Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

«Ростех» свернул проект инновационного трамвая Russia One

Новый собственник Уралвагонзавода (УВЗ) «Ростех» заявил, что инновационный трамвай Russia One не выйдет в серийное производство, потому что «не пригоден для ремонта». Теперь УВЗ будет создавать новый проект.
Трамвай R1
Трамвай R1 (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)

«Трамвай R1 всем понравился, вызвал, как сейчас модно говорить, хайп. Но он не вышел и не выйдет на рынок», — заявил агентству ТАСС директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко. Во-первых, отмечает он, для него нет ходовой части, а во-вторых, «дизайнерский трамвай оказался слабо пригоден для ремонта: если в него кто-то врежется, то совершенно непонятно, как заказывать запчасти и сколько придется их ждать».

Трамвай R1 был «концептуальной моделью», пояснил Бровко, слова которого РБК передала пресс-служба «Ростеха». По его словам, «внешний вид определяется не мечтами дизайнеров, а потребностями реальных заказчиков, которых пока больше интересуют высокая функциональность и низкая цена, нежели футуристичный дизайн». Однако некоторые идеи R1 все же планируется использовать в трамваях недалекого будущего, например низковольтное освещение, особые механизмы открывания дверей, отдельные элементы экстерьера и интерьера и др., сказал Бровко. Он попросил не торопиться ставить крест на том, что «имеет на самом деле хорошие перспективы».

Президент Владимир Путин в конце декабря 2016 года подписал указ о передаче УВЗ из собственности Росимущества госкорпорации «Ростех».

Впервые проект R1 был презентован в 2014 году. Разработкой дизайна нового трамвая занималось дизайнерское бюро «Лаборатория Маслова». ​Кузов вагона выполнен из композиционных материалов, лейтмотивом при создании формы трамвая стал черный уральский самоцвет в металлической оправе. Тогда гендиректор «Лаборатории» Максим Кузин заявил РБК, что серийное производство трамвая должно было быть запущено еще в конце 2015 года. «Для этого понадобится достроить производственные линии на УВЗ и, вероятно, развернуть дополнительный сборочный цех под Москвой. Я рассчитываю полностью окупить вложения в проект продажей 50 вагонов», — говорил он. В 2015 году УВЗ даже подписали с Екатеринбургом соглашение о поставке 50 единиц в 2018 году для чемпионата мира по футболу.

«Это трамвай-убийца, трамвай-мясорубка. Категорически нельзя делать форму с таким наклоном кабины и приподнятым носом. Даже случайно задетый прохожий будет отправлен автоматически под колеса», — отмечал дизайнер Артемий Лебедев, когда только появился прототип трамвая в конце 2014 года. «Я считаю одной из главных задач таких проектов — показать горожанам новую эстетику и показать им, что такое дизайн», — парировал руководитель направления «промышленный дизайн» Британской высшей школы дизайна Умберто Джираудо, которого цитировала «Афиша».

Тогдашний гендиректор УВЗ Олег Сиенко в начале 2015 года в интервью РБК хвастался, что кроме Екатеринбурга госкорпорация получила заказы и от Волгограда, Москвы и других муниципалитетов на трамвай R1, который станет «прямым конкурентом продукции всех ведущих мировых производителей». По его словам, за счет девальвации рубля «российский продукт становится очень конкурентным». Но в ноябре 2015 года его тон резко сменился: оказалось, что проекту не хватает финансирования. «Мы сделали трамвай, но проект надо дофинансировать. Мы просим Минпромторг нам помочь, потому что, насколько я понимаю, к чемпионату мира по футболу 2018 года начнется аврал», — заявил он в интервью «Коммерсанту».

В «Уралтрансмаше», входящем в УВЗ, «Интерфаксу» в октябре 2015 года заявляли, что контрактов на выпуск трамваев R1 нет. А без них запускать серийное производство трамваев «Уралтрансмаш» считал нецелесообразным из-за их высокой стоимости.

Стоимость разработки R1 эксперты оценивали в 20–30 млн руб. Один трамвай, по их оценкам, мог стоить 40–50 млн руб.

От НИИ до танков

УВЗ — машиностроительный холдинг гражданского и военного назначения. В состав холдинга входит около 40 предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. УВЗ является крупнейшим производителем вагонов в России, а также выпускает разные виды бронетехники, в том числе новейший российский танк «Армата». Чистая прибыль УВЗ по российским стандартам бухучета в 2016 году составила 1,5 млрд руб. против 10 млрд руб. убытка в 2015 году. А выручка выросла в 1,7 раза, до 93 млрд руб.

Сейчас в России основными производителями трамваев являются три компании: «Транспортные системы» (входит в «Трансмашхолдинг»), ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» и «Уралтрансмаш» (входит в УВЗ).​ На этой неделе УВЗ выиграл контракт на поставку в подмосковную Коломну 21 трамвая на общую сумму 430 млн руб. Таким образом, стоимость одного трамвая составила около 20,5 млн руб.

Нереализованные проекты

R1 повторяет судьбу другого амбициозного проекта — электромобиля «ё-мобиль» миллиардера Михаила Прохорова. Кузов этого автомобиля так же, как и у трамвая R1, был уникальным и создавался из композитных материалов. Проект «ё-мобиль» был запущен в январе 2010 года. Инвестиции в строительство первой очереди завода по выпуску «ё-мобилей» составили €142 млн. Планировалось, что автомобили будут стоить 360–490 тыс. руб. за штуку. На новый автомобиль удалось собрать даже 200 тыс. предзаказов.

Однако в итоге этот проект был закрыт в апреле 2014 года, а все технологии были проданы государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту за €1. Основная причина — падение автомобильного рынка и отсутствие производственных компетенций, говорил Прохоров.

В начале 2015 года представитель компании Yota Devices (25,1% принадлежит «Ростеху»), разработчика смартфона с двумя экранами YotaPhone, заявлял, что она работает над созданием планшета YotaPad. Устройство также должно было иметь два экрана, один из которых работал бы по технологии электронных чернил (e-ink). В ноябре 2015 года на встрече с премьером Дмитрием Медведевым глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что новинка может появиться уже в 2016 году. Но впоследствии Yota Devices отказалась от этих планов и сосредоточилась на своем основном продукте — смартфоне.

В 2011 году глава «Роснано» Анатолий Чубайс представил Владимиру Путину, занимавшему тогда пост премьера, электронную книгу с пластиковым экраном Plastic Logic 100, которая в перспективе должна была заменить обычные учебники в российских школах. Устройства были выпущены ограниченным тиражом, в Зеленограде планировалось построить завод по производству экранов для таких планшетов. Однако после эксперимента «Роснано» признало, что этот проект был маркетинговой ошибкой, и производство было свернуто. Инвестиции составили $240 млн.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
В НАТО назвали законными удары Украины по военным целям в глубине России Политика, 19:40
Пользователь заплатил более $17 тыс. за перевод 1,34 биткоина Крипто, 19:38
Минобороны сообщило о перехвате дрона ВСУ в Белгородской области Политика, 19:37
Экс-главу Минэнерго Подмосковья отправили под домашний арест Общество, 19:34
По данным «МегаФона» москвичи в метро стали реже читать и больше работать Пресс-релиз, 19:34
Силуанов предупредил об угрозе глобального долгового кризиса Экономика, 19:25
Роботы удешевляют труд людей и отбирают работу. Ждать ли новых луддитов Pro, 19:23
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве Общество, 19:19
В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди Общество, 19:01
Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира Спорт, 18:58
«Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва Общество, 18:48
Умер «мебельный король» Сергей Зуев Общество, 18:46
Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео Общество, 18:29
Есть проблемы: почему растет спрос на услуги логопедов РБК Франшизы, 18:26