Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Убеждение в вакцине, а не принуждение. Актуальное о пандемии на 6 декабря Общество, 08:15
Спрос вырос на 6000%: какая опция ДМС стала популярна в пандемию РБК и BestDoctor, 08:10
При пожаре в камере колонии под Новгородом погиб заключенный Общество, 08:07
Глава Минстроя рассказал, как обойтись без мигрантов на стройках Общество, 08:05
Моргенштерн, Artik&Asti, Maneskin вошли в топ «Яндекс.Музыки» в 2021 году Технологии и медиа, 08:00
Оливье и селедка под шубой за год подорожали на 15% и 25% Общество, 07:55
В США вступили в силу новые ограничения на въезд в страну Общество, 07:45
Как выглядит новый компактный MacBook и что у него внутри РБК и OCS Distribution, 07:42
Как российские теннисисты завоевали Кубок Дэвиса. Фоторепортаж Спорт, 07:30 
Банки дадут клиентам возможность запретить выдачу онлайн-кредитов Финансы, 07:30
Вирусолог назвал долю купленных россиянами QR-кодов Общество, 07:29
Мечта со спойлером: почему стоит покупать спорткар с пробегом РБК и Porsche, 07:07
Более 17% врачей выступили за ужесточение законопроектов о QR-кодах Общество, 07:00
Крадут каждые 53 секунды: почему ноутбуки почти никогда не находят РБК и HP, 06:40
Обвал рубля ,  
0 

На дешевые товары перешли 70% россиян

Три четверти покупателей в российских магазинах выбирают покупки, исходя в первую очередь из цены, следует из исследования Sberbank CIB. Почти половина приходит в магазины только за товарами, на которые есть скидки
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Фото: Виталий Невар/ТАСС

Несмотря на возобновившееся падение курса рубля, россияне не начали скупать продукты и непродовольственные товары «про запас», отмечают аналитики Sberbank CIB. В отличие от декабря прошлого года россияне не пытаются спасти рублевые сбережения от девальвации в магазинах: они сокращают расходы даже в период предновогодних распродаж.

Проведенное Sberbank CIB исследование «Потребительский индекс Иванова» показало, что доля россиян, которые перешли на более дешевые товары, достигла рекордных 70%, утверждают авторы. Для небывало высокого числа покупателей главным критерием при выборе товаров стала низкая цена.

Sberbank CIB оценил стоимость празднования Нового года на одного человека в 7 тыс. руб., что на 1,4% меньше уровня 2014 года, причем перед праздником россияне теперь посещают больше магазинов, чем раньше, чтобы найти более выгодную цену.

«Чувствительность к уровню цен достигла абсолютного максимума в 75%, и покупатели стремятся выбирать более выгодное предложение. Если в 2014 году в этих целях они посещали магазины 2,3 торговых сетей, то в этом году число сетей увеличилось до 2,6», — отмечается в отчете Sberbank CIB.

Аналитики особо отметили рост, что покупатели стали чаще заходить в магазины крупных торговых сетей («Ашан», «Лента», «Магнит» и так далее) в поисках товаров, продаваемых в рамках рекламных акций. Почти половина клиентов (44%) сейчас приходит в магазины исключительно за такими товарами.

Неизбежный скачок цен: что подорожает в 2016 году
Фотогалерея 
Продукты

Подорожают на 10–15%

Помимо инфляции и девальвации рубля стоимость продуктов вырастет и из-за введения системы взимания платы за проезд грузовиков весом свыше 12 т «Платон», увеличившей стоимость транспортировки. Кроме того, во втором полугодии может подорожать рыба в случае нового повышения налогов на рыбаков. В октябре президент Владимир Путин дал поручение правительству до 1 июля внести в Госдуму законодательные предложения об увеличении ставки сбора за пользование водными биоресурсами с 15 до 100%. «Если правительство обязует [рыболовные хозяйства] платить еще по 3–5 руб. за 1 кг вылова, треска подорожает на 2–3%, селедка — на 15%, — прикидывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Алексей Фомин. — Чем дешевле рыба, тем сильнее будет рост цен».

Цены на гречку, пшено и хлеб продолжат расти в пределах инфляции, других факторов не будет, полагает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Такими же темпами будут дорожать и молочные продукты, добавляет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Девальвационные риски сохраняются, но рост цен сдерживается спросом: покупательная способность снижается, подчеркивает Даниленко.

На рост цен на овощи и фрукты повлияют инфляция и дальнейшая девальвация рубля, говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Санкции в отношении Турции на цены повлиять не должны: после Нового года будет сезонный спад потребления, а затем поставщики и ретейлеры сумеют адаптироваться к ситуации и сбалансировать стоимость, считает она. В ноябре Тюрина говорила РБК, что, если на турецкие фрукты и овощи будут наложены санкции, цены на плодоовощную продукцию могут вырасти на 20–25%. Однако этот прогноз касался именно предновогоднего периода, а запрет будет действовать после Нового года, поясняет она теперь.

Мясо птицы и свинина могут подорожать или подешеветь в пределах 10%, отмечает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «В следующем году в России ожидается прирост производства свинины и мяса птицы: крупные игроки будут увеличивать объемы выпуска, о выходе на этот рынок также заявляют мелкие компании, — отмечает он. — Это станет сдерживающим фактором для роста цены»

Уверенный переход населения России на сберегательную модель поведения, о котором ранее сообщало Министерство экономического развития, согласно прогнозам Sberbank CIB, приведет к ухудшению результатов операционной деятельности ретейлеров.

«Мы прогнозируем слабые результаты, так как слабая динамика чека не будет компенсирована притоком трафика. Давление на выручку может сохраниться и в первом квартале 2016 года, что негативно отразится на отношении инвесторов к акциям сектора», — отмечается в отчете аналитиков.

По прогнозам Sberbank CIB, выручка «Магнита» в 2015 году вырастет на 24,6% против плановых 25,5–26,5%, группа «Дикси» выполнит свой прогноз в 16–20%, показав рост в 19,1%, X5 Retail Group должна показать выручку на уровне консенсус-прогноза, а «О'кей» может немного не дотянуть до собственного прогноза роста в 6%, показав рост выручки на 5,6%.

Согласно опубликованным ранее данным Росстата, в ноябре 2015 года оборот розничной торговли сократился в годовом исчислении на 13,1%, что стало худшим результатом за последние 20 лет. При этом продажи непродовольственных товаров, на которых люди экономят в первую очередь, снизились сразу на 14,6%.

Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"