Основатель Премии Кандинского решил купить у Москвы кинотеатр «Ударник»
На прошлой неделе в департамент городского имущества Москвы (ДГИ) поступило обращение от бизнесмена Шалвы Бреуса, касающееся продажи здания кинотеатра «Ударник», сообщила РБК пресс-служба ведомства. «Сейчас письмо находится на рассмотрении», – добавил представитель ДГИ, отказавшись от других комментариев. Сам Бреус, который возглавляет созданный им международный культурный фонд Breus Foundation, сообщил РБК, что действительно обратился к московскому правительству с просьбой разъяснить, состоится ли продажа бывшего кинотеатра.
Бреус стал арендатором «Ударника» весной 2012 года, после чего объявил, что собирается открыть в здании бывшего кинотеатра музей современного искусства, основой экспозиции которого станет коллекция Breus Foundation. С тех пор в здании исторического кинотеатра проводятся выставки номинантов Премии Кандинского, выпускников Школы Родченко и другие.
Прежним арендатором «Ударника» была сеть «Каро Фильм». В здании кинотеатра работал игорный зал «Супер Слотс», а второй этаж до сих пор занимает ресторан «Рис и рыба». После закрытия казино арендаторы пытались изменить формат использования здания. В конце 2011 года «Коммерсантъ» писал, что «Каро» собирается реставрировать кинотеатр, партнерами компании должны были стать «МегаФон», ресторанный холдинг Ginza Project и основатель «Урюк Кафе» Антон Винер. Но проект так и не был осуществлен. Масштабную реконструкцию сделать оказалось невозможно, поскольку «Ударник», построенный в 1931 году по проекту Бориса Иофана, является памятником архитектуры.
Арендную ставку Бреус и представитель ДГИ не раскрывают. Ориентировочная запрашиваемая ставка аренды «Ударника» до кризиса могла находиться в диапазоне $700–1000 за 1 кв. м в год, но сегодня рынок вряд ли сможет дать больше $500–700, говорит директор отдела исследований рынка CBRE Валентин Гаврилов.
Московское правительство еще в конце прошлого года заявило о решении продать «Ударник». Предполагаемая цена продажи не называлась. По оценке JLL, рыночная стоимость «Ударника» может составлять 2,6 млрд руб. Но в итоге объект был снят с торгов. Представитель ДГИ пока не уточнил РБК причину отмены торгов.
Бреус сообщил РБК, что реставрация «Ударника» и создание в нем музея потребует инвестиций на сумму не меньше $30 млн. При таких затратах нет смысла начинать проект, не имея «юридического контроля над ситуацией», объясняет он свое желание купить здание кинотеатра. По его словам, Breus Foundation собирается участвовать в торгах в случае их проведения. «[Но] здесь есть свои маленькие хитрости: например, здание можно продавать с обременением – обязательством создать учреждение культуры – или без такого. Во втором случае у других участников торгов будет преимущество», – объясняет он. Сколько фонд готов потратить на покупку «Ударника» и где возьмет деньги на это, Бреус не раскрывает: «Мы будем давать цену исходя из будущих плановых убытков, а конкуренты – исходя из будущей прибыли».
Если у здания появится другой собственник, «мы вынуждены будем отказаться от проекта в здании «Ударника», подчеркивает Бреус. По его словам, у фонда есть и другие предложения по созданию музея, в том числе из-за рубежа. О чем именно идет речь, Бреус не уточнил.
Международный архитектурный конкурс на создание проекта музея современного российского искусства в здании «Ударника» состоялся в 2014 году. До финала дошли три архитектурных бюро, среди которых не оказалось ни одного российского. Первое место жюри отдало бельгийскому бюро Robbrecht en Daem. В задачи архитектора входит реставрация здания и его приспособление для музейных функций.
Шалва Бреус в конце 1990-х годов был сначала первым замом губернатора Красноярского края Александра Лебедя, а с 2000 года работал заместителем министра имущественных отношений России. В интервью «Ведомостям» в 2009 году он рассказывал, что после ухода с госслужбы был приглашен на руководящую должность в ЦБК «Волга». «Через некоторое время я смог воспользоваться опционом на небольшой пакет акций, – рассказывал предприниматель. – Позже владелец 50-процентного пакета – «Альфа Эко» – решил выйти из этого бизнеса, и я предложил им MBO [management buyout]». В итоге Бреус стал контролирующим акционером ЦБК. С 2006 года Бреус издавал журнал «Артхроника», который был закрыт в 2013 году. Возглавляемый им международный культурный фонд Breus Foundation (прежнее название – культурный фонд «Артхроника») в 2007 году учредил Премию Кандинского. Также среди основных проектов фонда – издательская программа Breus по публикации фундаментальных монографий о современных художниках России, книг по теории и истории современного российского искусства, стартовавшая в 2013 году. В 2011 году журнал «Финанс» оценивал состояние Бреуса в $370 млн.