Падение российского автомобильного рынка в феврале ускорилось до 37,9%
Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) в России за февраль 2015 года упали в годовом исчислении на 37,9%. Это абсолютный рекорд: ранее худшим для российского автопрома считался август 2014 года, когда продажи сократились на 25,8%.
За февраль 2015 года россияне купили всего 128,3 тыс. машин – на 78,3 тыс. меньше, чем в феврале 2014 года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
«Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало этого замедления. Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна. Хорошие макроэкономические новости, такие как стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдаленной перспективе. Однако до того момента участникам рынка понадобится терпение и выдержка», – заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
В 2014 году в России было продано всего 2,491 млн автомобилей, российский автомобильный рынок снизился на 10,3%. Ранее эксперты АЕБ прогнозировали, что по итогам 2015 года в России будет продано лишь 1,89 млн машин, что эквивалентно сокращению авторынка еще на 24%.
Текущая динамика падения не совсем корректна, отметил президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов. По его словам, в январе дилеры учитывали часть продаж за декабрь, когда был всплеск спроса на автомобили: «Можно сказать, это был 13-й месяц в 2014 году».
Без декабрьских продаж результаты за январь были бы хуже, уточнил Попов. По данным АЕБ, в январе в России было продано 115,4 тыс. легковых машин и LCV – это на 24,4% меньше, чем за предыдущий январь. Но по данным первичной регистрации ГИБДД продажи упали примерно на 38%, до 95–97 тыс. штук (РБК писал об этом 3 марта). По оценке Владимира Попова, январь-февраль были самыми провальными в этом году, начиная с марта-апреля продажи машин станут постепенно восстанавливаться.
Авторынок России входит в пике, считает директор дилерского центра Toyota Lexus Ясенево ГК «Рольф» Татьяна Форнасова: динамика продаж в феврале предсказуемо оказалась хуже, чем в январе, поскольку в начале года продолжались выдачи автомобилей, законтрактованных в декабре.
«Остановить падение рынка могут только меры целевой поддержки спроса, такие как возобновление программы льготного кредитования и субсидирование автолизинга», – отмечает Форнасова.
Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко также не исключает того, что в марте падение продаж автомобилей может ускориться. Замедление динамики падения продаж возможно во втором-третьем квартале, если в дополнение государственной программе утилизации и trade-in будет запущена программа льготного автокредитования, думает аналитик.
Лидером на российском авторынке пока остается АвтоВАЗ, однако в феврале 2015 года продажи автомобилей Lada в годовом исчислении упали на 23%. Всего в феврале россияне купили 23 тыс. 639 автомобилей Lada. Это лишь чуть больше, чем машин, продающихся под брендами Hyundai и Kia: первых за месяц в России было продано 13 тыс. 233 штуки (на 5% меньше, чем годом ранее), а вторых – 12 тыс. 563 штуки (-6%). Продажи двух других участников топ-5 упали почти вдвое: Nissan сократила их на 45% (до 9,447 тыс. штук), а Renault – на 46% (до 9,1 тыс.).
Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Honda, Opel, Peugeot, Citroen и Ford. Продажи автомобилей Honda рухнули сразу в десять раз – с 2484 штук в феврале 2014 года до 252 машин в феврале 2015 года. Немногим лучше оказались результаты остальных «мэтров»: месячные продажи Opel упали на 86% (с 6,61 тыс. до 912 штук), Peugeot – на 84% (с 2354 до 377), Citroen – на 83% (с 2192 до 380), Ford – на 78% (с 6306 до 1399).
Вдвое и более в августе сократились продажи автомобилей SEAT (-98%), Suzuki и Chery (-76%), SsangYong (-72%), Daewoo (-64%), Mitsubishi (-51%).
Нарастить продажи из числа входящих теперь в топ-10 марок смогли только Mercedes-Benz (+18%) и BMW (+6%). В низах рейтинга самых продаваемых марок прирост продаж был отмечен у Lexus (+11%), Porsche (+119%), Smart (+60%) и Isuzu (+1380%).
Самой популярной у россиян моделью авто остается Lada Granta, в феврале их было продано 10 тыс. 583 единицы (в августе прошлого года – 11 тыс. 280). На втором месте оказалась Hyundai Solaris, продажи которой сократились с 8,66 тыс. до 8 тысяч и одной машины. Kia New Rio, которая осталась на третьем месте, сумела нарастить продажи до 6 тыс. 59 машин (+185 штук).
«Из десяти лидеров продаж новых легковых автомобилей девять – местного производства», – отмечается в отчете АЕБ. Сильнее других (более чем на 60%) упали продажи Renault Duster – вместо 7,5 тыс., как было годом ранее, в феврале 2015 года их продали менее 3 тыс.
Небольшой подъем рынка следует ожидать во второй половине года, а окончательную реанимацию продаж – не ранее чем через один-два года, думает Михаил Кузьмин. Прогноз на 2015 год – падение продаж автомобилей в диапазоне 24–50% (АЕБ, PwC и «Автостат»).