«Синара» сообщила о риске сокращения 20% штата из-за нехватки заказов РЖД
«Синара — Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара») Дмитрия Пумпянского лишилась 85% заказов РЖД на путевую технику (краны, платформы, машины для ремонта путей и др.). Об этом во вторник, 6 июля, заявил заместитель гендиректора СТМ по продажам Антон Зубихин, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Парламентские слушания были посвящены реализации долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года. Из-за падения заказов от железнодорожной монополии, которая является основным клиентом СТМ, на ее заводах с августа уже будут «не задействованы» 7 тыс. человек, предупредил он. Всего в компании работают 32 тыс. человек, то есть речь идет о более 20% штата.
Отвечая на вопрос члена комитета Совета Федерации по экономической политике Игоря Панченко о том, чем займутся эти сотрудники, Зубихин сказал, что пока компания ищет способы их переквалификации, параллельно надеясь на поддержку со стороны РЖД.
Панченко подчеркнул, что в год выборов в Госдуму сокращение такого количества людей — «неприемлемое решение», предложив СТМ решить проблему вместе с руководством РЖД и Минпромторга. Зубихин выразил надежду, что правительство поддержит внесение корректировок в инвестпрограмму РЖД с с учетом востребованности путевой техники на Восточном полигоне (БАМе и Транссибе).
Согласно презентации СТМ к совещанию в Совете Федерации, для сохранения производственных компетенций и трудовых коллективов предприятий путевого железнодорожного машиностроения требуется разместить в 2021 году дополнительный заказ не менее чем на 10 млрд руб. На эту сумму, по словам топ-менеджера компании, необходимо увеличить инвестпрограмму РЖД. В прошлом году СТМ поставила монополии путевую технику на 21,6 млрд руб., в этом году ожидаемый портфель заказов — около 8 млрд руб., уточнил представитель компании.
Представитель РЖД заявил, что вопрос об изменении параметров инвестпрограммы находится в ведении совета директоров монополии. В утвержденной инвестпрограмме на 2021 год предусмотрена закупка более 560 единиц путевой техники на сумму свыше 12 млрд руб., из которых на закупки у СТМ приходится почти 90%, сообщил он.
Кроме того, машиностроительная компания предлагает перейти на долгосрочные контракты с РЖД по поставке железнодорожной техники и инфраструктурных услуг. «Несмотря на то, что сейчас произошло восстановление экономических показателей РЖД по сравнению с 2019 годом, мы столкнулись с критическим снижением закупок техники для строительства и ремонта железнодорожного полотна, это так называемая путевая техника (краны, платформы и проч.). С учетом падения заказов на 85%, нам пришлось сократить закупки комплектующих у наших поставщиков — предприятий среднего и малого бизнеса», — отметил Зубихин.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что в условиях, когда на рынке один покупатель путевой техники и один продавец, заключить долгосрочный контракт на поставку или контракт жизненного цикла было бы целесообразнее, чем проводить закупки на конкурсной основе, как это происходит сейчас. Из-за отсутствия долгосрочных контрактов, по его словам, сложилась парадоксальная ситуация: РЖД активизирует объемы ремонтных работ на инфраструктуре, что предполагает спрос на путевую технику, но одновременно с этим инвестпрограмма РЖД на 2021 г. предусматривает сокращение расходов на технику более чем в 2,6 раза по сравнению с 2019 и 2020 гг. Кроме того, уже июль, а контракты заключены пока на четверть запланированного на год объема поставок, то есть фактически основной объем освоения средств придется на четвертый квартал, то есть мощности загружены крайне неравномерно, добавил эксперт.
РБК направил запросы в пресс-службу Минпромторга, а также в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова, возглавляющего правительственную комиссию по транспорту.
РЖД является стратегическим партнером и заказчиком СТМ, компания поставляет монополии тепловозы, электропоезда и путевую технику на 100 млрд руб. в год, говорится в презентации СТМ. Поставки путевой техники занимают 25% в общем объеме продаж СТМ.
В начале июня стало известно, что СТМ договорилась с РЖД о поставке новых грузовых тепловозов на Восточный полигон. Сделка предполагает производство и поставку 200 двухсекционных тепловозов 2ТЭЗ5А с асинхронным тяговым приводом до 2031 года, а также строительство инфраструктуры для их сервисного обслуживания на Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорогах.
2,3 трлн руб. за три года
В феврале 2021 года первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов сообщал, что инвестпрограмма компании на ближайшие три года составляет 2,3 трлн руб., из них на 2021 год — 730 млрд руб. По словам главы РЖД Олега Белозерова, ее предполагается увеличить более чем на 30 млрд руб. Эти средства прежде всего нужны «на решение вопроса сохранения в нормативном состоянии наших путей», говорил он.
В инвестпрограмме заложены проекты по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, в том числе развитие Восточного полигона. В декабре 2020 года газета «Коммерсант» писала со ссылкой на проект финансового плана РЖД до 2025 года, что размер инвестпрограммы компании составляет 4,04 трлн руб. Однако для ее реализации не хватает 1,19 трлн руб.