Андроидам снится свобода: почему стоит посмотреть «Марс Экспресс»

. Анимационный фильм о будущем, в котором люди мало изменились

Вышла рецензия на французский научно-фантастический фильм «Марс Экспресс»

Обновлено 13 мая 2024, 04:52
<p>&laquo;Марс Экспресс&raquo; опирается на множество классических произведений кинематографа и анимации, но все равно умудряется удивить</p>
Фото: Everybody on Deck

«Марс Экспресс» опирается на множество классических произведений кинематографа и анимации, но все равно умудряется удивить

В российский прокат вышел необычный научно-фантастический анимационный фильм «Марс Экспресс», премьера которого состоялась еще на Каннском кинофестивале в 2023 году. Над футуристическим неонуарным мультфильмом работали создатели культового мультсериала «Последний человек» на Netflix.

Кинокритик Мария Ракитина объясняет, как «Марс Экспресс» обыгрывает тему будущего и выносит человечеству приговор и почему на этот ностальгический киберпанк определенно стоит обратить внимание.

На дворе XXIII век. К 2200 году Земля превратилась в крайне неблагоприятное место, где бушуют массовые беспорядки. Люди, потерявшие работу из-за глобального внедрения ИИ, выходят на улицы и требуют отправить роботов-захватчиков на Марс. Давно колонизированная человечеством Красная планета процветает, а ее столица Ноктис напоминает футуристический Лос-Анджелес.

Могущественные корпорации тратят неограниченные ресурсы на космические исследования и совершенствование технологических процессов. Оппозицией беспринципным техномиллиардерам (привет Илону Маску) выступают хакеры-диссиденты, которые взламывают роботов и освобождают их.

Расследованием подобных киберпреступлений и ловлей «опасных элементов» занимаются опытные детективы. Частная сыщица Алин Руби и ее напарник-андроид Карлос Ривера регулярно путешествуют с Марса на Землю и обратно в поисках взломщиков, которые могут спровоцировать новое восстание машин.

Пять лет назад Алин уже оказалась в эпицентре вооруженного столкновения людей и роботов, в ходе которого погиб ее напарник Карлос, чью цифровую копию поместили в тело андроида. После мятежа она оставила военную службу, пристрастилась к алкоголю и ушла в полицию. С тех пор друзья вместе работают детективами и на этот раз выполняют задание Криса Ройджекера — главы крупной корпорации, которая занимается производством новых систем ИИ.

Бизнесмен поручает Алин и Карлосу разыскать и задержать хакершу Роберту Уильямс, укравшую у его фирмы важные разработки. Партнеры справляются с миссией, но из-за непредвиденных обстоятельств вынуждены отпустить преступницу. Затем Алин и Карлос берутся за расследование исчезновения студентки-хакера и выясняют, что два дела связаны между собой. Сыщики приближаются к разоблачению преступного заговора, но рискуют стать пешками в чужих руках.

Анимационный фильм «Марс Экспресс» — полнометражный режиссерский дебют француза Жереми Перена, работавшего над мультсериалом Netflix «Последний человек». Предыдущий проект постановщика вышел брутальным нуаром, в котором мафиозные войны и подпольные турниры по боевым искусствам лихо сочетались с фантастическими элементами вроде сюжетов об альтернативных мирах и хтонических монстрах.

Французское анимационное шоу не только принесло известность Жереми Перену, но и укрепило его дружбу со сценаристом Лореном Сарфати, с которым они вместе писали «Кризис Юнга» — безумный мультсериал о мести за уничтоженную любовь в постапокалиптическом сеттинге. В общем, творческий тандем для создания научно-фантастического нуара сложился подходящий.

«Марс Экспресс» Перен и Сарфати возводили целых пять лет, до мелочей продумывая его вселенную. С одной стороны, уже в первых сценах угадываются мотивы двух шедевров киберпанка — американского «Бегущего по лезвию» и японского «Призрака в доспехах». Так, место депрессивного «охотника за головами» Рика Декарда занимает Алин Руби, а роль полицейского из «Девятого отдела», чей человеческий разум заперли в механических «доспехах», переосмысляет Карлос Ривера.

Рискованные погони за личностями, представляющими угрозу для общества, становятся для напарников рутиной. Сюжет о преследовании хакеров, которые взламывают ИИ, и детальная оценка тотальной роботизации фактически превращают «Марс Экспресс» в суррогат культового аниме Мамору Осии. Но если упаднические виды города на Земле навевают воспоминания об изрядно потрепанном мегаполисе из «Призрака в доспехах», то столица Красной планеты ночью походит на порочный Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию».

Пульсирующий неон клубной жизни в «Марс Экспрессе» противопоставляется курортному вайбу роскошных вилл, раскинувшихся под имитацией голубого неба. Резкий контраст между преступным миром марсианского родственника Готэма и расслабленной эстетикой пригородов придает картине Перена оригинальный шарм.

С другой стороны, авторов мультфильма можно назвать прямыми продолжателями фантастической традиции Рене Лалу — великого французского аниматора, который исследовал космическое пространство и открывал новые галактики.

Первый французский полнометражный мультфильм «Дикая планета» (1973) поведал об эксплуатации крошечных людей с планеты Терра инопланетянами-гигантами с планеты Игам и неизбежной войне угнетаемых с тиранами. «Властелины времени» (1982) размышляли о судьбе семилетнего ребенка в реалиях межгалактического конфликта. «Гандахар. Световые годы» (1987) погрузился в противостояние принца Сильвена безжалостному искусственному супермозгу, который планировал поработить мирную планету с помощью армии металлических воинов.

Рене Лалу прослыл архитектором удивительных миров, населенных синими гуманоидами, роботами, киборгами, трансформерами (жертвами неудачных генетических экспериментов) и причудливыми созданиями вроде зеркальных птиц, летающих остроконечных вобл и гигантских крабов. Визуальная самобытность «Дикой планеты» даже повлияла на стилистику «Навсикаи из Долины Ветров» Хаяо Миядзаки.

Режиссер «Марс Экспресса» Жереми Перен же заимствует из вселенных Рене Лалу распространенную историю о порабощении одним видом другого. Люди лишают андроидов каких-либо прав и вовсю эксплуатируют их не только в быту, но и в секс-индустрии, так что вместо электроовец роботам снится свобода.

Оглядываясь на «Гандахар», Перен помещает в свои марсианские хроники странных созданий. Роботы с голографическими головами умерших людей, женщины-андроиды с золотым рогом и шестью ногами, предоставляющие эскорт-услуги, гигантский розовый орган с глазом, наделенный ИИ и плавающий в аквариуме, — самые смелые человеческие фантазии воплощаются в реальность, а кибернетика не знает границ.

Фильм уделяет пристальное внимание чудесам технологической эволюции, которых мы прежде не видели даже в «Черном зеркале». Усовершенствованная сотовая связь достигает уровня «телепатической», выпивка в барах и бутылках автоматически блокируется для алкоголиков в ремиссии, подушки безопасности из пены (похожей на строительную) защищают от серьезных травм в авариях, а сдача своего мозга в аренду позволяет студентам неплохо заработать.

Эти и другие инновации, скрупулезно воплощенные на экране, вызывают неконтролируемое желание рассмотреть каждый миллиметр фантастической реальности. Проработанность марсианского мироустройства потрясает сложностью даже насмотренного зрителя, но затмевает драматургию.

Алин Руби застревает в амплуа классического сыщика из нуаров 50-х — циничного, замкнутого, психологически травмированного и страдающего алкогольной зависимостью. Героиня руководствуется собственными представлениями о справедливости и периодически разряжает напряженную обстановку злой иронией, а толику эмпатии проявляет в отношениях с напарником Карлосом. Арка андроида с внедренным человеческим разумом привносит в ревизионистский мультфильм необходимый конфликт. После «воскрешения» Карлос сталкивается с кризисом идентичности и пытается найти баланс между внутренней человечностью и функционалом робота.

Страшилки об аморальных заговорах сильных мира сего в декорациях киберпанка мы лицезрели не раз — достаточно вспомнить великого «Акиру» Кацухиро Отомо. Об опрометчивости демонизации киборгов заговорил «Бегущий по лезвию», а «Терминатор» закрепил эффект. О недопустимости взаимопонимания между роботом и человеком писал еще Айзек Азимов (механизм только подчиняется и не рефлексирует), а Филип Дик всерьез задумался, есть ли у андроидов чувства.

«Марс Экспресс» умно и изящно осмысляет лучшие образцы твердой научной фантастики, киберпанка 80-х и боевиков 90-х, но не предоставляет зрителю ничего нового. Чтобы вычислить главного злодея, не требуется дедукция, а вера в человечество утрачивается навсегда.

Преисполненный экшена и насилия фильм развивается столь стремительно, что осознать мощь его философии удается лишь ближе к финалу. Авторы выносят неутешительный приговор Homo sapiens — виду настолько эгоистичному, развращенному и безнадежному, что даже искусственный интеллект не стал объявлять ему войну и выбрал гуманизм. Катарсис в духе фильма Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» ранит зрителя сильнее заезженного сюжета о мести роботов человечеству.

«Марс Экспресс» не отличается самобытностью, но запоминается тщательно прописанной вселенной. Киберпанковый неонуар лаконично совмещает ностальгию по знаковой научной фантастике с печальным представлением о будущем, которое в полной мере раскрывается лишь в конце. Элементы нуарного детектива, легкого боди-хоррора, крышесносного боевика и пронзительной драмы вплетаются в футурическую концепцию, не давая зрителю скучать ни минуты.

Если «Марс Экспресс» не будет откровением, то подарит ощущение, что вы стали свидетелями чего-то грандиозного. А после слезы польются рекой.

Поделиться
Авторы
Теги