В АКГ документов о поддержке проекта пока не поступало, но оно готово поддержать компанию Михалкова и Кончаловского. «В Агентстве кредитных гарантий слышали о подобной инициативе и готовы проработать вариант гарантийной поддержки проекта, в случае если соответствующий запрос поступит, — сообщил РБК представитель агентства. — Совместно с региональной гарантийной организацией АКГ готово предоставить обеспечение до 70% от объема кредита субъекта МСП».
С предложенной схемой финансирования Андрей Кончаловский согласился, рассказывает источник РБК. По его словам, пилотный проект «Едим дома!» будет реализовываться в Московской и Калужской областях. Представители регионов присутствовали на совещании. «Судя по всему, регионы команду поняли, но тоже сказали, что денег нет. Поэтому была найдена именно такая схема через АКГ», — говорит источник РБК.
Представитель Никиты Михалкова сообщила, что режиссер сейчас не в России и связаться с ним нет возможности. Представитель Андрея Кончаловского и Юлии Высоцкой сообщила, что комментариев на тему этого проекта от них не будет. Генеральный директор ЗАО «Едим дома!» Евгений Степанов отказался от комментариев.
Государство и еда
Общепит с государственной поддержкой — тема, которая уже не раз обсуждалась чиновниками, а некоторые даже дошли до стадии реализации.
В 1995 году правительство Москвы и мэр Юрий Лужков открыли сеть «Русское бистро», которая позиционировалась как «русский «Макдоналдс». Как выяснилось впоследствии, 21% акций компании, развивавшей сеть, получил Игорь Малышков — сын возглавлявшего тогда департамент потребительского рынка московского правительства Владимира Малышкова. В 2005-м у сети закусочных было 23 точки в Москве. Тогда же ее пытались передать под управление известного ресторатора, совладельца группы «Арпиком» Михаила Зельмана. В итоге проект исчез, не выдержав появившейся на рынке конкуренции и менеджерских просчетов.
В 2004 году правительство Москвы подписало постановление о развитии в столице сети «Народных ресторанов»: в течение пяти лет в городе должно было появиться 19 точек новой сети, которые работали бы по принципу ресторанов «Грабли» и «Му-Му».
В 2008 году столичный мэр Юрий Лужков одобрил концепцию развития сети детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга в Москве.
В 2009 году Росрыболовство запустило сеть рыбных фастфудов «Океан» в Москве. Планировалось, что точки появятся в Лондоне, Берлине и Париже. «И только в Москве мэр (на тот момент — Юрий Лужков) не отвечает на звонки главы Федерального агентства по рыболовству», — жаловался в интервью «Российской газете» в январе 2010 года тогдашний глава ведомства Андрей Крайний. Было открыто несколько точек, однако уже в сентябре 2010 года стало известно о закрытии первого кафе «Океан» в Санкт-Петербурге. Устроители ссылались на поставщиков, которые срывали поставки.
В 2013 году исполняющий обязанности главы департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк заявлял, что городу не хватает ресторанов, кафе и столовых, и представил новую концепцию развития общественного питания, согласно которой, в частности, планируется открывать больше заведений с московской кухней. Правда, конкретных денег на воплощение концепции в жизнь не было предусмотрено.
Компания «Едим дома!» управляет проектами жены Андрея Кончаловского — Юлии Высоцкой. Высоцкая ведет одноименную телепрограмму на канале НТВ, в ее компанию входят кулинарная студия, онлайн-магазин и два ресторана: «Юлина кухня» и Food Embassy. По данным СПАРК, Высоцкая владеет 51% акций ЗАО «Едим дома!», 39% принадлежит Андрею Михалкову, оставшиеся 10% у продюсера и бывшего директора Фонда Андрея Кончаловского Риммы Шульгиной. Выручка компании в 2013 году составила 58,5 млн руб., чистый убыток — 32 тыс. руб.
До кризиса цена квадратного метра оборудования кафе составляла порядка $3 тыс. на 1 кв. м общей площади, то есть стационарное заведение на 50 кв. м обойдется порядка 7–8 млн руб., подсчитывает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. Фабрика-кухня порядка 350 кв. м, по его оценке, может обойтись в $1,5 млн (по текущему курсу — около 80 млн руб.). «С учетом того что большая часть точек — это не кафе, а кулинарии, теоретически денег на проект хватит», — считает Петраков. По его мнению, место для еще одного игрока в Подмосковье и Калужской области есть, однако, учитывая кризисную ситуацию, которая сбалансировала спрос и предложение, занять заметную долю на рынке будет непросто. Эксперта в проекте смущает только срок окупаемости — 4,8 года: обычно этот срок составляет 3–3,5 года, отмечает он.