
В начале марта одна из компаний малайзийской Genting Group объявила, что покупает немецкие верфи Nordic Yards за €230,6 млн. С 2009 года хозяином верфей называл себя российский бизнесмен Виталий Юсуфов, сын бывшего спецпредставителя президента по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова. РБК попытался понять, насколько выгодной оказалась для Юсуфовых эта инвестиция.
40 пишем, 200 в уме
Виталий Юсуфов купил две верфи, находящиеся в немецких городах Висмар и Росток-Варнемюнде, в 2009 году на публичных торгах. Верфи были в банкротном состоянии. Новый владелец заплатил €40,5 млн. Победе на торгах способствовал состоявшийся в июле 2009 года разговор тогдашнего президента Дмитрия Медведева с канцлером Ангелой Меркель, когда глава российского государства лично рассказал о перспективном молодом инвесторе. Юсуфов-младший ранее работал в структурах «Газпрома», в том числе занимался проектом Nord Stream, а Юсуфов-старший, до того как стать спецпредставителем президента, успел побывать министром энергетики и директором Росрезерва, к тому же он тогда входил в совет директоров «Газпрома».
Это та часть истории, которая известна официально и никем не оспаривается. Но история немецких верфей и российских денег началась раньше, и есть указания на то, что Юсуфовы могли потратить на верфи больше чем €40,5 млн. В распоряжении РБК есть отчет люксембургской аудиторской фирмы Sagnard & Associes, который был подготовлен в 2013 году по заказу конкурсного управляющего российской государственной Финансовой лизинговой компании (ФЛК).
Из отчета и связанных с ним документов следует, что верфями изначально заинтересовался замгендиректора ФЛК Андрей Бурлаков. И в 2008 году верфи были приобретены за €248,9 млн российскими инвесторами, которых представлял Бурлаков. Владельцем стала люксембургская компания FLC West, ее гендиректором был Бурлаков. 74% FLC West принадлежало компании Templestowe с Британских Виргинских островов, 24% — кипрской Blackstead. Templestowe, вероятно, контролировали отец и сын Юсуфовы, полагают аудиторы. Такой вывод они делают, ознакомившись с внутренней перепиской FLC West. А Blackstead принадлежала Бурлакову. Как финансировалась покупка верфей? По данным аудиторов, около €200 млн дала Templestowe; происхождение этих денег в отчете не указывается. Еще €50 млн предоставила Blackstead, причем она взяла заем — почти €40 млн — у ФЛК.
Бывшая коллега Бурлакова по ФЛК Анна Эткина в интервью Forbes объясняла все проще: Бурлаков хотел купить верфи, но ему не хватало денег, и он решил привлечь Игоря Юсуфова. Так сложилось партнерство. Однако оно не заладилось: из-за кризиса ФЛК оказалась в дефолте, на Бурлакова завели уголовное дело, он стал нежелательным партнером, между владельцами верфей случился конфликт. Для верфей он закончился банкротством и продажей с торгов. Бурлаков был арестован, потом отпущен под залог и позднее, в 2011 году, застрелен.