Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Welt сообщил, что власти ФРГ занизили данные по импорту нефти из России Политика, 02:57
Лукашенко объяснил, почему говорил с Путиным о ядерном оружии для Минска Политика, 02:53
В перестрелке в Афинах ранили двоих полицейских Общество, 01:48
Лукашенко поручил спецслужбам сообщить о воюющих за Киев белорусах Политика, 01:47
При пожаре в наркологической клинике в Москве погиб человек Общество, 01:31
Байден призвал владельцев заправок в США снизить цены на бензин Экономика, 00:40
Bloomberg узнал, что Япония допускает замену поставщика СПГ Политика, 00:40
Президент Узбекистана предупредил о строгих мерах против нарушителей мира Политика, 00:03
Минобороны сообщило о двух раненых после удара Израиля ракетами по Сирии Политика, 02 июл, 23:28
Немецкий министр заявила, что «не позволит Путину забрать Чехова» Политика, 02 июл, 23:28
Какой может быть математика наказаний для водителей Партнерский проект, 02 июл, 23:22
Барбекю ко Дню независимости в США за год подорожало на 17% Экономика, 02 июл, 23:07
Военная операция на Украине. Главное Политика, 02 июл, 22:58
Не смотря по сторонам: самый высокий риск использования смартфона Партнерский проект, 02 июл, 22:33
Бизнес ,  
0 

Авиакомпании массово отменили рейсы за рубеж. Куда будут летать россияне

Как летать из и в Россию после отмены большинства рейсов российских авиакомпаний
Санкции, запрет на полеты в Европу и отказ от полетов за рубеж из-за риска ареста самолетов поставили авиакомпании перед беспрецедентными проблемами. Как будут работать перевозчики, а россияне — летать, в материале РБК
«Аэрофлот» AFLT ₽26,74 +0,22% Купить
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Почти все крупнейшие российские авиакомпании были вынуждены отказаться от международных рейсов. Это произошло после закрытия воздушного пространства над Евросоюзом и введения западных санкций, из-за которых европейские лизинговые компании не только приостановили поставки в Россию новых самолетов и запчастей, но и стали задерживать уже предоставленные лайнеры в иностранных аэропортах.

«Запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям ухудшит состояние одного из ключевых секторов экономики России и передвижения внутри страны, поскольку три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России было построено в ЕС, США и Канаде», — говорилось в сообщении Совета ЕС, опубликованном в конце февраля.

Евросоюз полностью закрыл небо для российских самолетов
Бизнес
Фото:Дмитрий Рогулин / ТАСС

Почему остановлены полеты за рубеж

Из-за европейских санкций первые потери понесли авиакомпании S7, «Победа», «Уральские авиалинии» и Nordwind — у каждой из них было задержано по самолету за рубежом (в Ереване, Стамбуле, Дубае и Мексике соответственно). После этого авиакомпании начали отказываться от международных полетов: например, S7 полностью их отменила с 5 марта, ее примеру последовали «Победа», «Аэрофлот» и другие.

Росавиация, в свою очередь, рекомендовала перевозчикам, получившим воздушные суда от иностранных лизинговых компаний, временно приостановить пассажирские и грузовые рейсы за границу из-за «высокой степени риска» их задержания или ареста. Перевозчики должны были прекратить последние рейсы за рубеж во вторник, 8 марта. Большинство российских авиакомпаний получили уведомление от европейских лизингодателей о прекращении договоров перестрахования как раз в ночь на 8 марта, сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Авиаторы трактовали это как невозможность выполнять полеты. Но российские авиавласти решили продолжать рейсы внутри страны.

Pro
Не запретить: мобильное приложение как антикризисный инструмент продаж
Pro
Нежелательный дипфейк: можно ли от него защититься — мировая практика
Pro
Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас
Pro
Фото: Shutterstock Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке
Pro
Фото: Shutterstock «Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права
Pro
Фото: Shutterstock Почему россияне отказываются от покупки квартир и что будет со спросом
Pro
Фото: Denis Doyle / Getty Images Новые киберриски: как оценить и во что вкладываться в первую очередь
Pro
Очень плохой прогноз: как дефицит импортных метеоприборов бьет по бизнесу

S7 прекратит все рейсы за пределы России с 5 марта
Бизнес
Фото:Markus Mainka / Global Look Press

После закрытия неба Европы для россиян полностью прекратили полеты в Россию европейские перевозчики (за исключением Турции). От российских рейсов отказываются и некоторые авиакомпании из СНГ. Например, с 6 марта это сделали государственный азербайджанский перевозчик Azal и его лоукост-подразделение Buta Airways. В пресс-службе Azal сообщили, что приостановка рейсов «обусловлена последними изменениями на международном рынке авиационного страхования и перестрахования, связанными с санкциями».

Как много россияне летали в Европу

В 2019 году в топ-20 международных регулярных направлений полетов российских авиакомпаний входили восемь европейских стран, сообщение с которыми сейчас закрыто. На первом и втором местах по числу перевезенных пассажиров находились Германия (3,2 млн человек) и Италия (2,7 млн), по данным Транспортной клиринговой палаты. Шестое место занимала Испания (с Канарскими островами), седьмое — Кипр, 13-е — Франция, 15-е — Чехия, 19-е — Великобритания, 20-е — Австрия.

У российских перевозчиков уже есть опыт практически полной приостановки работы: в первую волну пандемии коронавируса международный пассажиропоток сократился, по сути, до нуля. В апреле 2020 года было перевезено 22 тыс. человек (снижение на 99,4% к апрелю 2019 года), в мае 2020 года — 26 тыс. человек (-99,5%). Но тогда же в Россию не могли летать и зарубежные авиакомпании, без исключений.

Как теперь можно улететь из России

Рекомендации Росавиации не летать за рубеж не касаются российских авиакомпаний, у которых в эксплуатации находятся самолеты без риска ареста или задержания в иностранных аэропортах — воздушные суда российского производства или находящиеся в лизинге у компаний из России. В первую очередь речь идет о региональных самолетах Superjet 100. Такие машины есть в парках семи перевозчиков, регулярно летающих за рубеж: у группы «Аэрофлот» (преимущественно у авиакомпании «Россия»), «Азимута», базирующегося на юге России, Red Wings (принадлежит «Ростеху»), «ИрАэро», «Северстали», «Якутии» и «Ямала». Но из них только три перевозчика сообщили о продолжении международных полетов в марте.

«Азимут», чей парк полностью состоит из Superjet, решила даже назначить дополнительные рейсы из Стамбула, Еревана и Баку в Сочи и Минеральные Воды. Red Wings сохранила рейсы в Армению и Узбекистан, осуществляемые на самолетах российского производства. «ИрАэро» также планирует увеличить число международных полетов на Superjet. «Пока это Армения и Узбекистан. По всем остальным [странам] ждем решений, готовы [летать] хоть в Тель-Авив», — сообщил РБК топ-менеджер «ИрАэро».

Utair, которой принадлежит более 20 самолетов Boeing 737/767, также не собирается отказываться от международных рейсов, сказал РБК источник, близкий к авиакомпании. «Мы рады анонсировать старт полетов с российскими номерами. До лета 2022 года планируем перевести в отечественный реестр большую часть парка, находящуюся в собственности авиакомпании, — 18 Boeing 737-500 и шесть Boeing 737-400», — сообщал президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Олег Семенов в декабре 2021 года. Сейчас на сайте компании можно купить билеты в Турцию, Азербайджан, Армению и Таджикистан. РБК направил запрос в пресс-службу Utair.

Ограничения на международные полеты не касаются также иностранных авиакомпаний стран, которые не присоединились к санкциям против России и не ограничили воздушное сообщение с Москвой, указано в сообщении Росавиации. Поэтому некоторые иностранные авиакомпании продолжают полеты. После 8 марта из Москвы собираются выполнять рейсы 25 иностранных авиакомпаний (например, Turkish Airlines и авиакомпания Armenia), по данным поисковика билетов Aviasales. Однако для того, чтобы добраться до Евросоюза по воздуху, россиянам придется пользоваться пересадками. Больше всего возможностей попасть туда россиянам предоставляют Turkish Airlines, Emirates и Air Serbia через свои хабы в Стамбуле, Дубае и Белграде соответственно. РБК направил запросы в эти авиакомпании.

Минтранс предложил меры поддержки для российских авиакомпаний
Политика

Но частотность рейсов и другие параметры авиасообщения регламентированы межправительственными соглашениями и рекомендациями оперштаба по борьбе с коронавирусом, поэтому не будет быстрого увеличения количества рейсов иностранных авиакомпаний. «На сегодня мы выполняем практически все рейсы, согласованные российским оперштабом по противодействию коронавирусу», — сказал РБК заместитель гендиректора крупнейшей авиакомпании Киргизии Avia Traffic Company Георгий Еременко. И у этой компании нет планов увеличивать число рейсов и направлений полетов в Россию, добавил он. Uzbekistan Airways, наоборот, решила выполнить дополнительные рейсы между Ташкентом и Новосибирском, говорит ее представитель Камола Икрамова.

На чем авиакомпании будут летать по России

В отдельном документе ЕС, детализирующем санкционный режим, прописано, что запрещается оказание любых страховых или перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, а также услуг по ремонту, модификации, устранению дефектов в отношении европейских самолетов. Поставки самолетов из Евросоюза могут продолжаться только до 28 марта 2022 года по контрактам, заключенным до 26 февраля, следует из документа.

«В этих условиях критически важно сохранить действующий парк самолетов, именно поэтому Росавиация рекомендовала отказаться от полетов за границу», — отмечает топ-менеджер российской авиакомпании из топ-5. По его словам, полетам на самолетах, оставшихся в России, не помешает отказ производителей двигателей, компонентов, запчастей и поставщиков программного обеспечения.

На чем российские авиакомпании будут летать после запрета поставок Airbus
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Но из-за санкций на поставки запчастей для импортных самолетов на них можно будет летать не больше полугода, считает директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд. Однако 5 марта президент Владимир Путин заявил на встрече с представительницами летного состава российских авиакомпаний, что у министра транспорта, экс-главы «Аэрофлота» Виталия Савельева есть «свои соображения», как российские компании продолжат работу при таких ограничениях. «Дадим ему возможность вести переговоры с партнерами. Я надеюсь, что они договорятся о том, что лежит и в зоне их собственных интересов. Но исхожу из того, что летать мы будем», — сказал Путин.

По его словам, российские компании будут наращивать внутренние перевозки, а также летать за границу (куда не запрещено). «Территориальную связность» России (то есть возможность полетов между всеми регионами) сохранят воздушные суда отечественного производства начиная от L-410 с двумя пассажирами, Ил-114–300 (до 68 пассажиров) и МС-21 (от 132 до 165 пассажиров). «Все это будем развивать. Там, где не хватает какой-то локализации, обязательно этого добьемся и сделаем», — сказал он.

На запуск производства всех видов самолетов в нужном для авиакомпаний количестве российскому авиапрому нужно не менее двух лет. Причем этот срок касается в первую очередь Superjet и МС-21 (еще один лайнер российского производства, полеты которого пока не начались), полагает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. При этом по широкофюзеляжному дальнемагистральному флоту перспектив создания таких самолетов в России пока вообще не просматривается, отметил эксперт.

В 2021 году российские компании перевезли 111 млн человек, включая 87,5 млн на внутренних рейсах. Для этого было задействованы более 600 самолетов производства Boeing и Airbus.

Авторы
Теги