Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Китайский возвратный модуль сел на Луну для сбора образцов Общество, 19:27 Умерла Ирина Антонова, россияне сокращают расходы. Главные новости РБК Общество, 19:24 Дебютировал самый быстрый электрический кроссовер Ford Авто, 19:23 Российский туроператор вложит £41 млн в туры на Кипр для британцев Бизнес, 19:21 3 «потребительские» акции, готовые к победе над COVID в 2021 году Инвестиции, 19:17 Лавров назвал безответственной идею Санду вывести войска из Приднестровья Политика, 19:14 В Белоруссии выступили за отстранение главы Федерации хоккея Спорт, 19:01 «Более либеральные изменения». Три мнения о новых налогах на криптовалюту Крипто, 18:50 Дворец в Петербурге получил протокол о деле после концерта Басты Общество, 18:49 Рождество у президента: как первые леди украшали Белый дом к празднику Общество, 18:47  Здесь живет бизнес: как устроен квартал «Сколково Парк» РБК и Сколково Парк, 18:45 Состоялся запуск Ethereum 2.0 Крипто, 18:39 Новая Skoda Fabia получит версию универсал Авто, 18:24 «Газпром» предложил организовать в Германии производство водорода из газа Бизнес, 18:24
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Обвал рубля ,  
0 

Больше 40% представителей среднего класса остались без сбережений

Доля представителей среднего класса, не имеющих сбережений, в начале 2016 года выросла до 41%, показало исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова». Еще в конце 2015-го не имели сбережений 36% респондентов
Фото:Александр Рюмин/ТАСС
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

​Из-за снижения доходов количество россиян, не имеющих сбережений, выросло с 36% в четвертом квартале прошлого года до 41% в первом квартале этого года, свидетельствует исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова», с помощью которого оценивается потребительская уверенность россиян-представителей среднего класса.

​Ивановы, на которых ориентировано исследование, — это 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющими отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян. Sberbank CIB ведет индекс с 2013 года.

Недавний опрос исследовательского холдинга «Ромир» показал, что никаких сбережений на черный день сейчас не имеют 73% российских семей, из которых 12% потратили все в последнее время. Еще 10% россиян проедают остатки своих сбережений прямо сейчас. При этом 61% россиян не имел «заначки» на черный день и до начала кризиса.

Согласно последнему исследованию «Потребительского индекса Иванова», россияне продолжают охотиться за низкими ценами: доля Ивановых, стремящихся приобрести продукты в больших объемах и со скидкой, увеличилась с 50% во втором квартале 2015 года до 60% в первом квартале этого года. Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, немного увеличилась в первом квартале — до 76%. До этого четыре квартала она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, сохранилась на отметке 70%.

Однако аналитики Sberbank CIB заметили и улучшение ситуации. Так, среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в первом квартале 2016-го упало до 2,2 после 2,5 в последнем квартале 2015 года и 2,8 в первом квартале 2015 года. Это значит, что средний класс стал посещать меньшее количество магазинов разных сетей, чтобы совершить покупки. При этом доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания увеличилась до 50%. «Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно нормализуется», — отмечают аналитики Sberbank CIB в исследовании.

Несмотря на то что россияне по-прежнему испытывают высокую чувствительность к уровню цен, индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса немного вырос — с минус 24% в четвертом квартале 2015 года до минус 22% в первом квартале этого года.