Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Пицца по-вьетнамски: у Sbarro в России появился новый партнер

Развивать сеть пиццерий Sbarro в России теперь будет владелец сетей вьетнамской кухни PhoBo и Vietcafe. Бывшие собственники, в числе которых были структуры Альфа-банка, рассчитывали открыть 300 новых точек, но проект не пошел
Фото: Paul Sakuma /  AP
Фото: Paul Sakuma / AP

Американская сеть пиццерий Sbarro снова сменила франчайзи на российском рынке, следует из данных СПАРК. Новым владельцем 100% доли в ООО «Сбарро рус», развивающей рестораны, стал Нгуен Чи Зунг. Он известен как владелец сетей ресторанов вьетнамской кухни PhoBo и Vietcafe. Изменения внесены 5 декабря 2018 года. Ранее ресторанной сетью в России владела зарегистрированная на Кипре HoReCa Band Group Ltd (HBG), бенефициарами которой являются бывший директор по стратегии ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета гостеприимства» Илья Скороходов (50,05%) и «Альфа Директ Сервис» (49,05%) — одна из структур Альфа-банка. То, что сделка по продаже «Сбарро рус» планируется, РБК ранее подтверждали источник, близкий к банку, и собеседник на рынке коммерческой недвижимости.

Нгуен Чи Зунг поблагодарил РБК за вопросы относительно сделки, но не ответил на них на момент публикации. Илья Скороходов и в Альфа-банке от комментариев отказались.

На пике своего развития в России — во втором полугодии 2013 года — Sbarro насчитывала более 160 точек, сейчас их только 25. Что не так с проектом, разбирался РБК.

Кто пытался развивать Sbarro в России

Почти 19 лет, вплоть до 2016 года, бессменным партнером Sbarro в России был один из крупнейших российских ресторанных холдингов «Г.М.Р. Планета гостеприимства». Но летом 2016-го российская сторона решила расторгнуть контракт. Тогда у российской компании под управлением было 54 ресторана по мастер-франшизе, еще 34 — по субфраншизе. На Sbarro приходилась половина выручки ресторанного холдинга (составила 5,5 млрд руб. в 2015 году, 7 млрд руб. — в 2014-м). Как пояснял тогда РБК ​президент и совладелец российского холдинга Мераб Елашвили, причиной расторжения стали санкции: после того как Россия ввела эмбарго на импорт продовольствия из США и ЕС, а именно там «Г.М.Р. Планета гостеприимства» закупала 70% сырья для своих ресторанов, менеджмент российского холдинга несколько раз встречался с американскими партнерами и предлагал варианты меню с местными продуктами. «Мы надеялись, что партнеры услышат нас, но, поскольку этого не произошло, мы стали готовиться к расторжению контракта», — пояснил ресторатор. То, что вчера стоило 30 руб., превратилось в 60 руб., объяснил он.

Осенью 2017-го у Sbarro появился новый партнер в России — им стала HBG. Тогда партнером Скороходова в ней был Виталий Подольский, бывший финансовый директор X5 Retail Group и «Евросети». «Наша задача — обновить бренд и выйти на новый виток роста Sbarro в России и СНГ», — заявил Подольский. Компания получила мастер-франшизу Sbarro в России, Казахстане и Азербайджане и планировала за десять лет, до 2027 года, открыть около 300 ресторанов.

Но уже через полгода в капитал вошла структура Альфа-банка. Сообщалось, что новый совладелец получил пакет в результате допэмиссии акций, из проекта тогда же вышел Подольский. Стороны сделки анонсировали, что инвестиции банка позволят Sbarro увеличить до 300 число ресторанов в течение десяти лет.

Sbarro в мире

Компанию в 1956 году основали Кармела и Дженнаро Сбарро в Бруклине. Сегодня, согласно информации на официальном сайте, у Sbarro 630 ресторанов в 28 странах мира. В 2007 году сеть купил фонд частных инвестиций MidOcean Partners. Компания дважды входила в процедуру банкротства. Во время первого банкротства в 2011 году долг Sbarro составлял $375 млн, но предложенный план реорганизации позволил конвертировать примерно $200 млн в акционерный капитал. В результате инвестгруппа Ares и другие кредиторы получили 50% бизнеса. Три года спустя Sbarro вновь подала заявление о банкротстве, но его удалось избежать: в рамках предложенного плана реструктуризации кредиторы согласились обменять долг в $148 млн на контрольный пакет в реорганизованном бизнесе. В 2015 году Sbarro провела ребрендинг: на новом логотипе изображен контур кусочка пиццы в цветах национального флага Италии с надписью «NYC.1956».

Почему у партнеров Sbarro могли возникнуть сложности

Ключевая причина выхода структуры Альфа-банка из проекта — неудовлетворительные экономические результаты Sbarro, сходятся во мнении два источника РБК на ресторанном рынке.

Новый партнер сделал попытку обновить бренд Sbarro и провел ребрендинг. При втором заходе на российский рынок Sbarro попыталась повторить концепцию материнской компании в США. В феврале 2017 года в Роспатент поступила заявка на регистрацию товарного знака Sbarro в России, который повторяет дизайн товарного знака американской сети. В конце 2017 года в московском ТРЦ Columbus открылся первый Sbarro с новой концепцией: в его меню акцент был сделан на пицце, а салаты и буфет с итальянскими закусками были практически выведены из ассортимента.

За 2018 год в Москве открылось еще два ресторана Sbarro в новом формате. Но в Альфа-банке были не очень довольны результатами и рассматривали различные варианты выхода из проекта — или продажу, или списание убытков и закрытие сети, утверждает один из источников РБК. «Не совсем понятно, что такое Sbarro, бренд отстал от жизни», — пояснил он причины того, почему не пошел проект. Фактические результаты работы Sbarro расходились с ожиданиями, плюс у Альфа-банка были разногласия с топ-менеджментом, развивавшим сеть, и после того, как ему не удалось найти замену руководителям сети, банк принял решение не развивать непрофильный актив, уточнил другой собеседник РБК.

Изначально Sbarro в России был успешным потому, что помимо пиццы там был буфет с горячими и холодными блюдами итальянской кухни: на них приходилось 60% продаж, отмечает гендиректор сети лапшичных «Воккер» Антон Красулин. С текущей концепцией Sbarro не сможет работать на российском рынке, как бы ни пытался себя реанимировать, считает он. В отличие от США в России пицца по кускам не востребована у потребителей фуд-кортов, поясняет Красулин. «В восприятии русского человека пицца — это продукт, который заказывают домой, в офис или на мероприятия. Поэтому с точки зрения доставки пицца — продукт номер один, но мы не видим ни одной успешно работающей на фуд-корте пиццерии», — указывает он. Нового владельца Sbarro может интересовать с точки зрения диверсификации бизнеса или же он мог выкупить интересующие его локации, чтобы открыть там другие кафе, полагает Красулин.

С тем, что положение Sbarro связано с маленьким спросом на пиццерии в формате фуд-корта, согласен и исполнительный директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков. По словам эксперта, нельзя сказать, что популярность итальянской кухни прошла, но спрос трансформировался: сегодня она по-прежнему востребована, но в формате семейных ресторанчиков, а не фастфуда. На фуд-кортах же сейчас большим спросом пользуются бургеры, говорит он. Также нельзя забывать и про единую для всего рынка проблему — в результате кризиса у ресторанных сетей изменилось ценообразование, многие из них меняли поставщиков, что сказалось на вкусе и качестве блюд, часто не в лучшую сторону, напоминает эксперт.

По мнению исполнительного директора департамента торговой недвижимости Colliers International Дины Постоленко, раньше в Sbarro объясняли сложности с бизнесом введением санкций и переходом на отечественные продукты. Однако, по ее словам, другие сети успешно справились с этой задачей и при надлежащем отношении к процессу производства потребитель, особенно в этом сегменте, не почувствовал существенной разницы. Индустрия HoReCa и общепита сегодня находится на пике своего развития, отмечает Постоленко, и при грамотной наладке бизнес-процессов при новом менеджменте Sbarro удастся занять лидирующие позиции на российском фудмаркете, считает она.

Что происходит с фастфудом

В 2017 году объем рынка общественного питания вернулся к росту после двух лет падения, он прибавил 3,2%, до 1,44 трлн руб. Впрочем, согласно прогнозам аналитиков «РБК Исследования рынков», ресторанный рынок в 2018–2019 годах продолжит находиться в околокризисном состоянии и потребительский спрос пока не вернется к докризисным значениям. Как указывают аналитики, в кризисный 2015-й и первую половину 2016 года у потребителей сформировалась привычка отказываться от питания вне дома в целях экономии, значительные доли респондентов сообщали, что стали заказывать меньшее количество еды и напитков и переориентировались на более дешевые заведения. Тем не менее, согласно проведенному в конце мая 2018 года опросу, российские потребители устали ограничивать себя в посещении кафе и ресторанов. И хотя вернувшиеся клиенты не готовы тратить, как в докризисные годы, и компании сталкиваются с падением среднего чека, часть потерянного трафика рестораны смогли вернуть. Основными трендами развития заведений общепита на 2018–2019 годы аналитики называют работу над доступностью и скоростью, что подразумевает увеличение числа заведений, позволяющее охватить большую аудиторию, и ценовую доступность.

В 2017 году самым крупным сегментом в структуре рынка общественного питания был фастфуд, он показал рост на 6,6% к 2016 году и достиг 585,8 млрд руб. Самые быстрые темпы роста за период показал сегмент доставки — объем рынка вырос на 23,4%, до 113,9 млрд руб.

Кто такой Нгуен Чи Зунг — новый партнер Sbarro

Нгуен Чи Зунг развивает в России две сети ресторанов вьетнамской кухни. В 2005 году он основал Vietcafe вместе с Вадимом Хмарой. «После института я работал в отделе маркетинга одной вьетнамской компании, которая делает продукты быстрого приготовления, — рассказывал он в интервью изданию Food Service. — А потом мы с другом Вадимом Хмарой решили, что пора работать на себя».

По словам Нгуен Чи Зунга, изначально партнеры хотели открыть автомойку и он предложил проинвестировать проект вьетнамским бизнесменам, которые владели вещевыми рынками: один из них согласился, но в процессе поиска места передумал. Зато он предложил будущему предпринимателю попробовать поработать в кафе у него на рынке, и так Нгуен Чи Зунг попал в ресторанный бизнес.

Сейчас его сеть насчитывает 13 точек Vietcafe в Москве, Рязани и Лондоне, а также десять точек «ханойского стритфуда» PhoBo.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 08:22
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 08:22
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Синоптики спрогнозировали облачные выходные в Москве Общество, 08:26
США одобрили возможную продажу Дании 200 ракет AMRAAM Политика, 08:10
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Афганистан начал поставлять в Россию хлопок Бизнес, 08:00
Посол увидел делегирование опасных задач Лондоном из-за соглашения с Осло Политика, 07:27
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Средства ПВО сбили за ночь над Россией 116 дронов Политика, 07:23
Трамп усомнился в эффективности календаря детских прививок Политика, 07:09
Удалось ли Трампу на самом деле примирить Конго и Руанду Политика, 07:01
FT сообщила о планах SpaceX Маска вернуть статус самого дорогого стартапа Политика, 06:51
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
В Ленинградской области объявили опасность атаки дронов Политика, 06:29
Дмитриев увидел в цензуре ЕС подтверждение «стирания» Европы Политика, 06:28