Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Альфа-банк выплатит компании Зиявудина Магомедова 6 млрд руб.

Арбитражный суд Москвы 2 октября взыскал с Альфа-банка более 6 млрд руб. по иску «Стройновации» Зиявудина Магомедова. Компания не теряет надежды вернуть средства, потраченные на так и не построенную железную дорогу Кызыл — Курагино
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

О чем спор

Альфа-банк должен выплатить более 6 млрд руб. по иску «Стройновации» (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова), решил Арбитражный суд Москвы в пятницу. Об этом рассказали РБК представитель «Суммы» и представитель Альфа-банка.

В 2011 году Альфа-банк выдал «Стройновации» банковскую гарантию на ​14,2 млрд руб. в обеспечение контракта с Росжелдором на строительство первого участка железнодорожной ветки Кызыл (Тува)  — Курагино (Красноярский край) (длина — 147 км, стоимость — 44,3 млрд руб.).

Предполагалось, что строительство железной дороги будет идти параллельно с разработкой Элегестского угольного месторождения. Лицензия на право добычи угля на месторождении на тот момент была у Енисейской промышленной компании (ЕПК), принадлежавшей бывшему сенатору Сергею Пугачеву. ЕПК должна была также финансировать строительство второго участка железной дороги (225 км). Но выяснилось, что у компании серьезные финансовые проблемы: в июне 2011 года ЕПК попытались выкупить у Пугачева бизнесмен Руслан Байсаров и его партнер по Русской медной компании Игорь Алтушкин, однако они обнаружили, что у ЕПК есть долг перед структурами Межпромбанка на 60 млрд руб. Тогда Байсаров сообщил президенту Владимиру Путину, что из-за долгов компания не сможет построить свою часть дороги, писали «Ведомости» со ссылкой на письмо бизнесмена. Проект встал, и государство решило, что финансировать первый участок дороги нецелесообразно.

В начале 2013 года «Стройновация» получила от ФГУП «Единая группа заказчика» Росжелдора письмо с уведомлением о расторжении контракта и требованием вернуть аванс — чуть больше 5 млрд руб. Компания подала встречный иск и потребовала взыскать с заказчика более 6 млрд руб.: 3,9 млрд руб. за выполненные работы и 2,2 млрд руб. упущенной выгоды (данные арбитража).

Суд отклонил требования Росжелдора по возврату аванса, так как выяснилось, что агентство уже получило эти деньги от Альфа-банка, который перечислил заказчику 5 млрд руб. по банковской гарантии. Требование «Стройновации» выплатить 3,9 млрд руб. за выполненные работы арбитраж, напротив, поддержал. Однако деньги компания пока не получила: в июле 2015 года в «Единой службе заказчика» введена процедура наблюдения, а требования «Стройновации», согласно материалам арбитража, включены в третью очередь требований кредиторов.

В порядке регресса Альфа-банк потребовал у «Стройновации» возместить 5 млрд руб., выплаченных Росжелдору. Компания деньги вернула, но в марте этого года обратилась в суд с иском к банку на 6,08 млрд руб. У Альфа-банка не было юридической необходимости раскрывать гарантию, потому что на тот момент компания судилась с Росжелдором (и в итоге выиграла), объясняет участник процесса.

Суд удовлетворил требования «Стройновации» частично: арбитраж отказал признать выплату Росжелдору средств по гарантии злоупотреблением правом, но взыскал с банка неосновательное обогащение в 5,05 млрд руб., 540,3 млн руб. процентов и убытки на сумму 495 млн руб., сообщил РБК представитель Альфа-банка. Он добавил, что банк с решением не согласен и будет его обжаловать. Представитель Росжелдора не смог предоставить РБК оперативный комментарий.

Кто построит дорогу

Сейчас лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения принадлежит Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Байсарова. Летом в кулуарах петербургского делового форума бизнесмен сообщил ТАСС, что строительство железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино начнется уже в конце года. «Конкурс объявим, думаю, раньше», — говорил Байсаров.

Проект железой дороги оценивается в 217,2 млрд руб. На строительство будут выделены средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ)  — 86 млрд руб. (40% стоимости проекта). Сдать железную дорогу в эксплуатацию планируется до 2019 года.

Подрядчиков для строительства железной дороги Байсаров подбирает уже несколько лет. В мае 2015 года ТЭПК подписала меморандум о сотрудничестве с China Civil Enginееring Construction Corporation, которая была заинтересована в строительстве ветки. В июне Байсаров говорил, что китайская компания будет участвовать в тендере на общих основаниях.

В 2014 году бизнесмен пытался выкупить компанию «Стройгазконсалтинг» у основателя Зияда Манасира. Но сделку так и не закрыли, а весной 2015 года компанию купили Газпромбанк и фонд UCP под управлением Ильи Щербовича. Впрочем, летом Байсаров не исключал, что компания, несмотря на смену собственника, заинтересуется строительством железной дороги.

В конце июля стало известно, что Байсаров приобрел блокпакет (25% плюс одна акция) УСК «Мост» у миллиардера Геннадия Тимченко. Тот пытался продать компанию еще в начале года одному из действующих акционеров, но сделка не состоялась, так как у покупателей не хватило денег, говорил РБК источник, близкий к Байсарову. Сам бизнесмен приобрел актив, потому что готовится к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, в проекте которой 120 мостов и восемь тоннелей, объяснял интерес к строительной компании представитель Байсарова.

Представитель «Суммы» не ответил на вопрос РБК о том, сохраняет ли «Стройновация» интерес к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино и будет ли участвовать в новом тендере. Источник в «Стройновации» сказал РБК, что компания ознакомится с условиями тендера, но вряд ли будет участвовать в строительстве ветки.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Жителей Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды Общество, 06:20
Нетаньяху описал, как Израилю следует ответить на атаку Ирана Политика, 05:55
Генпрокурор Краснов прибыл на Кубу Политика, 05:35
В Апелляционный военный суд поступили жалобы на приговор Дарье Треповой Политика, 05:15
В Швейцарии объяснили подход к конфискации активов России Политика, 05:00
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год Финансы, 04:54
В Пенсильвании произошел пожар на заводе по производству боеприпасов Общество, 04:34
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В конгрессе США предложили новый механизм одобрения финансирования Киева Политика, 04:11
Суд приговорил оружейницу фильма, где на съемках Болдуин убил оператора Общество, 03:47
Юристы объяснили апелляцию главы СБУ на заочный арест в России Политика, 03:21
США заявили о готовности отменить контрмеры по ДСНВ Политика, 02:54
Губернатор рассказал, как Курган встретит «колоссальный объем воды» Общество, 02:35
В Тбилиси закончилась акция протеста против закона об иноагентах Политика, 02:16
«Ъ» узнал о влиянии санкций США и Британии на треть экспорта «Русала» Бизнес, 01:58