Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

«Автодор» назвал основных инвесторов дороги из Европы в Китай

Привлечением денег занимаются два конкурирующих проекта скоростных трасс через Россию
Потенциальные инвесторы дороги Европа — Западный Китай, УК «Лидер» и ВЭБ.РФ, частично совпадают с кредиторами конкурирующего проекта «Меридиан», заявил РБК глава «Автодора». По его мнению, два объекта инвесторы не потянут
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Какие инвесторы заинтересовались дорогой в Китай

Различные финансовые институты очень активно изучают вариант участия в проекте скоростной автомобильной дороги Европа — Западный Китай (ЕЗК), который планирует реализовать «Автодор», рассказал РБК предправления этой госкомпании Вячеслав Петушенко. Руководство «Автодора» уже провело несколько встреч с потенциальными инвесторами ЕЗК.

В проект входит строительство платной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань протяженностью 729 км и стоимостью 550 млрд руб., из которых 330 млрд руб. — грант государства, а еще 220 млрд руб. должны быть привлечены из внебюджетных источников, пояснил Петушенко. Это сопоставимо с суммой, которую «Автодор» привлек у частных инвесторов на свои проекты за последние десять лет, а это более 200 млрд руб., добавил он.

Из российских инвесторов интерес к проекту «Автодора» проявили ВТБ, Газпромбанк, а также УК «Лидер» и ВЭБ.РФ, которые интересовались и участием в конкурирующем проекте — строительстве частной дороги «Меридиан», сказал Петушенко. «В любом случае я не думаю, что мы потянем два объекта [ЕЗК и «Меридиан»], поэтому любой потенциальный и строитель, и инвестор рассматривает одномоментно все варианты. И пока не посчитает все риски и варианты, вкладываться не будет», — указал глава «Автодора».

Весной 2019 года при обсуждении «Меридиана» представитель УК «Лидер» назвал условия участия компании в этом проекте. В частности, речь шла об отсутствии новых альтернативных магистралей, которые могли бы перехватить часть трафика на срок окупаемости проекта, и в целом о гарантиях загруженности платной трассы. «Лидер» просит и правильных гарантий на случай отсутствия трафика, они же управляют пенсионными деньгами, [это] деньги граждан», — говорил РБК инициатор «Меридиана», бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов. По его словам, «Меридиан» также проводит технико-ценовой аудит своего проекта по договоренности с ВЭБ.РФ, которая изучала возможности финансирования «Меридиана».

Представитель ВЭБ.РФ сказал РБК, что госкорпорация совместно с инициаторами «Меридиана» анализирует возможности по его структурированию и привлечению финансирования. «Учитывая масштаб проекта, полагаем целесообразным формирование пула инвесторов и кредиторов, а также использование мер господдержки», — сказал он. РБК направил дополнительные вопросы в ВЭБ.РФ относительно заинтересованности госкорпорации проектом ЕЗК.

«Оба проекта пока в начальной стадии реализации, так что пока рано говорить о том, что мы точно будем участвовать в одном из них. Каждый из этих проектов интересен, и мы внимательно изучаем их. Пока, исходя из той информации по проектам, которой мы располагаем, Европа — Западный Китай выглядит более перспективным», — сообщил РБК представитель Газпромбанка. Представитель ВТБ также отметил, что пока преждевременно говорить об участии банка в реализации ЕЗК: «Такое решение может быть принято только после детального анализа всех его аспектов и оценки инвестиционных рисков».

РБК направил запрос в пресс-службу УК «Лидер».

Проект Европа — Западный Китай, включенный в комплексный план развития инфраструктуры, помимо платной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань предусматривает строительство платного моста через Волгу в Самарской области, а также реконструкцию действующих автомобильных дорог на территории Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей и Республики Чувашия (более 140 км). ЕЗК также будет проходить по одному из участков ЦКАД и федеральной трассе М-11 «Санкт-Петербург». Совокупная протяженность маршрута из Европы в Китай составляет 2309 км.

Проект «Меридиан», также включенный в комплексный план развития магистральной инфраструктуры в конце 2018 года с условием, что не потребует бюджетных средств, предполагает строительство четырехполосной скоростной дороги от границы России с Белоруссией до границы с Казахстаном в Оренбургской области. Предполагается, что проезд по всей дороге будет платным. Стоимость реализации проекта — 594 млрд руб. Платная дорога протяженностью 1982 км должна пройти по Брянской, Липецкой, Оренбургской, Орловской, Смоленской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областям. В отличие от трассы ЕЗК, которая должна объединить крупные агломерации — Московскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую, «Меридиан» должен пройти в обход крупных городов.

В чем преимущества проектов «Автодора» и «Меридиана»

«Для инвесторов мы [«Автодор»] привлекательны тем, что у нас есть успешный опыт [строительства платных дорог], сам проект ЕЗК — тем, что мы на 95% загрузим его внутрироссийским трафиком и всего лишь 5% закладываем на международный транзит, который зависит от политических факторов», — сказал РБК Петушенко.

О политических рисках «Меридиана» говорил сам Рязанов. «Если вдруг по какой-то причине, например по политической, закроется трафик через Казахстан, очень разумно, чтобы государство взяло на себя эту гарантию. Не будет международного трафика, не будет трафика три-четыре года — не будет денег», — заметил он.

Бывший зампред правления «Газпрома» подчеркивал, что «Меридиан» гораздо лучше проработан, чем ЕЗК: «Мы уже пять лет работаем над проектом и потратили примерно 2,5 млрд руб. В основном это выкуп земли, инженерные изыскания, получение технических условий от собственников коммуникаций, проектирование и т.д.». Вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт, дал поручение «Автодору» разработать планировку территории, на которой планируется построить трассу Москва — Казань, только в начале июня.

Однако в проекте частной дороги «Меридиан» заложен очень незначительный трафик — всего 600 транзитных грузовых машин в день по направлению Европа — Китай. «Также мы думаем о создании транспортной компании и самим формировать трафик на нашей дороге, как это делает Объединенная транспортно-логистическая компания», — говорил Рязанов. «Мы полагаем, что к 2040 году добьемся трафика 35 тыс. автомобилей в сутки, трафик абсолютно комфортный», — сказал РБК Петушенко, имея в виду внутрироссийские грузы и транзитные, которые планируется транспортировать по ЕЗК.

В данном случае речь идет о двух взаимоисключающих проектах, поэтому вероятность, что они оба будут реализованы, — минимальная, сказал РБК партнер практики «Инжиниринг» компании «НЭО Центр» Алексей Ефанов. По его мнению, больше шансов на реализацию есть у ЕЗК: «Это проект более крупной компании, и он подразумевает госучастие, что для инвесторов более привлекательно».

Возможен ли компромиссный вариант

Для реализации «Меридиана» нужно привлечь не только кредитные средства, но и новых акционеров, говорил РБК Рязанов: «У нас есть задача — наполнить уставной капитал. Для этого нужно привлечь акционеров, которые смогут вернуть свои средства после возврата средств кредиторов или с капитализации».

Рязанов также допускал участие государства в своем проекте, предложив «Автодору» приобрести от 50 до 75%, рассказывали источники РБК. Но никаких письменных предложений насчет «Меридиана» «Автодор» не получал, сказал РБК Петушенко. «С инициаторами проекта «Меридиан» у нас налажены конструктивные деловые диалоги. Также у нас с Рязановым был разговор [о возможности участия «Автодора» в «Меридиане»]», — добавил он, не уточнив деталей.

Алексей Ефанов считает малореальным партнерство «Автодора» и инициаторов «Меридиана».

В конце июня премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерствам транспорта, финансов, строительства и экономразвития совместно с Русской холдинговой компанией Рязанова провести дополнительные консультации по участию в проекте «Меридиан» инвесторов, а также оказать необходимое содействие при реализации проекта, следует из протокола совещания от 24 июня (у РБК есть копия, подлинность документа подтвердил представитель вице-премьера Максима Акимова). «Поддержка «Меридиана» премьером не означает, что правительство отказывается от строительства федеральной трассы ЕЗК. Это два параллельных проекта», — сказал РБК источник в правительстве.

Изначально трасса «Меридиан» была заявлена как проект, который будет построен за счет частных средств, без привлечения государственного капитала, напоминает участник правительственных совещаний: «Правительство поддерживает строительство частной дороги на тех условиях, на которых проект был представлен. Это транзитная трасса, которая имеет свою специфику, она не рассчитана на поток автомобилей, связанный с перевозкой пассажиров, — исключительно транзитные грузовые автомобильные перевозки».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:51
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58
Звонарева в 41 год вышла в полуфинал крупного турнира ITF Спорт, 15:58
Украинская триатлонистка оскорбила решившую выступать за Россию Лыскун Спорт, 15:58
Как налоговая реформа отразится на компаниях Радио, 15:57
Власти США назвали ожидаемое число иностранных гостей на ЧМ-2026 Спорт, 15:55
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Глава Euroclear пообещала оспорить в суде план изъятия российских активов Политика, 15:45
Увольнение как развод: какие вопросы задать сотруднику на exit-интервью Образование, 15:41
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38
Telegraph узнала о просьбе Мадуро сохранить $200 млн в обмен на отставку Политика, 15:32
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27