Фонд «Энергия» покусился на экспортную монополию «Газпрома»
«Наш газ им [«Газпрому»] необходим. Мы должны убедить их, что у компаний, имеющих ресурсы вдоль газопровода, есть возможность его реализовывать. Создана комиссия по наполнению этой трубы с участием независимых производителей газа в Восточной Сибири», — заявил Юсуфов.
В случае, если стороны договорятся, поставками займется созданная фондом Восточно-Сибирская нефтегазовая компания, которая владеет лицензиями на добычу по одному участку в Якутии и тремя геологоразведочными лицензиями. Эти участки расположены в непосредственной близости от трассы «Силы Сибири», а один из них лежит прямо на пути к строящемуся газопроводу, сообщил Юсуфов.
«Мы планируем по четырем месторождениям добывать 1–2 млрд куб. м газа в год через три года. Запуск планируется в 2019–2020 годах», — рассказал он.
Удержать монополию
Фонд «Энергия» — не единственная российская компания, стремящаяся начать экспортировать газ. Аналогичные цели преследуют «Роснефть» и НОВАТЭК. В 2015 году президент «Роснефти» Игорь Сечин и председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон направили письма с соответствующими просьбами Владимиру Путину.
В частности, НОВАТЭК предлагал разрешить своему швейцарскому трейдеру Novatek Gas & Power GmbH (NGP) поставлять в Европу газ «Арктикгаза» (совместное предприятие НОВАТЭКа и «Газпром нефти»), писали «Ведомости». Михельсон был готов поставлять топливо через «Газпром экспорт», чтобы не нарушать монополию компании, но при условии, что «дочка» монополии будет закупать газ у НОВАТЭКа по цене экспортного нетбэка (цена продажи минус транспортные расходы).
«Роснефть» просила разрешения экспортировать 7 млрд куб. м газа в Европу без посредников для продажи британской BP. В 2015 году компания подписала меморандум с одной из зарубежных компаний, предполагающий продажу российского газа при условии, что «Роснефть» получит право его экспорта, сообщали пять источников — три в «Роснефти» и два в «Газпроме». Тогда пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев подтвердил, что у их компании есть европейский покупатель, готовый приобрести ее газ, если «Роснефть» получит разрешение на его экспорт.
Глава газовой монополии Алексей Миллер раскритиковал обе инициативы в письмах, направленных в администрацию президента. Внести изменения в законодательство компаниям так и не удалось.
«Каких-либо решений на сей счет не принималось», — комментировал Песков обращение НОВАТЭКа к Путину в марте 2016 года. Как сообщал тогда источник в Минэнерго, позиция министерства по обоим запросам пока не сформирована.