«Мы так не договаривались»: бизнес о введении нового налога с зарплат
Председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас предлагает обязать работодателей страховать работников на случай своего банкротства. Принятие закона увеличит отчисления работодателей в Фонд социального страхования. РБК спросил бизнесменов о том, к чему приведет принятие этого законопроекта.
Светлана Старикова, директор по организационному развитию и управлению талантами ООО «Пивоваренная компания «Балтика»
«В нынешней ситуации, когда растет напряженность на рынке труда и безработица, стремление защитить работников, на которых напрямую влияет стабильность/нестабильность их работодателей, похвально. Однако в таких случаях необходимо делать точные экономические расчеты — действительно ли это принесет средства, которые могут покрыть расходы на компенсации сотрудникам банкротящихся предприятий? Для крупных прозрачных бизнесов, таких как «Балтика», которые делают все положенные отчисления, это обернется дополнительной нагрузкой. Это повлечет за собой не просто рост затрат, но и снизит возможности по увеличению заработных плат своим сотрудникам, повлияет на «покупательную» способность работодателя на рынке труда кандидатов, где, несмотря на кризис, продолжается война за таланты и за квалифицированных сотрудников. Компании, которые и так находятся в «серой зоне», а соответственно, и в зоне риска банкротства как нестабильные бизнесы, продолжат уходить с помощью имеющихся схем от дополнительной нагрузки и компенсировать собственное банкротство сотрудникам вряд ли смогут. Получается парадокс, стабильному бизнесу вряд ли «пригодится» такая опция, как выплаты при банкротстве, но, по сути, этот стабильный бизнес будет вынужден платить за тех, кто действительно подвергается риску банкротства».
Наталья Данина, руководитель проекта HeadHunter «Банк данных заработных плат»
«Для бизнеса это будет дополнительная нагрузка, и я боюсь, как бы это не стало одним из факторов для ухода компаний в «серую зону» с точки зрения заработных плат. Банкротства все-таки не случаются внезапно. Может быть, было бы правильно платить этот налог в зависимости от финансового состояния компаний, которые уже наблюдаются в течение какого-то внятного периода времени определенным регулятором. Как, например, ЦБ наблюдает за показателями банков. Иначе получится так, что благополучные отрасли и компании, которым удалось правильным образом оптимизировать свои расходы в кризис, придется платить за неблагополучные компании».
Илья Мороз, генеральный директор трейдинговой компании «Солид Товарные рынки»
«Я негативно отношусь к инициативе сенаторов, потому что это очередное повышение налоговой нагрузки на бизнес, которую обещали не повышать. А в результате сначала подняли акцизы, в результате чего нефтеперерабатывающей отрасли уже стало сложнее работать, а теперь предлагают новые изъятия. С одной стороны, налог не очень большой, но все-таки мы так не договаривались. Еще непонятно, почему налог должны платить в том числе и надежные компании, которым банкротство не грозит? У парламентариев возникают только инициативы, способные так или иначе придушить предпринимательство. Работники тоже не в восторге — они попросту будут получать на руки чуть меньше на размер налога. Пока это условные две копейки в месяц, но нашим фискалам дай волю, поднять выплаты чуть позже им труда не составит. Подставь палец — откусят локоть».
Сергей Орловский, основатель и гендиректор компании-разработчика игр Nival
«Когда власти вводят дополнительные мелкие поборы, которые не приносят значительного дохода, это сильно ухудшает инвестиционный климат и не дает никаких плюсов для государства. В России последние инициативы, например введение системы «Платон», и сильно раздражают бизнес-сообщество, и не приносят заметных денег. Один факт введения дополнительного налога ухудшает инвестиционный климат настолько, что за десять лет не удастся компенсировать эти потери, так как бизнес-сообщество всегда болезненно воспринимает изменения в законодательстве».
Олег Масленников, основатель сети прачечных Express Laundry
«Это еще один пинок тех, кто работает вбелую. Это дополнительная нагрузка на бухгалтерию: нужно еще одну платежку проводить, ее формировать, чтобы через банк провести. Гораздо эффективнее было бы, если бы один сбор включал бы повышенную процентную ставку. Все в бизнесе нужно упрощать, а не усложнять. Для нас этот платеж посилен, потому что персонала немного — мы занимаемся прачечными самообслуживания и там работают всего три человека. Но я представляю call-центры или крупные компании, у которых персонала гораздо больше. С этим будет гораздо сложнее. К тому же государство — не самая эффективная управляющая структура, и стоимость администрирования этого налога съест весь налог. Идея, конечно, благая — на защиту персонала, который будет увольняться из обанкротившихся компаний, но ее лучше бы организовать иначе».
При участии Александры Галактионовой, Валерии Житковой