Лента новостей
Умер основатель инвесткомпании The Vanguard Group Джон Богл 02:35, Общество Похитившие россиян пираты вышли на связь с судовладельцем 02:11, Общество США подтвердили гибель американских военных при атаке в Манбидже 01:42, Общество Мэй после вотума недоверия заявила об «открытой двери» для лейбористов 01:23, Политика Ирландские дипломаты посетили задержанного в Москве за шпионаж американца 00:49, Общество WSJ узнала о подозрении Huawei в краже коммерческих секретов 00:45, Политика Четыре человека погибли при взрыве газа в Тбилиси 00:24, Общество Порошенко пообещал минимизировать влияние России на выборы на Украине 00:07, Политика Лейбористы ответили на предложение Мэй обсудить условия Brexit 16 янв, 23:52, Политика СМИ сообщили о намерениях Евросоюза отложить сроки Brexit 16 янв, 23:23, Политика ВГТРК назвала слухами сообщения об участии Лазарева в «Евровидении-2019» 16 янв, 23:14, Общество Попробуй: как сесть на шпагат 16 янв, 22:52, РБК и «Билайн» Умер татарский певец Ильгам Шакиров 16 янв, 22:43, Общество Криштиану Роналду завоевал первый трофей в составе «Ювентуса» 16 янв, 22:30, Спорт Следователи не нашли следов взрывчатки в многоэтажном доме в Шахтах 16 янв, 22:25, Общество Правительство Мэй пережило голосование по вотуму недоверия 16 янв, 22:22, Политика Минтранс предложит выделить 5,2 млрд руб. на полеты на Дальний Восток 16 янв, 21:54, Общество Сенат заблокировал резолюцию против снятия санкций с компаний Дерипаски 16 янв, 21:51, Политика Кредиты из мобильника: зачем Сбербанк выходит на рынок краудлендинга 16 янв, 21:37, PRO Уберизация рынка грузоперевозок: персональный подход 16 янв, 21:30, РБК и Scania Украинская журналистка Бойко рассказала о депортации из России 16 янв, 21:29, Общество Послание Трампа к конгрессу оказалось под угрозой срыва из-за шатдауна 16 янв, 21:25, Политика Мутко пообещал «не влезать в экономику» уже строящегося долевого жилья 16 янв, 21:11, Политика США объяснили неудачу женевских переговоров по договору о ракетах 16 янв, 20:53, Политика В аэропорту Калининграда трап задел крыло самолета «Победы» 16 янв, 20:51, Общество «Манчестер Юнайтед» предложит €28 млн за футболиста сборной Голландии 16 янв, 20:50, Спорт Электросамокат и моноколесо: каким будет транспорт будущего 16 янв, 20:46, РБК и «Ингосстрах» Brexit со второй попытки: как Мэй может спасти сделку с ЕС 16 янв, 20:42, Политика
Продажа бензина и дизеля на АЗС в России оказалась убыточной
Бизнес, 05 дек 2017, 21:12
0
Продажа бензина и дизеля на АЗС в России оказалась убыточной
Из-за высоких оптовых цен и операционных расходов продажа зимнего дизтоплива и бензина на АЗС в регионах оказалась убыточной, сообщило агентство «Аналитика товарных рынков». Больше всего пострадали владельцы независимых сетей АЗС
Фото: Антон Белицкий / ТАСС

Топливо в убыток

Доходность автозаправок, торгующих бензином и зимним дизельным топливом в России, за последние две недели (с 20 ноября по 3 декабря) в нескольких регионах упала до отрицательного уровня. Об этом говорится в обзоре независимого агентства «Аналитика товарных рынков», поступившем в РБК 5 декабря.

В обзоре анализировалась доходность АЗС от Москвы до Хабаровска. По расчетам «Аналитики товарных рынков», убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 руб. на литр в зависимости от региона, а в среднем — около 4 руб. на литр.

Эксперты агентства поясняют, что комфортная маржа в этом виде бизнеса составляет 12% в год. Среди причин падения маржинальности они называют высокие оптовые цены на эти виды топлива, особенно подорожавший на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) зимний дизель. Еще одна причина — рост операционных расходов, включая стоимость кредитов, хранения топлива на нефтебазе, доставки бензовозом от нефтебазы до АЗС — в совокупности около 4 руб. на литр топлива.

Например, маржинальная доходность средней московской АЗС, продающей зимнее дизельное топливо, за последние две недели упала до 1,9%, это привело к убытку на 3,2 руб. на литр, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. А на заправках в Хабаровске маржа стала отрицательной (минус 3%), а убыток достиг 5,3 руб. на литр.

Средний убыток при розничной реализации бензина Аи-92 Турукалов оценивает в среднем в 70 копеек с литра. В Санкт-Петербурге убыток доходит до 1,1 руб. с литра, а в Хабаровске до 2,1 руб. при марже АЗС 7,7 и 4,8% соответственно, добавляет он. «Выполненные расчеты в большей степени отражают экономику сетей АЗС ВИНК (вертикально интегрированных компаний. — РБК), так как независимые продавцы топлива вынуждены торговать дешевле, чем нефтяные компании», — указывают эксперты «Аналитики товарных рынков». Потери независимых заправок в текущей рыночной ситуации, скорее всего, еще выше, допускают они.

Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отказались комментировать, стали ли розничные продажи бензина и зимнего дизтоплива убыточными. Представитель «Газпром нефти» и Федеральной антимонопольной службы не ответили на запросы РБК.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Опт вместо розницы

Как заявил РБК глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко (объединяет владельцев 300 из 500 АЗС региона), средний убыток от реализации зимнего дизельного топлива в этом регионе на АЗС независимых компаний за последний месяц (реализации зимнего дизтоплива на Алтае начинается раньше, чем в Центральной России из-за особенностей климата) составляет 5 руб. с литра, от реализации бензина — около 2 руб. на литр. «С каждым годом ситуация на Алтае для независимых владельцев АЗС только ухудшается, так как мы зависим от объемов реализации и цен на двух НПЗ: Ачинском НПЗ «Роснефти» и Омском НПЗ «Газпром нефти». Они же держат цену в опте на дизельное топливо для реализации сторонним покупателям на своих заводах в среднем на 1,5 руб. на литр дороже цены на собственных АЗС и на 1 руб. — по бензину», — отмечает он.

Матвейко жалуется на то, что крупные нефтяные компании периодически создают в регионе искусственный дефицит топлива, что еще больше разгоняет цены и вынуждает независимых владельцев АЗС работать в убыток или приобретать более дешевое контрафактное топливо. Он утверждает, что за последние три года на Алтае прекратило существование 60 независимых АЗС — более 10% от их текущего количества. Сами же нефтяники, по его мнению, перекладывают центр своей прибыли в оптовый сегмент, а также получают доход от продажи нефти на экспорт, что не могут позволить себе независимые владельцы АЗС без собственной добычи и переработки нефти.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша согласен с расчетами коллег, констатирующих убытки в реализации зимнего дизтоплива и бензина на АЗС. Главная причина, по его словам, — рост оптовых цен, который опережает рост цен в рознице. «Розничная продажа топлива — это регулируемый рынок, а оптовый — нет. Мы предлагали в письме президенту принять меры вплоть до регулирования оптовых цен нефтепродуктов, иначе убытки в независимой рознице будут расти», — отмечает он.

В конце октября Российский топливный союз (РТС) направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором попросил «навести порядок на оптовом рынке», иначе существующие формы ценообразования могут привести к массовому банкротству малого и среднего бизнеса. После этого руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил РБК, что в службе внимательно следят за ситуацией и ведут переговоры с нефтяными компаниями.

По данным СПбМТСБ, с начала года по 5 декабря оптовые цены на зимнее дизтопливо выросли на 13,9%, до 47,492 тыс. руб. за тонну, на бензин Аи-92 — 11,3%, до 45,326 тыс. руб. При этом рост цен в рознице был вдвое меньше, говорится в обзоре «Аналитики товарных рынков»: средняя цена зимнего дизтоплива с начала года выросла на 6,5%, а бензина Аи-92 — на 5,7%. Цены в опте растут из-за роста налоговой нагрузки на переработку нефти, отмечают два источника в нефтяных компаниях: в 2017 году правительство два раза повышало акцизы на нефтепродукты, в среднем на 50 копеек за литр. При этом цены в рознице жестко регулируются, указывают собеседники РБК.

Нефтяные компании не раз жаловались на рост налоговой нагрузки на отрасль и просили у государства ее поддержки. «Роснефть» несколько раз за последний год просила правительство поддержать ее нефтеперерабатывающие заводы: снизить тарифы «Транснефти» на прокачку нефтепродуктов, заморозить тарифы РЖД на их перевозку на 20 лет, ввести возвратный акциз на нефть, которая поставляется в адрес НПЗ компании («Роснефть» сначала заплатит акциз на нефть, а НПЗ потом получат налоговый вычет в большем объеме) и ввести налоговые кредиты по акцизам для своих НПЗ. А другие нефтяные компании хотели бы распространить меры поддержки НПЗ на всю отрасль. В 2018 году планируется новый рост акцизов на бензин и дизельное топливо в общей сложности на 1 руб. на литр для пополнения региональных дорожных фондов.​

Магазин исследований: аналитика по теме "АЗС", "Бензин", "Топливо"