сотни человек, некорректно говорить о росте или падении посещаемости. Сейчас основная задача — сбить волну COVID-19. Для нас важно, чтобы музеи не закрывались. Пусть с ограничениями, пусть с проверками, но это лучше полного закрытия».

Управляющий директор Malltech Lab (подразделение компании Malltech, которая управляет торговыми центрами в Петербурге, Перми, Новосибирске и других городах) Кирилл Степанов заявил, что группа технически готова к тому, что вход гостей в ТРЦ будет осуществляться после проверки QR-кодов: «При этом, чтобы иметь возможность соблюдать вводимые ограничения, нам приходится нести дополнительные расходы: мы увеличиваем штат сотрудников охраны, закупаем технику». По его оценке, введение ограничений, безусловно, приведет к снижению трафика: «По опыту ТРЦ «Планета» в Уфе, где вход по QR-кодам введен с 12 октября, посещаемость может упасть до 50% в первые дни после начала действия ограничительных мер». Однако он указывает на то, что QR-коды применяются во многих странах и эта практика, судя по мировому опыту, является эффективной: «Но чтобы добиться этого высокого уровня эффективности, ограничения должны распространяться не только на ресторанный бизнес и торговлю, но и на общественный транспорт — одно из основных мест скопления [людей]».

РЖД, «безусловно, выполнят все новые требования транспортного законодательства, конкретные детали прорабатываются и будут определяться положениями законодательства», заявила РБК представитель железнодорожной монополии Екатерина Герасимова, отметив, что подобные меры приняты полгода назад в ряде зарубежных стран — во Франции, Турции, ОАЭ и т.д.: «Там также невозможно приобрести проездной билет без документов, подтверждающих прохождение вакцинации от COVID-19, или без отрицательного ПЦР-теста».

Представитель «Аэрофлота» Михаил Демин говорит, что если закон будет принят, то «нововведение, связанное с проверкой дополнительных документов, будет реализовано, «Аэрофлот» технологически к этому готов». «Мы предварительно прорабатывали подобные варианты. Обеспечение новых нормативов законодательства технологически реализуемо, внедрение займет какое-то время, но это достаточно короткие сроки», — отметил он, добавив, что оценить влияние ограничений на пассажиропоток можно будет после решения регулятора.

В «Уральских авиалиниях» назвали новые требования закона выполнимыми, сказав, что их внедрение не представляет больших трудностей «ни по срокам, ни по технологии».

В пресс-службе сети кинотеатров «Люксор» отметили, что повсеместное введение QR-кодов ускорит процесс их получения и привыкания к ним со стороны людей. Однако если Москва и Санкт-Петербург к новым условиям приспособлены, то в регионах ситуация сложнее. «Если при условии наличия QR-кода нам вернут 100-процентную заполняемость зала, это плюс для нашей работы, — заявили в «Люксоре». — Вместе с тем все равно остается процент противников QR-кодов, и это в целом сокращает объем рынка». В «Люксоре» добавили, что получают от посетителей много нестандартных вопросов относительно новых условий посещения кинотеатров, но технически сейчас не возникает сложностей с проверкой кодов.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Кафе"