Лента новостей
РБК 500: новички рейтинга 00:00, Бизнес Как мы считали: методология рейтинга РБК 500 в 2018 году 00:00, Бизнес 10 главных фактов о рейтинге РБК 500 00:00, Бизнес Лидеры рейтинга РБК 500 — 2018 00:00, Фотогалерея  Эксперты из США нашли в соцсетях новую российскую информационную кампанию 00:00, Политика РБК представил новый рейтинг 500 крупнейших российских компаний 00:00, Бизнес Деньги в Москве и у государства: о чем говорит новый рейтинг 00:00, Экономика Минтруд предложил календарь выходных и праздников в 2019 году 19 сен, 23:59, Общество Sky узнал о риске серьезных сбоев в европейских аэропортах из-за Brexit 19 сен, 23:55, Общество Cleary Gottlieb лишилась статуса единственного защитника России в судах 19 сен, 23:47, Политика Асад написал Путину о гибели Ил-20 из-за безответственности Израиля 19 сен, 23:41, Политика В центре Нальчика прошла акция из-за конфликта в селе Кёнделен 19 сен, 22:50, Общество Джек Ма заявил о невозможности создания миллиона рабочих мест в США 19 сен, 22:49, Экономика Reuters узнал о страховке «Сургутнефтегаза» из-за опасения санкций 19 сен, 22:24, Бизнес Металлурги пожаловались Козаку на тарифы и «последнюю милю» 19 сен, 22:12, Бизнес Лига чемпионов по футболу. «Виктория» — ЦСКА. Онлайн 19 сен, 22:00, Спорт Отправление поездов из Финляндии в Россию задержали из-за сбоя 19 сен, 21:58, Общество Россия примет новую госпрограмму вооружений в 2023 году 19 сен, 21:37, Политика Цифровые убытки: cколько денег теряет бизнес из-за киберпреступников 19 сен, 21:28, РБК и Microsoft Отравившихся в ресторане в Солсбери выписали из больницы 19 сен, 21:22, Общество Киев назвал дату объявления Москве о непродлении договора о дружбе 19 сен, 21:01, Политика «Эра без войны»: о чем договорились и не договорились две Кореи 19 сен, 20:56, Политика Климкин пригрозил ответить на выдачу венгерских паспортов украинцам 19 сен, 20:55, Политика Французский журнал проиграл апелляцию по делу о фото Кейт Миддлтон 19 сен, 20:41, Общество Против авиадебошира возбудили уголовное дело по статье о терроризме 19 сен, 20:41, Общество Стоп, снято: кто и за сколько сдает элитные квартиры для съемок в кино 19 сен, 20:34, РБК и Элитная недвижимость Суд арестовал имущество министра инфраструктуры Украины 19 сен, 20:13, Общество Каррера объяснил исключение Глушакова и Ещенко из состава «Спартака» 19 сен, 20:09, Спорт
Правительство приготовилось сдерживать цены на бензин по «методу Сечина»
Бизнес, 02 июн, 06:33
0
Правительство приготовилось сдерживать цены на бензин по «методу Сечина»
Правительство готово продолжить стабилизацию цен на бензин, если снижение акцизов не поможет. Государство может повысить экспортные пошлины на топливо. В 2011 году к таким мерам прибегал Игорь Сечин, занимавший пост вице-премьера
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

По примеру Сечина

Правительство может не ограничиться уже принятыми мерами для снижения цен на бензин, следует из протокола по итогам совещания нефтяников у вице-премьера Дмитрия Козака 30 мая (есть у РБК, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника). 22 мая из-за резкого роста цен на бензин правительство решило снизить акцизы на топливо — на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и на 2 тыс. руб. на дизель — с 1 июня, а кроме того, с 1 июля отменить запланированный ранее рост акцизов на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель соответственно.

Этого может оказаться недостаточно. Дмитрий Козак поручил ФАС и Минэнерго следить за динамикой цен на топливном рынке и в зависимости от результатов мониторинга проработать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, говорится в протоколе.

Одна из причин роста цен на бензин на внутреннем рынке — повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты при слабом рубле, объяснял генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Уже почти девять месяцев российский внутренний рынок менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт, рассказывал эксперт. Равная экспортная цена на внутреннем рынке — 51 руб. за литр бензина, оценил Турукалов.

Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовая цена тонны АИ-95 в европейской части России на 31 мая составила 56,418 тыс. руб, а netback (то есть экспортная альтернатива) — 61,004 тыс. руб. за тонну. Оптовая цена тонны летнего дизеля — 49,700 тыс. руб, а netback — 53,841 тыс. руб.

​Повышение экспортных пошлин — идея Минфина, говорит РБК федеральный чиновник. Сейчас ставки экспортных пошлин на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть. «Очень эффективная мера, нефтяников нужно стимулировать не только «пряниками», — считает другой федеральный чиновник. — Если цены растут из-за того, что сейчас экспортная альтернатива для нефтяников выгоднее, можно искусственно ее снизить — через введение таких заградительных пошлин».

Представитель Минфина 3 июня сообщил РБК, что «сейчас обсуждается весь комплекс мер регулирования, включая инструменты налогового и таможенно-тарифного регулирования, которые бы позволили сдержать темпы роста цен на топливо на внутреннем рынке».

Похожая ситуация с ценами на бензин была в 2011 году, и тогда занимавший пост вице-премьера Игорь Сечин справился с ней очень быстро, напоминает чиновник. Аргументы у нефтяников были такими же: выросла экспортная альтернатива и акцизы, на внутреннем рынке дефицит топлива из-за ремонта НПЗ. Тогда Сечин повысил пошлины на светлые нефтепродукты до 90%, обязал компании заключить четырехсторонние соглашения, а ФАС оштрафовала нефтяников на 20 млрд руб. (в рамках антимонопольных дел в 2007–2011 годах), напоминает он.

Но в 2011 году ситуация была другой: в условиях высоких темпов роста спроса на рынке действительно был дефицит топлива, а сейчас на цены давят высокие экспортные альтернативы, спорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. По его словам, повышение пошлин действительно приведет к снижению привлекательности экспорта, но негативно скажется на развитии отрасли. Правительство опять может поменять налоговые условия «на ходу», создавая неопределенность для инвестиций и развития компаний, объясняет эксперт.

Завершить маневр

Козак обсудил с нефтяниками и завершение налогового маневра (обнуление экспортных пошлин на нефть с одновременным ростом НДПИ). Нефтяники и профильные министерства активно обсуждают маневр последние полгода, но Минэнерго до сих пор пыталось отложить реформу как не до конца просчитанную и рискованную для нефтепереработки, а Минфин — напротив, пытался ускорить.

Теперь у Минэнерго, Минфина и Минэкономразвития появилась согласованная позиция, следует из протокола. Она заключается в поэтапном завершении налогового маневра в 2019–2024 годах. Сейчас экспортная пошлина на нефть составляет 30%, то есть ежегодно она будет снижаться на 5 п.п. Этот подход ранее предлагал Минфин. Концептуально все согласны, но пока нет расчетов, а также договоренностей, зафиксированных на бумаге, говорит федеральный чиновник.

Снижение экспортных пошлин приведет к росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Для того чтобы сгладить ценовые колебания, министерства предлагают ввести возвратный акциз на нефть. «Это давняя идея нефтяников», — говорит источник, близкий к консультантам одного из министерств. Работать он будет так: при росте цены на нефть выше определенного уровня нефтяники смогут вернуть часть уплаченного акциза на нефтепродукты, это уменьшит стоимость топлива на АЗС, объясняет он. «Возвратный акциз будет сглаживающим инструментом, каким раньше была экспортная пошлина», — объясняет федеральный чиновник. Источником для возвратных акцизов на нефть будут нефтегазовые доходы бюджета, говорится в протоколе.

Предложение о завершении маневра и введении возвратного акциза оценить сложно, так как неизвестны конкретные параметры, говорит Денис Борисов. Если все сведется к замене пошлины на возвратный акциз без создания дополнительных стимулов для нефтепереработки, для нефтяников по сути ничего не поменяется, скептично добавляет он.

Представители ЛУКОЙЛа, «Роснефти», «Газпром нефти», «Татнефти» и «Сургутнефтегаза» пока не ответили на запросы РБК.

Магазин исследований: аналитика по теме "Бензин"