Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Самообучение на карантине: что почитать, чему научиться и где «побывать» Экономика образования, 10:52  В России случаи коронавируса не выявили только в четырех регионах Общество, 10:48 В Москве за сутки выявили почти 700 случаев заражения коронавирусом Общество, 10:40 Число заражений коронавирусом за сутки в России впервые превысило 1 тыс. Общество, 10:34 В Краснодарском крае и Башкирии умерли первые пациенты с коронавирусом Общество, 10:31 В Германии число зараженных коронавирусом превысило 100 тыс. Общество, 10:28 Ethereum подорожал на 105% за 25 дней Крипто, 10:17 S7 получила разрешения на вывозные рейсы из Таиланда и Японии Общество, 10:11 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 7 апреля Общество, 10:10 В Уфе врачи закрытой на карантин больницы cдали тест на коронавирус Общество, 10:08 Курс доллара опустился ниже ₽76, евро — ниже ₽82 Quote, 10:03 Транспортный налог — 2020: сколько платят в регионах. Таблица Авто, 10:02 В Приморье отказались от ввода штрафов за отсутствие СМС-пропуска Общество, 09:56 «Роскосмос» обвинил Трампа в попытке захвата других планет Общество, 09:47
Бизнес ,  
0 

Аналитики предсказали обвал рынка бытовой электроники в 2015 году

Из прогноза исследовательской компании GfK следует, что реализация электроники и бытовой техники в России в 2015 году сократится к уровню прошлого года сразу на 22%. Ретейлеры готовы стимулировать продажи скидками
Покупатели в магазине бытовой техники и электроники «М.Видео» (Фото: ТАСС)

​Вслед за кредитами

По оценкам аналитиков GfK, в денежном выражении продажи техники упадут на 22%, а в натуральном сразу на 24,3%. При этом за первый квартал 2015-го реализация год к году сократилась только на 16,4% в рублях и почти на 50% — в штуках.

Хуже всего в январе—марте покупали телевизоры и фототехнику — падение в натуральном выражении составило 55,5% (31,6% в рублях) и 54,3% (30%) соответственно. В плюсе оказались только мобильные телефоны и смартфоны: ретейлерам удалось увеличить выручку на 4,4%, хотя в штуках продажи все равно просели на 31,9%.

Федеральные сети в выигрыше: у крупнейших игроков рынка продажи упали в среднем всего на 11% в денежном выражении, считает GfK, тогда как местные ​игроки потеряли сразу 40%. У крупных игроков сохранились товарные запасы, сделанные еще по прежним ценам, они могли позволить себе проводить промоакции и имели конкурентное преимущество, объясняет заместитель гендиректора GfK Максим Быстрицкий.

В апреле падение продаж в штуках составило 28%, в мае оно замедлилось до 23%, в деньгах было минус 16% и минус 7% соответственно, предполагает Быстрицкий (в отчете есть данные только по первому кварталу). «Говорить об изменении общего тренда преждевременно. Первые значимые признаки восстановления будут заметны в январе 2016-го», — говорит он.

Падение на 24,3% в штуках — это скорее пессимистичный взгляд на ситуацию, а вот в деньгах — оптимистичный, считает экономист и президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. По его мнению, такое проседание связано с тем, что в России сжалось потребительское кредитование, что особенно чувствительно для крупной бытовой техники. По данным Национального бюро кредитных историй, в первом квартале 2015 года портфель розничных кредитов российских банков сократился на 6,52%, больше всего как раз упали кредиты на покупку потребительских товаров — на 7,97%.

Также Березин напомнил про падение потребительского спроса, которое коснулось всего — от автомобилей и квартир до одежды и продуктов. Третья причина — потребительский «психоз», наблюдавшийся в конце 2014-го, говорит Березин. Из-за обвала рубля (официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за 2014 год увеличился на 72,3% — с 32,7 до 56,3 руб., при этом быстрее всего рубль падал именно в декабре) посетители торговых центров пытались «конвертировать» рублевые сбережения в товары. «Этот психоз буквально убрал с рынка 2015 года около 10% покупателей, которые сейчас думают, как избавиться от того, что накупили», — поясняет эксперт.

Ретейлеры поборются

Продажи «М.Видео» в первом квартале 2015 года остались на уровне аналогичного периода предыдущего года и составили 47 млрд руб., а вот сопоставимые продажи (в одних и тех же магазинах) упали на 12%, объявлял ретейлер. Компания «Эльдорадо» снизила квартальные продажи на 11,4%, до 25 млрд руб.

Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев говорит, что снижение показывают почти все категории товаров, но это нельзя назвать драматическим падением. «В прошлом году на первое полугодие пришлась Олимпиада, а к таким мероприятиям активно покупают телевизоры, крупную и мелкую бытовую технику, поэтому эти категории могут демонстрировать негативную тенденцию сейчас. Но уже по итогам марта—мая она активно исправляется — возвращаются кредиты, укрепился рубль — потребительские настроения стабилизировались», — считает он. На некоторые категории товаров — например, смартфоны и цифровую технику — «М.Видео» постепенно снижает цены.

«Все пытаются найти способ справиться с ситуацией и найти баланс, который помог бы сохранить долю на рынке и загрузить существующие мощности. Цены снижают почти все производители, пытаясь компенсировать потери начала года. По апрельским ценам товар продается очень слабо», — отметил гендиректор Candy CIS (Candy Hoover Group) Антон Харин.

В попытке вернуть покупателей крупнейшие сети уже снижали цены, свидетельствуют данные Market.yandex.ru. По данным сервиса, на 20 апреля 2015 года цен​ы сравнялись с уровнем 20 декабря 2014-го. Телевизоры потеряли в цене 4,5%, ноутбуки — 6,2%, холодильники — 6,3%. Росли в цене только популярные модели мобильных телефонов (+20,7%).

«Эльдорадо» планирует по итогам года сохранить продажи «на уровне не ниже итогов 2014-го», рассказала представитель сети Ирина Цеплинская. ​«Продажи техники в этом году в России могут просесть на 20%, как это было в 2009-м, но мы готовы к такому развитию событий», — заверила она.

Представитель «Техносилы» Павел Воробьев подтвердил, что в начале 2015-го рынок действительно просел, но с конца апреля покупатели немного активизировались. «Мы прогнозируем, что дальнейшего ухудшения ситуации не произойдет», — отметил он.

В «Связном» квартальные продажи ноутбуков снизились на 45%, навигаторов — на 50%, сообщила представитель ретейлера Мария Заикина.

Как рассказал гендиректор интернет-магазина Ozon.ru Дэнни Перекальски, их бизнес вообще рос: продажи бытовой техники и электроники за первый квартал увеличились на 50% в рублях, активнее всего продавались роботы-пылесосы. «Прогноз до конца года — рост на 35–40%. Мы планируем вырасти за счет расширения ассортимента и агрессивной политики касательно цен», — уточнил он.​

Магазин исследований: аналитика по теме "Бытовая техника"