Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Шувалов пообещал передать ГТЛК «наиболее интересные активы» «ВЭБ-лизинга»

Какие контракты может получить объединенная компания
В рамках реформы институтов развития «ВЭБ-лизинг» передаст ГТЛК «наиболее интересные активы», заявил глава ВЭБа Игорь Шувалов. Речь в первую очередь идет о самолетах. В итоге портфель ГТЛК может вырасти на 25%
Игорь Шувалов и Евгений Дитрих
Игорь Шувалов и Евгений Дитрих (Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС)

Предправления ВЭБа Игорь Шувалов пообещал экс-министру транспорта, новому главе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгению Дитриху передать активы в рамках реформы институтов развития.

«Мы, как ВЭБ, передадим [ГТЛК] наиболее интересные для вас активы из «ВЭБ-лизинга», и таким образом капитал в ГТЛК будет больше», — пообещал Шувалов 4 декабря, выступая на панели «Сквозные» интеграционные проекты» в рамках форума Евразийского банка развития (ЕАБР). «Евгений Иванович, для вас у меня сейчас новая работа. Вы молодой, талантливый, попробовали уже самые разные направления, и теперь вам досталась крупнейшая лизинговая компания. И председателем правительства принято решение о формировании на базе ГТЛК даже большей компании», — заключил свою речь глава ВЭБа.

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил 23 ноября о реформе институтов развития, предполагающей объединение ГТЛК и «ВЭБ-лизинга». Он поручил министерствам и ВЭБ.РФ до 4 декабря предоставить «дорожные карты» по реформированию институтов развития.

Мишустин сообщил подробности реформы институтов развития
Бизнес
Михаил Мишустин

Дитрих назвал передачу активов «ВЭБ-лизинга» в ГТЛК разумным решением. «Роль и масштаб ГТЛК как большой единой лизинговой компании усиливается. Мы готовы и в будущем предоставлять все возможные компетенции по транспортным средствам, — сказал он. — ГТЛК является самым контрцикличным механизмом, который позволяет обеспечивать сегодня ранее сформированный спрос на транспортные средства и услуги, реструктурируя платежи и давая возможность нашим контрагентам, транспортным компаниям чувствовать себя более спокойными». В своем ответе глава ГТЛК имел в виду влияние пандемии и связанных с ней ограничений на транспортную отрасль, которая столкнулась с резким падением спроса.

В четвертом квартале 2020 года ГТЛК ожидает рост лизингового рынка, заявил в сентябре замглавы компании по работе с клиентами Владимир Добровольский. По его словам, из-за пандемии действительно существует достаточно большой отложенный спрос. Быстрее всего восстановится сегмент водного транспорта, но авиации понадобится больше времени, чтобы вернуться к инвестиционным планам. Однако приобретение авиатехники может начаться уже в конце этого года, допустил топ-менеджер.

Как будет устроено объединение активов

Представитель ГТЛК сообщил РБК, что по поручению правительства ГТЛК приобретет часть активов «ВЭБ-лизинга», в основном это касается авиационных и других профильных для деятельности ГТЛК активов. «Поскольку активы передаются вместе с пассивами, их стоимость будет рассчитываться на основе той маржинальности, которую они могут генерировать. Итоговая цена будет определена в рамках due diligence (аудита показателей компании, проводимого инвестором перед сделкой. — РБК)», — пояснил он.

ГТЛК также продолжает сотрудничество с ВЭБом в рамках реализации совместных проектов на взаимовыгодной коммерческой основе, отметил представитель ГТЛК. По его словам, государство сохранит контроль над компанией как единственный акционер. Представитель ВЭБа отказался от комментариев.

В третьем квартале 2020 года лизинговый портфель ГТЛК вырос почти на 200 млрд руб., до 1,3 трлн руб. (+16%), следует из презентации компании. Более 90% роста обеспечили сегменты водного и авиационного транспорта — около 146 млрд руб. прибавилось к портфелю после передачи десяти судов, в том числе трех сухогрузов проекта RSD59, и 28 млрд руб. — за счет поставки авиакомпании Red Wings трех самолетов Superjet 100, а также семи вертолетов другим клиентам, сообщил ранее представитель ГТЛК.

Лизинговый портфель «ВЭБ-лизинга» за последний квартал также вырос почти на 15%, или на 41 млрд руб., до 324 млрд руб., сообщил представитель ВЭБа. Основными драйверами роста стали поддержка гражданского отечественного судостроения на верфи «Звезда» и модернизация общественного транспорта. Это позволило «ВЭБ-лизингу» войти в четверку крупнейших лизинговых компаний по активам, следует из рэнкинга «Эксперт РА». Но это вчетверо меньше, чем у лидера рынка ГТЛК. Таким образом, в случае продажи большинства активов «ВЭБ-лизинга» ГТЛК эта компания может увеличить свой портфель почти на 25% — до более чем 1,6 трлн руб.

Но на начало 2020 года доля чистых инвестиций в лизинг «ВЭБ-лизинга» в третьей стадии (при этой стадии финансовые активы обесцениваются) составила 18,5% при довольно невысоком уровне ее покрытия резервами (около 43%), отмечает старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов. При этом спад в экономике на фоне карантинов, безусловно, привел как к снижению качества лизинговых активов компании, так и рынка в целом, предупреждает он. Это отчасти видно в росте объема резервов «ВЭБ-лизинга» по третьей стадии чистых инвестиций в лизинг за первое полугодие 2020 года — с 13,6 млрд до 17,2 млрд руб., указывает эксперт.

У ГТЛК доля чистых инвестиций в третьей стадии на начало 2020 года составила лишь 4,6%. Резервы компании по этому показателю за первое полугодие выросли с 873 млн до 1,9 млрд руб.

Как это скажется на конкуренции

Согласно отчету «ВЭБ-лизинга» за первое полугодие 2020 года, объем чистых инвестиций компании в лизинг до вычета резервов составил 189,5 млрд руб., из которых 52% приходится на лизингополучателей из авиаотрасли и около 10% — на клиентов, занимающихся железнодорожными перевозками. По профилю деятельности клиенты «ВЭБ-лизинга» и ГТЛК схожи, а зачастую пересекаются, поэтому для ГТЛК такая консолидация приведет не только к росту концентрации кредитных рисков на клиентах, но и к усилению позиций как крупного кредитора и игрока в корпоративных сегментах, замечает Коршунов.

Для рынка и клиентов важно, чтобы была здоровая конкуренция, в том числе равный доступ к мерам государственной поддержки через лизинг, отмечает гендиректор «ВТБ Лизинг», председатель совета НП «Лизинговый союз» Дмитрий Ивантер. Не хотелось бы видеть, что следствием этого слияния [ГТЛК и активов «ВЭБ-лизинга»] станут дальнейшие государственные преференции для объединенной компании, которые уже сейчас есть у ГТЛК, добавляет он. Например, постановление правительства «Об утверждении правил предоставления субсидий ГТЛК» предполагает возмещение компании потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по договорам лизинга подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта. РБК направил запрос в Минтранс, курирующий логистическую компанию.

Прогноз на 2020 год

По итогам 2020 года произойдет первое за пять лет снижение объемов лизингового рынка в связи с пандемией и кризисом на нефтяном рынке, прогнозируют аналитики «Эксперт РА». За первое полугодие лизинговый портфель российских лизингодателей сократился на 2%, до 4,8 трлн руб. В соответствии с умеренно негативным прогнозом «Эксперт РА» к концу 2020 года объемы авиационного лизинга уменьшатся на 25%, а железнодорожного — на 40%.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
ПВО уничтожила четыре беспилотника над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39
МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы Общество, 19 апр, 22:19
Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции Спорт, 19 апр, 22:15