Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Российские биатлонисты выиграли первую медаль в сезоне 17:25, Спорт 15 идей подарков для коллег и бизнес-партнеров 17:08, РБК и Афимолл Сити Саудовские власти решили разрешить женщинам водить мотоциклы 16:56, Общество Собянин пообещал помочь Московской области ликвидировать источник запахов 16:45, Общество 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом 16:35, Спецпроект РБК PINK Рябков призвал прекратить «гонку угроз» в отношении КНДР 16:21, Политика Десятки тысяч румын пришли проститься с «королем-комсомольцем» Михаем I 16:12, Фотогалерея  Лидер «друзей КНДР» в Думе заявил о способности её ракет достичь США 16:09, Политика Яд становится лекарством: как змеи спасают людей 16:08, Lenovo и РБК В Москве около закрытых станций метро начали раздавать бесплатный чай 15:47, Общество Фонд храма Христа Спасителя получил иск от арендатора на 27 млн руб. 15:36, Политика Анастасия Кузьмина возглавила общий зачет Кубка мира по биатлону 15:17, Спорт В голосовании по названию моста в Крым определился лидер 15:07, Общество На востоке Москвы до конца 2018 года появится подземный вокзал 14:58, Общество Квест-драйв: как доехать до Шереметьево за 30 минут 14:47, РБК и Porsche Главы МИД России и Франции обсудили в телефонном разговоре Сирию 14:35, Политика Фигуранта дела миллиардера Михальченко убили в Петербурге 14:34, Общество Шойгу поблагодарил обеспечивавших безопасность Путина в Сирии военных 14:32, Общество Полицейский и двое рабочих погибли в ДТП в Санкт-Петербурге 14:06, Общество Евгению Медведеву заявили на чемпионат России по фигурному катанию 14:01, Спорт Google закроет проект дополненной реальности Tango в марте 2018 года 14:00, Технологии и медиа 25 проверенных маршрутов для зимнего автотуризма по России и Европе 13:56, РБК и Hankook Киев рассказал о планах развития украинского телевещания в Крыму 13:40, Политика В Австрии ультраправые и консерваторы создадут коалиционное правительство 13:28, Политика Минтранс до конца года подготовит документы по авиасообщению с Египтом 13:15, Бизнес Путин подарил на юбилей Родиону Щедрину картину «Монтажник-высотник» 13:10, Общество С 1917 до 2017: хорошо ли вы знаете историю российских денег 12:39, РБК и Ситибанк Топилин заявил о выделении около 49 млрд руб. на строительство яслей 12:35, Общество
Продажа бензина и дизеля на АЗС в России оказалась убыточной
Бизнес, 05 дек, 21:12
0
Продажа бензина и дизеля на АЗС в России оказалась убыточной
Из-за высоких оптовых цен и операционных расходов продажа зимнего дизтоплива и бензина на АЗС в регионах оказалась убыточной, сообщило агентство «Аналитика товарных рынков». Больше всего пострадали владельцы независимых сетей АЗС
Фото: Антон Белицкий / ТАСС

Топливо в убыток

Доходность автозаправок, торгующих бензином и зимним дизельным топливом в России, за последние две недели (с 20 ноября по 3 декабря) в нескольких регионах упала до отрицательного уровня. Об этом говорится в обзоре независимого агентства «Аналитика товарных рынков», поступившем в РБК 5 декабря.

В обзоре анализировалась доходность АЗС от Москвы до Хабаровска. По расчетам «Аналитики товарных рынков», убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 руб. на литр в зависимости от региона, а в среднем — около 4 руб. на литр.

Эксперты агентства поясняют, что комфортная маржа в этом виде бизнеса составляет 12% в год. Среди причин падения маржинальности они называют высокие оптовые цены на эти виды топлива, особенно подорожавший на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) зимний дизель. Еще одна причина — рост операционных расходов, включая стоимость кредитов, хранения топлива на нефтебазе, доставки бензовозом от нефтебазы до АЗС — в совокупности около 4 руб. на литр топлива.

Например, маржинальная доходность средней московской АЗС, продающей зимнее дизельное топливо, за последние две недели упала до 1,9%, это привело к убытку на 3,2 руб. на литр, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. А на заправках в Хабаровске маржа стала отрицательной (минус 3%), а убыток достиг 5,3 руб. на литр.

Средний убыток при розничной реализации бензина Аи-92 Турукалов оценивает в среднем в 70 копеек с литра. В Санкт-Петербурге убыток доходит до 1,1 руб. с литра, а в Хабаровске до 2,1 руб. при марже АЗС 7,7 и 4,8% соответственно, добавляет он. «Выполненные расчеты в большей степени отражают экономику сетей АЗС ВИНК (вертикально интегрированных компаний. — РБК), так как независимые продавцы топлива вынуждены торговать дешевле, чем нефтяные компании», — указывают эксперты «Аналитики товарных рынков». Потери независимых заправок в текущей рыночной ситуации, скорее всего, еще выше, допускают они.

Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отказались комментировать, стали ли розничные продажи бензина и зимнего дизтоплива убыточными. Представитель «Газпром нефти» и Федеральной антимонопольной службы не ответили на запросы РБК.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Опт вместо розницы

Как заявил РБК глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко (объединяет владельцев 300 из 500 АЗС региона), средний убыток от реализации зимнего дизельного топлива в этом регионе на АЗС независимых компаний за последний месяц (реализации зимнего дизтоплива на Алтае начинается раньше, чем в Центральной России из-за особенностей климата) составляет 5 руб. с литра, от реализации бензина — около 2 руб. на литр. «С каждым годом ситуация на Алтае для независимых владельцев АЗС только ухудшается, так как мы зависим от объемов реализации и цен на двух НПЗ: Ачинском НПЗ «Роснефти» и Омском НПЗ «Газпром нефти». Они же держат цену в опте на дизельное топливо для реализации сторонним покупателям на своих заводах в среднем на 1,5 руб. на литр дороже цены на собственных АЗС и на 1 руб. — по бензину», — отмечает он.

Матвейко жалуется на то, что крупные нефтяные компании периодически создают в регионе искусственный дефицит топлива, что еще больше разгоняет цены и вынуждает независимых владельцев АЗС работать в убыток или приобретать более дешевое контрафактное топливо. Он утверждает, что за последние три года на Алтае прекратило существование 60 независимых АЗС — более 10% от их текущего количества. Сами же нефтяники, по его мнению, перекладывают центр своей прибыли в оптовый сегмент, а также получают доход от продажи нефти на экспорт, что не могут позволить себе независимые владельцы АЗС без собственной добычи и переработки нефти.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша согласен с расчетами коллег, констатирующих убытки в реализации зимнего дизтоплива и бензина на АЗС. Главная причина, по его словам, — рост оптовых цен, который опережает рост цен в рознице. «Розничная продажа топлива — это регулируемый рынок, а оптовый — нет. Мы предлагали в письме президенту принять меры вплоть до регулирования оптовых цен нефтепродуктов, иначе убытки в независимой рознице будут расти», — отмечает он.

В конце октября Российский топливный союз (РТС) направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором попросил «навести порядок на оптовом рынке», иначе существующие формы ценообразования могут привести к массовому банкротству малого и среднего бизнеса. После этого руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил РБК, что в службе внимательно следят за ситуацией и ведут переговоры с нефтяными компаниями.

По данным СПбМТСБ, с начала года по 5 декабря оптовые цены на зимнее дизтопливо выросли на 13,9%, до 47,492 тыс. руб. за тонну, на бензин Аи-92 — 11,3%, до 45,326 тыс. руб. При этом рост цен в рознице был вдвое меньше, говорится в обзоре «Аналитики товарных рынков»: средняя цена зимнего дизтоплива с начала года выросла на 6,5%, а бензина Аи-92 — на 5,7%. Цены в опте растут из-за роста налоговой нагрузки на переработку нефти, отмечают два источника в нефтяных компаниях: в 2017 году правительство два раза повышало акцизы на нефтепродукты, в среднем на 50 копеек за литр. При этом цены в рознице жестко регулируются, указывают собеседники РБК.

Нефтяные компании не раз жаловались на рост налоговой нагрузки на отрасль и просили у государства ее поддержки. «Роснефть» несколько раз за последний год просила правительство поддержать ее нефтеперерабатывающие заводы: снизить тарифы «Транснефти» на прокачку нефтепродуктов, заморозить тарифы РЖД на их перевозку на 20 лет, ввести возвратный акциз на нефть, которая поставляется в адрес НПЗ компании («Роснефть» сначала заплатит акциз на нефть, а НПЗ потом получат налоговый вычет в большем объеме) и ввести налоговые кредиты по акцизам для своих НПЗ. А другие нефтяные компании хотели бы распространить меры поддержки НПЗ на всю отрасль. В 2018 году планируется новый рост акцизов на бензин и дизельное топливо в общей сложности на 1 руб. на литр для пополнения региональных дорожных фондов.​

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.