Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Посол Китая заявил об участии украинцев в протестах в Гонконге Политика, 00:16 Маск выступил перед участниками бизнес-форума в Краснодаре Технологии и медиа, 00:09 Робот Федор сообщил о «секретных работах» на МКС Общество, 00:04 В Орле начали проверку из-за госпитализации девочки с истощением Общество, 00:04 Эрдоган ответил Трампу на призыв не быть дураком Политика, 00:00 «Уволенные» чиновники опровергли данные о «зачистке» в окружении Кадырова Политика, 18 окт, 23:55 Лукашенко сравнил свою работу с бегом белки в колесе Политика, 18 окт, 23:47 На Украине зафиксировали сокращение населения на 170 тыс. человек Общество, 18 окт, 23:37 Forbes включил семь российских компаний в рейтинг лучших работодателей Бизнес, 18 окт, 23:04 Российские военные предупредили о риске резкого обострения в Сирии Политика, 18 окт, 22:40 Организатор концерта Little Big в Калининграде заявил об угрозе его срыва Общество, 18 окт, 22:38 В ООН заявили о влиянии невыдачи виз США дипломатам на работу организации Политика, 18 окт, 22:32 Правительство предложило изменить законопроект о значимых сайтах Бизнес, 18 окт, 22:32 Суд арестовал замначальника полиции района Дорогомилово Общество, 18 окт, 22:12
Бизнес ,  
0 
«Автодор» назвал основных инвесторов дороги из Европы в Китай Привлечением денег занимаются два конкурирующих проекта скоростных трасс через Россию
Потенциальные инвесторы дороги Европа — Западный Китай, УК «Лидер» и ВЭБ.РФ, частично совпадают с кредиторами конкурирующего проекта «Меридиан», заявил РБК глава «Автодора». По его мнению, два объекта инвесторы не потянут
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Какие инвесторы заинтересовались дорогой в Китай

Различные финансовые институты очень активно изучают вариант участия в проекте скоростной автомобильной дороги Европа — Западный Китай (ЕЗК), который планирует реализовать «Автодор», рассказал РБК предправления этой госкомпании Вячеслав Петушенко. Руководство «Автодора» уже провело несколько встреч с потенциальными инвесторами ЕЗК.

В проект входит строительство платной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань протяженностью 729 км и стоимостью 550 млрд руб., из которых 330 млрд руб. — грант государства, а еще 220 млрд руб. должны быть привлечены из внебюджетных источников, пояснил Петушенко. Это сопоставимо с суммой, которую «Автодор» привлек у частных инвесторов на свои проекты за последние десять лет, а это более 200 млрд руб., добавил он.

Из российских инвесторов интерес к проекту «Автодора» проявили ВТБ, Газпромбанк, а также УК «Лидер» и ВЭБ.РФ, которые интересовались и участием в конкурирующем проекте — строительстве частной дороги «Меридиан», сказал Петушенко. «В любом случае я не думаю, что мы потянем два объекта [ЕЗК и «Меридиан»], поэтому любой потенциальный и строитель, и инвестор рассматривает одномоментно все варианты. И пока не посчитает все риски и варианты, вкладываться не будет», — указал глава «Автодора».

Весной 2019 года при обсуждении «Меридиана» представитель УК «Лидер» назвал условия участия компании в этом проекте. В частности, речь шла об отсутствии новых альтернативных магистралей, которые могли бы перехватить часть трафика на срок окупаемости проекта, и в целом о гарантиях загруженности платной трассы. «Лидер» просит и правильных гарантий на случай отсутствия трафика, они же управляют пенсионными деньгами, [это] деньги граждан», — говорил РБК инициатор «Меридиана», бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов. По его словам, «Меридиан» также проводит технико-ценовой аудит своего проекта по договоренности с ВЭБ.РФ, которая изучала возможности финансирования «Меридиана».

Представитель ВЭБ.РФ сказал РБК, что госкорпорация совместно с инициаторами «Меридиана» анализирует возможности по его структурированию и привлечению финансирования. «Учитывая масштаб проекта, полагаем целесообразным формирование пула инвесторов и кредиторов, а также использование мер господдержки», — сказал он. РБК направил дополнительные вопросы в ВЭБ.РФ относительно заинтересованности госкорпорации проектом ЕЗК.

«Оба проекта пока в начальной стадии реализации, так что пока рано говорить о том, что мы точно будем участвовать в одном из них. Каждый из этих проектов интересен, и мы внимательно изучаем их. Пока, исходя из той информации по проектам, которой мы располагаем, Европа — Западный Китай выглядит более перспективным», — сообщил РБК представитель Газпромбанка. Представитель ВТБ также отметил, что пока преждевременно говорить об участии банка в реализации ЕЗК: «Такое решение может быть принято только после детального анализа всех его аспектов и оценки инвестиционных рисков».

РБК направил запрос в пресс-службу УК «Лидер».

Проект Европа — Западный Китай, включенный в комплексный план развития инфраструктуры, помимо платной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань предусматривает строительство платного моста через Волгу в Самарской области, а также реконструкцию действующих автомобильных дорог на территории Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей и Республики Чувашия (более 140 км). ЕЗК также будет проходить по одному из участков ЦКАД и федеральной трассе М-11 «Санкт-Петербург». Совокупная протяженность маршрута из Европы в Китай составляет 2309 км.

Проект «Меридиан», также включенный в комплексный план развития магистральной инфраструктуры в конце 2018 года с условием, что не потребует бюджетных средств, предполагает строительство четырехполосной скоростной дороги от границы России с Белоруссией до границы с Казахстаном в Оренбургской области. Предполагается, что проезд по всей дороге будет платным. Стоимость реализации проекта — 594 млрд руб. Платная дорога протяженностью 1982 км должна пройти по Брянской, Липецкой, Оренбургской, Орловской, Смоленской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областям. В отличие от трассы ЕЗК, которая должна объединить крупные агломерации — Московскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую, «Меридиан» должен пройти в обход крупных городов.

В чем преимущества проектов «Автодора» и «Меридиана»

«Для инвесторов мы [«Автодор»] привлекательны тем, что у нас есть успешный опыт [строительства платных дорог], сам проект ЕЗК — тем, что мы на 95% загрузим его внутрироссийским трафиком и всего лишь 5% закладываем на международный транзит, который зависит от политических факторов», — сказал РБК Петушенко.

О политических рисках «Меридиана» говорил сам Рязанов. «Если вдруг по какой-то причине, например по политической, закроется трафик через Казахстан, очень разумно, чтобы государство взяло на себя эту гарантию. Не будет международного трафика, не будет трафика три-четыре года — не будет денег», — заметил он.

Бывший зампред правления «Газпрома» подчеркивал, что «Меридиан» гораздо лучше проработан, чем ЕЗК: «Мы уже пять лет работаем над проектом и потратили примерно 2,5 млрд руб. В основном это выкуп земли, инженерные изыскания, получение технических условий от собственников коммуникаций, проектирование и т.д.». Вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт, дал поручение «Автодору» разработать планировку территории, на которой планируется построить трассу Москва — Казань, только в начале июня.

Однако в проекте частной дороги «Меридиан» заложен очень незначительный трафик — всего 600 транзитных грузовых машин в день по направлению Европа — Китай. «Также мы думаем о создании транспортной компании и самим формировать трафик на нашей дороге, как это делает Объединенная транспортно-логистическая компания», — говорил Рязанов. «Мы полагаем, что к 2040 году добьемся трафика 35 тыс. автомобилей в сутки, трафик абсолютно комфортный», — сказал РБК Петушенко, имея в виду внутрироссийские грузы и транзитные, которые планируется транспортировать по ЕЗК.

В данном случае речь идет о двух взаимоисключающих проектах, поэтому вероятность, что они оба будут реализованы, — минимальная, сказал РБК партнер практики «Инжиниринг» компании «НЭО Центр» Алексей Ефанов. По его мнению, больше шансов на реализацию есть у ЕЗК: «Это проект более крупной компании, и он подразумевает госучастие, что для инвесторов более привлекательно».

Возможен ли компромиссный вариант

Для реализации «Меридиана» нужно привлечь не только кредитные средства, но и новых акционеров, говорил РБК Рязанов: «У нас есть задача — наполнить уставной капитал. Для этого нужно привлечь акционеров, которые смогут вернуть свои средства после возврата средств кредиторов или с капитализации».

Рязанов также допускал участие государства в своем проекте, предложив «Автодору» приобрести от 50 до 75%, рассказывали источники РБК. Но никаких письменных предложений насчет «Меридиана» «Автодор» не получал, сказал РБК Петушенко. «С инициаторами проекта «Меридиан» у нас налажены конструктивные деловые диалоги. Также у нас с Рязановым был разговор [о возможности участия «Автодора» в «Меридиане»]», — добавил он, не уточнив деталей.

Алексей Ефанов считает малореальным партнерство «Автодора» и инициаторов «Меридиана».

В конце июня премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерствам транспорта, финансов, строительства и экономразвития совместно с Русской холдинговой компанией Рязанова провести дополнительные консультации по участию в проекте «Меридиан» инвесторов, а также оказать необходимое содействие при реализации проекта, следует из протокола совещания от 24 июня (у РБК есть копия, подлинность документа подтвердил представитель вице-премьера Максима Акимова). «Поддержка «Меридиана» премьером не означает, что правительство отказывается от строительства федеральной трассы ЕЗК. Это два параллельных проекта», — сказал РБК источник в правительстве.

Изначально трасса «Меридиан» была заявлена как проект, который будет построен за счет частных средств, без привлечения государственного капитала, напоминает участник правительственных совещаний: «Правительство поддерживает строительство частной дороги на тех условиях, на которых проект был представлен. Это транзитная трасса, которая имеет свою специфику, она не рассчитана на поток автомобилей, связанный с перевозкой пассажиров, — исключительно транзитные грузовые автомобильные перевозки».