Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
8 157 
Эксклюзив

Акционер S7 заявила о медленном росте числа женщин-пилотов в авиации

Татьяна Филева: число женщин-пилотов растет слишком медленными темпами
Доля женщин-пилотов в российских компаниях в среднем составляет 2%, что меньше, чем в мире. Росту их числа мешают стереотипы, для слома которых придется приложить усилия самим перевозчикам, считает акционер S7 Татьяна Филева
«Аэрофлот» AFLT ₽67,14 +2,9% Купить
«Аэрофлот» RU000A103943 ₽0 Купить
Авиакомпания «ЮТэйр» UTAR ₽11,73 -0,26% Купить
Первая девушка-пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» Марфа Иванова
Первая девушка-пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» Марфа Иванова (Фото: mintrans.sakha.gov.ru)

Число женщин-пилотов в авиакомпаниях России растет слишком медленными темпами и именно отрасль должна предложить механизм для исправления этой ситуации, пишет акционер S7 Group Татьяна Филева в колонке для РБК. В мире доля женщин-пилотов в авиации составляет от 5,8 до 6,03%. В России средний показатель женщин-пилотов менее 2%, оценила она.

В России свыше 14 280 пилотов, из них более 280 (то есть около 2%) — пилотессы, имеющие свидетельство коммерческого пилота, сообщил РБК представитель Росавиации.

Татьяна Филева «Не остается сил постоянно доказывать, что ты можешь»
Мнение
Татьяна Филева

В S7 Group входит крупнейший российский частный перевозчик S7 Airlines. Сейчас в нем работают 14 девушек-пилотов, но это чуть больше 1% от общего числа пилотов S7. В региональной компании «КрасАвиа» летают две пилотессы, это примерно 1% от всего летного состава, уточнила руководитель пресс-службы перевозчика Нина Чупахина. В «ИрАэро» за штурвалом самолета летает только одна женщина, или 0,4% от общей численности пилотов, сообщил РБК пресс-секретарь перевозчика Николай Бессонов. В «Аэрофлоте» летают 60 женщин-пилотов, или 3% от всего числа пилотов перевозчика, утверждает представитель компании. «Аэрофлот» — единственный российский авиаперевозчик, кто присоединился к кампании 25by2025, которую в 2019 году запустила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Участвующие в ней авиаперевозчики добровольно обязуются увеличить число женщин на руководящих должностях и на рабочих местах, где те недостаточно представлены (например, в летном составе, техобслуживании и инжиниринге), либо на 25% по сравнению с текущими показателями, либо до 25% к 2025 году.

Женщина-пилот Мария Уваровская о стереотипе «мужской среды» в авиации
Стиль

По мнению Филевой, число женщин-пилотов в авиакомпаниях надо увеличивать, так как наличие в экипаже воздушного судна профессионалов разного психотипа, возраста, пола дает бóльшую вариативность в решении задач, положительно влияет на деятельность и повышает эффективность. Но это не значит, что при приеме на работу пилотом у девушки автоматически должно быть преимущество только из-за пола — высокие требования к компетенциям и состоянию здоровья для всех кандидатов одинаковы, подчеркнула акционер S7.

Среди причин медленного роста числа женщин-пилотов Филева, которая сама летает на самолете и вертолете, называет стереотипное мышление. Так, в минувшем феврале она лично пообщаться с девушками-студентками из вузов, где готовят пилотов гражданской авиации. В одном таком учебном заведении Филева почувствовала давление даже на себе. «Глядя в глаза мне — девушке, которая прилетела сама за штурвалом на встречу, — меня спрашивали, зачем авиакомпании нужны женщины-пилоты, и утверждали, что они «долго не задерживаются в авиации, берите мужчин», что наличие девушек-инструкторов — это «хорошо лишь визуально», так сказать, «для красоты», — сетует она.

Формально сейчас нет проблемы входа в профессию: девушки поступают в университеты и успешно оканчивают их, устраиваются на работу, но не массово, продолжает Филева. Но сформированные годами стереотипы абсолютно точно влияют на мотивацию продолжать заниматься любимым делом, ведь далеко не у всех вызывают азарт постоянная борьба и необходимость доказывать свое право быть в профессии, замечает она. По мнению Филевой, чтобы сломать стереотипы нужно многое менять в корпоративной культуре самих авиакомпаний, но это трудоемкая, кропотливая и долгосрочная работа, которая не сразу дает плоды.

По словам представителя «Аэрофлота», возможности увеличения числа женщин среди летного состава зависят от их количества среди выпускников летных заведений и профессиональных знаний. «Привлечение молодых пилотов, невзирая на их пол, всегда актуально для авиакомпаний группы. Это будущее «Аэрофлота» и гражданской авиации России в целом. Поэтому основная задача «Аэрофлота» — это популяризация профессии пилота среди молодежи», — подчеркивает он. Специальные программы, направленные на привлечение женщин в пилоты коммерческой гражданской авиации не нужны, полагает Чупахина. По ее словам, у авиакомпании есть другие приоритеты, имея ввиду вызовы, с которыми столкнулся воздушный транспорт России из-за санкций после начала военной операции на Украине (запрет на поставку авиатехники, запчастей к ней и др.). По мнению Бессонова, сейчас конкуренция за пилотов из-за сокращения штата некоторыми перевозчиками ослабла. «Однако вне зависимости от текущей ситуации в авиаотрасли важно думать на перспективу и не допускать кадрового разрыва. Потребность в опытных и грамотных специалистах есть всегда. Вне зависимости от пола», — добавил он.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Компании
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Лента новостей
В Южной Корее упал военный самолет Политика, 08:12
«Мы столько всего прошли». Какие фразы используют сотрудники-манипуляторыПодписка на РБК, 08:12
Россияне платят по кредитам хуже, чем в кризис. Что это значит для банковПодписка на РБК, 08:01
Магия сделки. Как и почему российские инвесторы погружаются в суеверияПодписка на РБК, 08:00
Reuters объяснил «быструю и тихую» отставку Маска Политика, 07:54
Феномен дропов: что это значит и можно ли случайно нарушить закон РБК и ИВИ, 07:49
В Петербурге задержали девушку за умышленное повреждение паспорта Общество, 07:48
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Южной Корее началось досрочное голосование на выборах президента Политика, 07:30
Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 48 беспилотников Политика, 07:25
Минобороны Великобритании заявило о подготовке к кибервойне с Россией Политика, 07:20
Какие сервисы выиграли от замедления YouTubeПодписка на РБК, 07:01
Аэропорт Калуги возобновил рейсы спустя чуть более часа Политика, 06:34
Во Внуково сообщили о подготовке к вылету задержанных самолетов Политика, 06:22
Минюст не увидел оснований для признания Урганта и Пугачевой иноагентами Политика, 06:14