Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
1 145 
Эксклюзив

Экс-зампред «Газпрома» предложил «Автодору» долю в проекте на ₽600 млрд

Инициатор первой платной дороги в Китай Александр Рязанов предложил госкомпании «Автодор» долю в своем проекте стоимостью 600 млрд руб. Разработавший конкурирующую трассу «Автодор» утверждает, что не знаком с деталями проекта
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Компромисс для конкурентов

Бывший зампред «Газпрома» Александр Рязанов обсуждает с госкомпанией «Автодор» возможность ее вхождения в проект «Меридиан», предполагающий строительство первой частной автомобильной дороги из России в Китай, рассказал РБК федеральный чиновник, знакомый с межведомственными консультациями по вопросам реализации проекта. Рязанов — один из инициаторов «Меридиана», который оценивается почти в 600 млрд руб. Сейчас профильные ведомства обсуждают финансирование платной дороги из Европы в Казахстан и Китай.

«Меридиан» проводит «консультации по поводу их [«Автодора»] участия в проекте», — подтвердил РБК Рязанов. Но он не стал комментировать, какая доля обсуждается. «Для нас главное — чтобы мы оставались в управлении проекта и его завершили», — отметил бизнесмен. «Мы ничего пока не продаем, но мы понимаем, что приходящие к нам инвесторы должны будут вложить в капитал компании достаточно большие деньги, наверное, гораздо большие, чем мы потратили», — добавил он.

Источник РБК говорит, что «Автодору» могут предложить долю в проекте от 50%.

Ранее Рязанов говорил РБК, что инициаторы проекта потратили на его реализацию 2,5 млрд руб.: «В основном это выкуп земли, геологические исследования, согласование и получение технических условий от собственников коммуникаций, проектирование и т.д.». При этом общая стоимость всего «Меридиана» протяженностью почти 2 тыс. км составляет 594 млрд руб., а в случае сокращения его маршрута на 400 км расходы составят 472 млрд руб. Планируется, что проект по дороге будет платным.

«Автодор» разрабатывает конкурирующий проект — транспортный коридор Европа — Западный Китай (ЕЗК) через Казань стоимостью около 1 трлн руб., который планируется реализовывать в том числе на бюджетные средства. В пользу реализации «Меридиана», а не ЕЗК, говорит высокая степень проработанности проекта, утверждает бывший зампред «Газпрома». «На наш взгляд, чтобы выполнить указ президента, когда к 2024 году должна быть построена российская часть маршрута ЕЗК, то мы [«Меридиан»] к этому более готовы, чем госкомпания «Автодор», перед которой стоит такая задача. Поэтому говорю — давайте сперва сделаем нашу дорогу», — сказал он.

«Детальных данных по проекту [«Меридиан»] нам не предоставлялось, однако исходя из тех, которые у нас есть, сделать выводы о проработанности проекта не представляется возможным. В случае поступления материалов госкомпания «Автодор» будет готова провести анализ», — сообщил РБК представитель «Автодора».

Александр Рязанов
Александр Рязанов

«Официального предложения по участию «Автодора» в проекте «Меридиан» не было: это всего лишь «рабочее предложение в череде других», — сказал РБК источник в правительстве. Но вряд ли такое предложение будет воспринято серьезно, предполагает он. «Трасса изначально была заявлена как частный проект с привлечением частных инвестиций. По всей видимости, привлечение частного капитала — трудоемкий процесс, поэтому используются любые возможности, чтобы задействовать государственные средства для этого проекта, хотя уже есть аналогичный проект ЕЗК», — добавляет он.

Условие инвесторов

В качестве инвесторов «Меридиана» рассматриваются также ВЭБ.РФ и УК «Лидер». УК «Лидер» ранее называла условия, при которых компания готова участвовать в проекте: это гарантии наличия трафика и отсутствие новых альтернативных магистралей, которые могли бы перехватить часть трафика на срок окупаемости проекта, в том числе как раз ЕЗК «Автодора».

«Лидер» гарантий просит, и правильные гарантии на случай отсутствия трафика, они же управляют пенсионными деньгами, деньги граждан. Если вдруг по какой-то причине — например, по политической — закроется трафик через Казахстан, очень разумно, чтобы государство взяло бы на себя эту гарантию. Не будет международного трафика, не будет трафика три-четыре года — не будет денег. Правительство с этим соглашается», — сказал РБК Рязанов. РБК направил запрос в пресс-службу УК «Лидер».

«ВЭБ принимает участие в обсуждении проекта [«Меридиан»]. Для проектов такого масштаба важна как господдержка, так и внебюджетные источники инвестиций. По итогам обсуждения с банками и независимыми экспертами есть понимание условий, при которых привлечение внебюджетных средств в проект возможно», — сообщил РБК представитель банка.

«Мы продолжаем активную проработку всех деталей, взаимодействие с Минтрансом и всеми участниками данного проекта в целях выработки консолидированной позиции», — сообщил РБК представитель Минфина.

«По графику «Автодора» начало проектирования по основному ходу новой скоростной трассы ЕЗК от ЦКАД до Казани планируется до конца 2019 года, начало строительства — с середины 2021 года. Трасса «Меридиан» — независимый от ЕЗК проект — может быть реализована параллельно при уверенности частных инвесторов в возвратности инвестиций», — сообщил РБК представитель вице-премьера Максима Акимова (курирует транспорт).

РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

Авторы
Теги
Эксклюзивы РБК ,  
1 074 
Эксклюзив

Глава «ФСК Девелопмент» объяснил отказ от покупки активов датской Hempel

В момент ухода из России иностранных компаний группа ФСК оценивала их активы практически «без фильтра». Группа хотела приобрести российский бизнес датского производителя красок Hempel, но сделка не состоялась
Дмитрий Трубников
Дмитрий Трубников (Фото: Андрей Любимов / РБК)

ГК ФСК рассматривала возможность покупки российского бизнеса компании Hempel — международного производителя лакокрасочных покрытий со штаб-квартирой в Дании. Об этом в интервью РБК сообщил глава «ФСК Девелопмент» Дмитрий Трубников. По его словам, группа интересовалась приобретением Hempel, но впоследствии отказалась от этой идеи.

«Мы поняли, что это не наш актив, нам не подошла их структура управления», — пояснил он.

Глава «ФСК Девелопмент» назвал решение проблемы нехватки людей на стройке
Бизнес
Дмитрий Трубников

Hempel была основана еще в 1915 году в Копенгагене. Она специализируется на разработке и производстве защитных, декоративных, морских, контейнерных и промышленных лакокрасочных покрытий. На российский рынок компания вышла в 1996 году, а спустя 20 лет запустила в стране собственный завод в Ульяновске. Его проектная мощность оценивалась примерно в 16 млн л краски в год. Но в 2022 году Hempel объявила о прекращении деятельности в России и приостановке работы предприятия. А уже в следующем году она продала свое производство в Ульяновске уральскому строительному холдингу «Атомстройкомплекс». Эта компания также выкупила у норвежской Jotun Group лакокрасочный завод в Ленинградской области и липецкий завод американской PPG Industries (в 2021 она поглотила финского производителя красок Tikkurilla). После смены собственников юрлица предприятий были переименованы, и они стали частью ГК «Литиум».

Производитель лака «Прелесть»: «Российские компании растут как грибы»
Бизнес
Алексей Сагал

«Мы оценивали различные активы, особенно когда уходили иностранные компании», — рассказывает Трубников. В 2022–2023 годах группа закрыла несколько сделок по покупке российских бизнесов зарубежных игроков. К примеру, она стала собственником предприятий американской Guardian Industries — одного из мировых лидеров по производству листового стекла. Теперь эти заводы работают под брендом Larta Glass. ФСК также приобрела и активы шведского девелопера Bonava, которые, по словам Трубникова, были интегрированы в ее бизнес. «Определенные направления были нам более понятны, поэтому мы в них и вошли», — поясняет собеседник РБК. Какие-то, наоборот, оказались сложными, особенно связанные с сегментом FMCG, добавляет он.

По словам Трубникова, группа рассматривает для приобретения не только активы, связанные с рынком строительных материалов. «Нам часто говорят, что мы купили заводы Larta Glass под собственные нужды. Но на самом деле эти предприятия за один-два дня покрывают потребности девелоперского подразделения и за три дня — его вместе с МСУ-1», — подчеркивает он. Собеседник РБК не исключает, что по мере нарастания компетенций в той или иной области будет формироваться определенная специализация. Но пока ограничений у группы нет, указывает он.

Почему строители элитного жилья в Москве пересматривают стратегии
Подписка на РБК
Фото:Павел Бедняков / РИА Новости

В связи с появлением большого количества активов в группе была выбрана новая концепция развития, говорит Трубникова. Она предполагает наличие гибкой и мобильной команды, которая смотрит на активы и развивает их, возможно, для последующей потенциальной продажи, объясняет он. «Мы покупаем и продаем, вкладываем средства и вытаскиваем дивиденды — нет подхода промышленного холдинга с вертикально интегрированной структурой управления», — резюмирует глава «ФСК Девелопмент».

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Лента новостей
В Ростовской области атака дрона привела к сбою телетрансляции Политика, 10:42
В НХЛ заявили, что не ждут сборную России на Олимпийских играх Спорт, 10:40
Эксперты обсудили роль интеграторов в цифровизации промышленности Отрасли, 10:40
«Ростелеком» — о реализации цифровых проектов для российской экономики Отрасли, 10:35
Силовики задержали третьего сотрудника Ura.ru Общество, 10:34
Юлия Меньшова опровергла сообщения о госпитализации Веры Алентовой Общество, 10:32
ФНС обратила внимание на «вклады с налоговой льготой» от управляющихПодписка на РБК, 10:31
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
ФСБ нашла ущерб для безопасности в сотрудничестве преподавателей вузов Политика, 10:31
Выплаты по суду можно ждать годами. Как индексировать присужденные суммыПодписка на РБК, 10:30
Сайт MangaLib о манге заподозрили в пропаганде ЛГБТ Общество, 10:24
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 10:23
Россиянин помог переломить исход первого матча финала Кубка Стэнли Спорт, 10:21
Глава «ФСК Девелопмент» объяснил отказ от покупки активов датской Hempel Бизнес, 10:08
Африка, ОАЭ, Оман: как IT-компании выйти на рынки дружественных странПодписка на РБК, 10:05