Проблемный рейс
Чартерный рейс ZF 8861 авиакомпании «Катэкавиа» (работает под брендом Azur Air) должен был вылететь 7 июля в 15:00 из Санкт-Петербурга в Анталью, но в последний момент был отменен. Информация об этом появилась на онлайн-табло аэропорта Пулково. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, это первый чартер, который должен был лететь из России в Турцию после того, как в отношениях между странами наметилось потепление.
На сайте аэропорта Антальи данный рейс не значился, однако были заявлены чартерные рейсы Azur Air на другие дни, в частности из Домодедово на 8 июля с прилетом в 6:10 мск утра. По состоянию на вечер 7 июля представитель Azur Air заявляла РБК, что решение по этим рейсам пока ожидается, но авиакомпания начнет полеты «только после соответствующих разрешений со стороны властей, которые еще не даны».
В пятницу чартерных рейсов в Турцию из Домодедово не будет, уточнил представитель аэропорта.
Заказчиком проблемных рейсов выступил туроператор Anex Tour. По словам представителя Azur Air, туристическая компания направила запрос на организацию полетов в Анталью с частотой семь раз в неделю из столичного Домодедово и один-два раза в неделю — из Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Новосибирска.
В компании Anex Tour от комментариев отказались.
«Туроператор не предоставлял данных по продажам на рейсы, но туры продавались неплохо», — говорит Майя Ломидзе из АТОР. По ее данным, всех пассажиров с несостоявшегося чартера удалось пересадить на рейсы Turkish Airlines, поэтому реально пострадавших туристов пока нет.
В турагентствах, опрошенных РБК, уверили, что в случае отмены чартерных рейсов туристы либо получат 100-процентное денежное возмещение стоимости тура, либо им будет предложена замена на аналогичный по качеству отдых. При этом в сети «Горящие туры» рекомендуют клиентам повременить с покупкой туров в Турцию хотя бы до следующей недели.
Как ссорились и мирились Россия и Турция
В ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, упавший на территории Сирии. Инцидент вызвал кризис в двусторонних отношениях и экономические санкции со стороны Москвы. 29 декабря российское правительство сообщило, что турецким компаниям запрещено заниматься проектированием, строительством, гостиничным и туристическим бизнесом, деревообработкой, а также работать по госзаказу. Вторым постановлением Россия ввела эмбарго на ввоз турецких овощей и фруктов, а третьим запретила чартерные рейсы и продажу туров в Турцию. Ответные санкции Турции были минимальными: с 1 июня 2016 года правительство страны обязало водителей российских грузовиков получать визу в Турцию. 28 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения за сбитый российский Су-24, а 30 июня Владимир Путин поручил правительству начать процесс нормализации торгово-экономических связей с Турцией.
Без вариантов
За исключением Anex Tour остальные туроператоры пока формируют туры только на базе регулярной перевозки, говорит Майя Ломидзе. В аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково подтвердили РБК, что заявок на чартерные рейсы в Турцию от других авиаперевозчиков не поступало.
Компании «Пегас туристик» и Coral Travel предлагают туристам воспользоваться рейсами Turkish Airways. Турецкий перевозчик еженедельно выполняет в Анталью пять рейсов. «Ажиотажный спрос мы не наблюдаем. Пока интереса больше, чем продаж», — говорит генеральный директор «Пегас туристик» Анна Подгорная. До официального разрешения Росавиации об организации чартерных программ речи не идет, подчеркивает топ-менеджер. Ранее туроператор объявлял о начале программы с 14 июля.
«Наша полетная программа запланирована на середину июля. Она будет осуществляться в сотрудничестве с рядом авиаперевозчиков, которые смогли оперативно предложить свои возможности, в их числе — авиакомпания «ЮТэйр», — сказала представитель Tez Tour Лариса Аханова.
Туроператор «Библио Глобус» отправляет туристов на регулярных рейсах партнерской авиакомпании «Россия». У НТК «Интурист» на сайте уже есть Турция, но туры продаются без перелета (от 36 тыс. руб. за неделю в отеле категории 3* на двоих).
Улететь из Москвы можно также на «Аэрофлоте». Российская авиакомпания летает 14 раз в Стамбул и семь в Анталью, причем, как следует из данных на официальном сайте «Аэрофлота», все билеты в Анталью на следующую неделю уже куплены. В продаже остались лишь самые дорогие категории — «Бизнес-класс Премиум» за 82,6 тыс. руб. в один конец.
Сколько стоила блокада
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), торговый оборот между Россией и Турцией за 2015 год составлял $23,4 млрд, а за первые четыре месяца 2016-го (позже апреля статистики нет) он упал более чем на $18 млрд, до $4,8 млрд. Экспорт России в Турцию снизился на 43%, импорт из Турции — более чем в два раза.
Вице-премьер Турции Мехмет Шимшек в декабре говорил, что российские санкции могут стоить турецкой экономике 0,3–0,4% ВВП, или $9 млрд. Российский посол Андрей Карлов в интервью ТАСС отмечал, что ущерб может превысить $11 млрд — наибольший урон понесут туристический и сельскохозяйственный сектора.
Ценовые перспективы
В случае, если правительство примет постановление об отмене запрета на организацию чартерных рейсов, согласование полетов с аэропортами не займет много времени, уверен генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов: «В условиях падающего пассажиропотока они рады любой работе». Согласовать полеты с российским и турецким аэропортом реально за день, подтверждает коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов.
По мнению участников рынка, с введением чартерных программ туры в Турцию подешевеют на 25–30%. В стоимости турпакета при недорогих вариантах размещения авиационная составляющая может занимать до 70–80%, оценивает Анна Подгорная из «Пегас туристик», при этом кресло на чартерах существенно дешевле.
По данным международного туристического метапоиска momondo, билет на прямой рейс в Анталью сейчас будет стоить от 24,5 тыс. руб., а в случае с пересадкой — чуть более 17 тыс. руб. Минимальные цены за неделю в отеле 3* на двоих в Анталье у опрошенных РБК турагентств пока колеблются от 62 тыс. до 68 тыс. руб.
Авторы
Дмитрий Крюков, Сергей Титов, Полина Никольская