Цены в пятизвездочных отелях Москвы резко выросли из-за кризиса
Опубликованные онлайн-тарифы (Best Available Rates, BAR) практически всех гостиниц Москвы резко выросли в 2015 году, свидетельствуют данные консалтинговой компании JLL. Рост составил от 5% у недорогих отелей до 30% и даже выше у гостиниц уровня «пять звезд». Например, отели под управлением Lotte, Intercontinental, а также Marriott Aurora и Baltschug Kempinski, по данным JLL, подняли тарифы более чем на 30%, Ararat Park Hyatt и Marriott Grand – примерно на 20%, а «Mercure Арбат», Swissotel, Sheraton Palace, Radisson Royal и Ritz-Carlton – на 10% (см. график).
JLL каждую неделю января сравнивала онлайн-тарифы, которые публикуют сами отели, со средним прошлогодним значением. В 2014 году, по данным компании, средняя стоимость проживания в гостинице уровня «пять звезд» в Москве выросла всего на 2%, до 10 тыс. руб. в сутки. При этом загрузка за год упала на 9% – до 59%. Иностранцы, на которых приходится основной спрос в этом сегменте, стали реже посещать город, говорят аналитики.
Инфляция, рост цен на импортные товары, ответные санкции со стороны России и спад спроса – все эти факторы перечисляют сами участники рынка. «Многие отели до недавних пор использовали товары, закупленные еще по «старым» ценам, поэтому в полной мере отельеры еще не ощутили на себе влияние этих факторов», – говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвид Дженкинс.
«Подорожало все, кроме красной икры»
«Подорожало все, независимо от того, произведено это в России или завозится из-за рубежа: цена не выросла, возможно, только на красную икру», – говорит директор по продажам и маркетингу «Лотте Отеля Москва» Денис Логачев. Больше всего, по его словам, выросла цена на продукты, сейчас растут затраты на все остальное, включая услуги прачечной. «Еще пару месяцев назад у нас были запасы инженерных комплектующих, товаров, которые мы кладем гостям в номер, но сейчас мы вынуждены пополнять наши запасы, заказывая все из-за рубежа», – говорит он.
Начали менять тарифы и сетевые трехзвездочные отели. Например, проживание в отелях Azimut в Костроме, Санкт-Петербурге стало дороже на 20%, а в Москве и Сочи – на 10%. «Цены на продукты выросли на 20–30%, при этом овощи и фрукты подорожали на 70%, вина – на 25–40%, а чистящие и моющие средства – примерно на 30%, – перечисляет директор по продажам и управлению доходами Azimut Hotels Андрей Смирнов. – Мы проводим адаптацию меню для сохранения цен F&B [ресторанов, баров, банкетной службы, кухни] на прежнем уровне».
У кого нервы крепче
«Это ответ на двухзначную инфляцию», – отмечает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По ее словам, отели вынуждены подгонять открытые тарифы под свои ожидания, а корпоративные тарифы, на которые приходится большая часть спроса, фиксируются в договорах. «Спрос и так упал, не у всех менеджеров отелей могут выдержать нервы: не все готовы сейчас в низкий сезон поднимать тарифы, опасаясь дальнейшего оттока. Но теперь у них уже выбора нет – практически у всех расходы в долларах и евро», – говорит заместитель гендиректора CBRE по развитию гостиничного бизнеса Станислав Ивашвекич.
«Ценовая политика отеля «Балчуг Кемпински Москва» на 2015 год не претерпела изменений по сравнению с 2014 годом», – заявила РБК региональный директор группы «Кемпински» по продажам и маркетингу по России и странам СНГ Лада Самодумская. – Сейчас у отельеров нет возможностей для резкого повышения тарифов, но они будут плавно расти ближе к высокому сезону, который начнется в Москве в апреле». Представитель «Арарат Парк Хайятт» признал, что тарифы на проживание в отеле в январе были «немного» повышены, но в феврале менеджмент принял решение вернуть их на прежний уровень.
По словам регионального директора сети Accor Hospitality Алексиса Деларофф, ценовая политика отельеров гибка и быстро адаптируется, исходя из баланса спроса и предложения. «В какой то день ценник может превышать прошлогодний на все 20%, а уже завтра может быть ниже прошлогоднего на 10%», – отмечает он. Средний тариф на проживание в российских отелях Accor вырос, по его словам, только на 1–3%: «Наши клиенты в основном россияне, поэтому взвинчивать цены нецелесообразно». Но, к примеру, «Mercure Арбат» на повышение тарифов решился: 75% его клиентов – иностранцы, объясняет Деларофф. В дальнейшем тарифы могут быть повышены еще в одном-двух отелях, но не больше, уверяет представитель Accor.
Цены на проживание в пятизвездочных отелях продолжат расти в любом случае, даже по корпоративным договорам, ожидает Ивашкевич. «Люксовые гостиницы, которые были поставлены на порог себестоимости, – это лишь первые ласточки», – считает он.
Общее предложение в качественных гостиницах Москвы, по данным Cushman & Wakefield, составляет около 15 тыс. номеров, или около трети от всего рынка. На 2015 год отельеры заявили об открытии нескольких объектов совокупным номерным фондом свыше 1,3 тыс. номеров, отмечают в JLL. Самыми знаковыми будут «Marriott Новый Арбат» (234 номера), Ibis Динамо (310 номеров), «Doubletree by Hilton Внуково» (430 номеров) и «Hampton by Hilton Строгино» (214 номеров).