«Коммерсантъ» узнал о желании Сечина получить льготы на 145 млрд руб.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», 8 февраля Сечин в письме (с которым ознакомилось издание) попросил президента о налоговых стимулах на 145 млрд руб. Речь идет в том числе о возврате компании части затрат на производство нефтепродуктов. Увязать введение льгот глава «Роснефти» предложил с частичным переходом на налог на дополнительный доход (переход на налог на дополнительную стоимость, которого много лет ждет отрасль. — РБК).
Как отмечает издание, Путин поручил правительству рассмотреть просьбу Сечина. Уже отреагировало на нее Министерство энергетики, заявившее о нецелесообразности привязывания льгот к введению НДД.
Сечин просит поддержать НПЗ «Роснефти» уже больше года и предлагал правительству целый комплекс стимулов, в том числе и обратные акцизы, речь о которых идет в письме Путину от 8 февраля. В частности, Сечин предлагал субсидировать заводы в регионах, где расположены НПЗ «Роснефти» и ННК Эдуарда Худайнатова за счет введения акциза на нефть, которая поставляется на российские НПЗ, и налогового вычета, который смогут получать заводы. Еще одно предложение: повысить акцизы на бензин и дизельное топливо для всех НПЗ, чтобы компенсировать выпадающие расходы дорожных фондов от налоговых вычетов. Компания также просила ввести инвестиционные налоговые кредиты по акцизам для своих заводов и ННК, которые находятся в стадии модернизации, и снизить тарифы естественных монополий — «Транснефти» и РЖД. В конце прошлого года Сечин попросил Путина еще об одном «стимуле»: перенести уплаты акцизов с НПЗ на АЗС, что позволило бы «Роснефти» сэкономить 140 млрд руб., но пострадали бы независимые владельцы заправок. Минфин выступил резко против.
Сечин не первый раз просит увязать поддержку заводов и в целом льготы для «Роснефти» с введением НДД. Например, в октябре прошлого года Сечин писал вице-премьеру Аркадию Дворковичу о том, что не поддержит реформу в добыче, если не получит поддержку для своих заводов. В начале 2017 года глава «Роснефти» также просил правительство снизить в два раза НДПИ для своего Самотлорского месторождения, указывая, что в противном случае не поддержит налоговую реформу. Введение НДД, которое должно было состояться с 2018 года, отложено на год.
Между тем «Роснефть» не единственная компания, которая пытается защитить свои интересы в условиях снижения доходности переработки в условиях падения цен на нефть и налогового маневра. Так, ЛУКОЙЛ попросил правительство снизить ставки акцизов на бензин класса «Евро-5» и отказаться от их запланированной индексации с 1 июля. Как объяснил в своем письме вице-президент нефтяной компании Геннадий Федотов, рост акцизов на фоне сдерживания цен на топливо снизил эффективность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок до нуля и ниже.
Тема поддержки нефтяной отрасли обсуждалась 27 февраля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть, а Минэнерго — поддерживать «системообразующие НПЗ, обеспечивающие топливом российский рынок. В результате к окончательному решению прийти на совещании не удалось. Замглавы Минэнерго Алексей Текслер 7 марта подтвердил факт такого совещания, отметив, что работа по обсуждению мер поддержки нефтепереработки продолжается, передает «РИА Новости».
Ранее Минфин указывал, что возвратными акцизами нужно стимулировать заводы, которые достигли уровня выхода светлых нефтепродуктов в 80%, рассказывал РБК источник в министерстве. Таких заводов в России пока нет, но именно такое производство можно стимулировать, а не давать льготы существующим заводам, отметил собеседник РБК.
К показателю 80% ближе всего три НПЗ — это «Танеко» «Татнефти», Уфимский НПЗ «Башнефти» и Омский НПЗ «Газпром нефти», пояснил РБК заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина Владимир Капустин. Другие заводы смогут достичь этого уровня, построив не меньше 20 установок замедленного коксования или гидрокрекинга остатков, для этого в ближайшие пять лет им нужно будет потратить $20–25 млрд, уточнил он.