Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

В России в 2017 году на 30% упали цены на шоколад

В 2017 году в России более чем на 30% упали оптовые цены на шоколад и шоколадные конфеты. Главная причина — снижение цен на сырье, в том числе какао-бобы. Но на потребительских ценах это особо не сказалось
Фото: Charles Platiau / Reuters
Фото: Charles Platiau / Reuters

Производители шоколадных изделий в 2017 году из-за снижения стоимости сырья и роста конкуренции пошли на снижение отпускных цен, рассказали РБК несколько участников рынка. Эта тенденция подтверждается данными официальной статистики. Согласно проанализированным РБК данным Росстата, среднемесячная оптовая цена шоколада (в упакованном виде) в 2017 году составила 392,4 тыс. руб. за тонну — это на 33,7% меньше среднего показателя 2016 года. На 34% за год подешевели шоколадные конфеты: средняя оптовая цена на эту продукцию в 2017 году составила 122,4 тыс. руб. за тонну.

Главной причиной снижения отпускных цен на шоколадные изделия в 2017 году стало падение цен на сырье, говорит президент и совладелец кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев.

«В первую очередь на стоимость шоколада влияет цена какао-продуктов — с ними сейчас благоприятная ситуация, цены в течение почти целого года снижались», — отмечает Муравьев. Кроме того, на себестоимость продукта влияет цена на сахар и сухое молоко, которые последний год также дешевеют.

Какао в цене

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), мировые цены на какао-бобы начали падать в октябре 2016 года на фоне оптимистичных прогнозов по сбору урожая в Западной Африке. Если в середине 2016 года цены достигали пиковых значений и превышали £2,5 тыс. за тонну какао-бобов на Лондонской товарной бирже, то в ноябре 2017 года цена была в диапазоне £1,5–1,6 тыс. за тонну. По состоянию на 8 февраля стоимость тонны какао-бобов была еще ниже — £1,462 тыс. После кризисных 2015–2016 годов в России отмечается восстановление потребления шоколадных кондитерских изделий. В конце 2017 года, по данным ЦИКР, оно достигло около 5 кг в год на человека, чему способствовала в том числе стабилизация цен.

Стоимость сырья — один из ключевых факторов, влияющих на отпускные цены на шоколадные изделия, подтверждает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. В сегменте «шоколад» наибольшее значение имеет стоимость какао-бобов и какао-продуктов. Их доля в себестоимости шоколадной продукции может доходить до 70%. Гораздо меньшее влияние могло оказать снижение цен на сухое молоко и сахар, так как доля сахара в себестоимости варьируется от 3 до 12% в зависимости от вида шоколада, констатирует эксперт.

Дешевеющее сырье

По данным Минсельхоза, оптовая цена на сахар в Южном федеральном округе в течение 2017 года снизилась на 25% и составила около 25 тыс. руб. за тонну. По данным Союзмолока, к концу декабря 2017 года цена сухого цельного молока в России упала на 12,3%, до 236,4 тыс. руб. за тонну.

Помимо падения цен на сырье на рынок оказывает влияние покупательная способность населения. Ее снижение в условиях высокой конкуренции вынуждает компании понижать цены, несмотря на рост издержек и работу на грани рентабельности, констатирует Лашманкин. «Таким образом, совокупность сырьевых факторов вкупе с невысокой покупательной способностью населения могут приводить к снижению отпускных цен», — отмечает он.

Потребители не в шоколаде

Как утверждает Муравьев, многие кондитерские фабрики начали снижать цены с конца второго квартала 2017 года. По его оценкам, в целом по отрасли и на фабрике «Победа» снижение отпускной цены в 2017 году составило 15–25%. Для потребителей падение цен на шоколадную продукцию не было столь заметным и не превышало 10–15%, полагает Муравьев. Представители российских подразделений Mars, Mondelēz International и Ferrero отказались от комментариев.

Но для конечного потребителя ситуация выглядит практически по-прежнему. По данным Росстата, в 2017 году цены на шоколадные конфеты выросли на 1,7% по сравнению с 2016 годом, на шоколад и сахаристые кондитерские изделия — на 2,6%. Представитель сети «Дикси» заявил РБК, что «ни один производитель не опускал цену в 2017 году». В сети «Пятерочка» также не зафиксировали снижения закупочных цен на кондитерские изделия, сообщил представитель владеющей сетью компании X5 Retail Group. «При этом поставщики такой продукции активно продвигают ее через промоакции», — напомнил собеседник РБК.

После вступления в силу в 2017 году поправок в закон «О торговле», который запретил сетям взимать с поставщиков ретробонусы и маркетинговые платежи, основным инструментом продвижения для поставщиков стала скидка за объем заказа. «Для того чтобы стимулировать ретейлеров закупать больше, базовые розничные цены завышаются, и для роста объемов продаж поставщики и ретейлеры вынуждены проводить больше промо, так как потребители перестают покупать по обычным ценам, — поясняет гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров​. — Снижение оптовой цены отразилось, таким образом, в средней цене реализации, в то время как базовые розничные цены не снизились или даже выросли».

В России увеличиваются продажи шоколадной продукции с помощью промоакций, подтверждают данные компании Nielsen. Если в январе—октябре 2016 года на промопродажи приходилось 57% шоколадных плиток в натуральном выражении, то в январе—октябре 2017 года — уже 63%, отмечает руководитель группы по работе с клиентами Владислав Андреев. В денежном выражении доля промопродаж в этой категории выросла за год с 50 до 55%.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 16:37
Зеленский назвал свой президентский срок еще не оконченным Политика, 23:09
Производители продуктов пожаловались Мишустину на инициативу Минпромторга Бизнес, 23:04
Как Мишустин раскритиковал новую «Волгу» за китайский руль. Видео Экономика, 22:51
«Технологический сбой» на ₽2 млрд помешал продать «Росспиртпром» Бизнес, 22:42
В Белгородском районе украинский дрон атаковал автомобиль на дороге Политика, 22:34
В ООН не смогли оценить последствия ударов ВСУ по регионам России Политика, 22:18
Путин через Володина передаст послание иранским властям Политика, 22:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В российских воспитательных колониях разрешили носить легинсы и шорты Общество, 22:00
Занимавшийся в одной школе с дочкой Тутберидзе украинский дуэт распался Спорт, 21:45
Гладков опубликовал список погибших при обрушении многоэтажки в Белгороде Политика, 21:39
Россиянка победила финалистку US Open на турнире WTA в Страсбурге Спорт, 21:35
Зеленский объяснил нежелание приглашать Россию на «саммит мира» Политика, 21:25
Сын Кадырова стал министром второй раз за три месяца Политика, 21:23
Почеттино покинул пост главного тренера «Челси» Спорт, 21:20