Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Акционер S7 заявила о медленном росте числа женщин-пилотов в авиации

Татьяна Филева: число женщин-пилотов растет слишком медленными темпами
Доля женщин-пилотов в российских компаниях в среднем составляет 2%, что меньше, чем в мире. Росту их числа мешают стереотипы, для слома которых придется приложить усилия самим перевозчикам, считает акционер S7 Татьяна Филева
«Аэрофлот» AFLT ₽57,23 +2,56% Купить
«Аэрофлот» RU000A103943 ₽9 867,3 +0,11% Купить
Авиакомпания «ЮТэйр» UTAR ₽10,8 +0,65% Купить
Первая девушка-пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» Марфа Иванова
Первая девушка-пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» Марфа Иванова (Фото: mintrans.sakha.gov.ru)

Число женщин-пилотов в авиакомпаниях России растет слишком медленными темпами и именно отрасль должна предложить механизм для исправления этой ситуации, пишет акционер S7 Group Татьяна Филева в колонке для РБК. В мире доля женщин-пилотов в авиации составляет от 5,8 до 6,03%. В России средний показатель женщин-пилотов менее 2%, оценила она.

В России свыше 14 280 пилотов, из них более 280 (то есть около 2%) — пилотессы, имеющие свидетельство коммерческого пилота, сообщил РБК представитель Росавиации.

Татьяна Филева «Не остается сил постоянно доказывать, что ты можешь»
Мнение
Татьяна Филева

В S7 Group входит крупнейший российский частный перевозчик S7 Airlines. Сейчас в нем работают 14 девушек-пилотов, но это чуть больше 1% от общего числа пилотов S7. В региональной компании «КрасАвиа» летают две пилотессы, это примерно 1% от всего летного состава, уточнила руководитель пресс-службы перевозчика Нина Чупахина. В «ИрАэро» за штурвалом самолета летает только одна женщина, или 0,4% от общей численности пилотов, сообщил РБК пресс-секретарь перевозчика Николай Бессонов. В «Аэрофлоте» летают 60 женщин-пилотов, или 3% от всего числа пилотов перевозчика, утверждает представитель компании. «Аэрофлот» — единственный российский авиаперевозчик, кто присоединился к кампании 25by2025, которую в 2019 году запустила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Участвующие в ней авиаперевозчики добровольно обязуются увеличить число женщин на руководящих должностях и на рабочих местах, где те недостаточно представлены (например, в летном составе, техобслуживании и инжиниринге), либо на 25% по сравнению с текущими показателями, либо до 25% к 2025 году.

Женщина-пилот Мария Уваровская о стереотипе «мужской среды» в авиации
Стиль

По мнению Филевой, число женщин-пилотов в авиакомпаниях надо увеличивать, так как наличие в экипаже воздушного судна профессионалов разного психотипа, возраста, пола дает бóльшую вариативность в решении задач, положительно влияет на деятельность и повышает эффективность. Но это не значит, что при приеме на работу пилотом у девушки автоматически должно быть преимущество только из-за пола — высокие требования к компетенциям и состоянию здоровья для всех кандидатов одинаковы, подчеркнула акционер S7.

Среди причин медленного роста числа женщин-пилотов Филева, которая сама летает на самолете и вертолете, называет стереотипное мышление. Так, в минувшем феврале она лично пообщаться с девушками-студентками из вузов, где готовят пилотов гражданской авиации. В одном таком учебном заведении Филева почувствовала давление даже на себе. «Глядя в глаза мне — девушке, которая прилетела сама за штурвалом на встречу, — меня спрашивали, зачем авиакомпании нужны женщины-пилоты, и утверждали, что они «долго не задерживаются в авиации, берите мужчин», что наличие девушек-инструкторов — это «хорошо лишь визуально», так сказать, «для красоты», — сетует она.

Формально сейчас нет проблемы входа в профессию: девушки поступают в университеты и успешно оканчивают их, устраиваются на работу, но не массово, продолжает Филева. Но сформированные годами стереотипы абсолютно точно влияют на мотивацию продолжать заниматься любимым делом, ведь далеко не у всех вызывают азарт постоянная борьба и необходимость доказывать свое право быть в профессии, замечает она. По мнению Филевой, чтобы сломать стереотипы нужно многое менять в корпоративной культуре самих авиакомпаний, но это трудоемкая, кропотливая и долгосрочная работа, которая не сразу дает плоды.

По словам представителя «Аэрофлота», возможности увеличения числа женщин среди летного состава зависят от их количества среди выпускников летных заведений и профессиональных знаний. «Привлечение молодых пилотов, невзирая на их пол, всегда актуально для авиакомпаний группы. Это будущее «Аэрофлота» и гражданской авиации России в целом. Поэтому основная задача «Аэрофлота» — это популяризация профессии пилота среди молодежи», — подчеркивает он. Специальные программы, направленные на привлечение женщин в пилоты коммерческой гражданской авиации не нужны, полагает Чупахина. По ее словам, у авиакомпании есть другие приоритеты, имея ввиду вызовы, с которыми столкнулся воздушный транспорт России из-за санкций после начала военной операции на Украине (запрет на поставку авиатехники, запчастей к ней и др.). По мнению Бессонова, сейчас конкуренция за пилотов из-за сокращения штата некоторыми перевозчиками ослабла. «Однако вне зависимости от текущей ситуации в авиаотрасли важно думать на перспективу и не допускать кадрового разрыва. Потребность в опытных и грамотных специалистах есть всегда. Вне зависимости от пола», — добавил он.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Компании
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 20:41
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 20:41
Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции РБК и ПСБ, 20:51
Почему Путин предложил в Нью-Дели «вскрыть» рынки Политика, 20:47
Московское «Динамо» впервые с 2015 года выиграло в Тольятти в матче КХЛ Спорт, 20:43
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Кадыров пообещал «подарок» после атаки на здание «Грозный-Сити» Политика, 20:35
Инфантино наградил Трампа премией мира от ФИФА Спорт, 20:31
Как технологии сплетаются с искусством и почему важнее не «железо» Стиль, 20:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Ушаков назвал, кто от США будет «водить ручкой» в мирном плане по Украине Политика, 20:23
Ушаков заявил, что Путин и Уиткофф «понимают друг друга с полуслова» Политика, 20:21
Трамп прибыл на жеребьевку ЧМ-2026 Спорт, 20:19
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
Льва Шлосберга отправили в СИЗО по делу о военных фейках Политика, 20:07
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
Выступление Путина на торжественном приеме в Индии. Видео Политика, 19:57