Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Сервисы по поиску работы начали терять клиентов
Лента новостей 17:36 МСК
В ожидании банкротств: есть ли будущее у российской угольной отрасли? Бахыт Ужахов генеральный директор группы компаний «Русский уголь» Мнение, 17:05 Лучшие предложения рынка наличной валюты  17:00   USD НАЛ. Покупка 65,35 Продажа 65,45 EUR НАЛ. 73,05 73,30 Устроившего гонки на Gelandewagen в Москве лихача арестовали на 15 суток Общество, 16:46 Семья погибшего гонщика Бьянки подаст в суд на Marussia и «Формулу-1» Общество, 16:39 Богатство генералов: зарплаты, дома, автомобили правохранителей и их жен Фотогалерея, 16:36 «Правдоподобный обман»: какова тактика России в конфликте с Украиной Михаил Троицкий политолог, специалист по международным отношениям Мнение, 16:27 В Раде потребовали от СБУ не мешать работе комиссии ООН по пыткам Политика, 16:22 Apple задумалась о покупке одной из крупнейших медийных компаний Технологии и медиа, 16:21 Финансовый директор Nord Stream оценил стоимость «Северного потока-2» Бизнес, 16:17 Глава СКР призвал законодательно закрепить национальную идею России Политика, 15:54 Нефть выше $50: почему пока не стоит покупать подешевевшие доллары Деньги, 15:53 Хедж-фонды предупредили об угрозе потери четверти накоплений Экономика, 15:51 МИД Германии выступил за восстановление доверия между НАТО и Россией Политика, 15:44 Американский производитель лекарств пожаловался на российский Минздрав Бизнес, 15:44 Замглавы Великого Новгорода задержали по делу о детской порнографии Политика, 15:35 Путин предложил смягчить уголовную ответственность для бизнеса Экономика, 15:32 Нефть марки WTI превысила $50 за баррель впервые с октября 2015 года Финансы, 15:07 Пентагон откажется от дискет при координации работы ядерных сил США Политика, 15:04 Горбачеву запретили въезд на Украину Политика, 14:57 Финансовый кризис 2008 года назвали причиной 500 тыс. смертей от рака Экономика, 14:35 Ключевой топ-менеджер «Роснефти» уволилась из-за разногласий с Сечиным Бизнес, 14:27 Игра с баррелем: почему не стоило верить мрачным ценовым прогнозам Константин Симонов директор Фонда национальной энергетической безопасности Мнение, 14:22 Патриарх Кирилл назвал плохим признаком использование английских слов Политика, 14:20 Кличко решил отказаться от поста председателя «Блока Петра Порошенко» Политика, 14:17 Золотые запасы Венесуэлы достигли минимума Экономика, 14:07 В Кремле рассказали подробности о новом газопроводе по дну Черного моря Бизнес, 13:57 Баррель по $50: что будет с ценами на нефть и курсом рубля Экономика, 13:48
29 окт 2014, 06:56
Дарья Луганская
Сервисы по поиску работы начали терять клиентов
Фото: ТАСС
Подтверждением масштабного кризиса в российской экономике может быть неблагоприятная ситуация с интернет-ресурсами по поиску работы и, в частности, с лидером сегмента HeadHunter.ru. Динамика его доходов резко замедлилась. До этого выручка сервиса падала лишь однажды – в кризисном 2009 году

Неблагоприятная ситуация

Рост выручки HeadHunter.ru уже два квартала подряд не оправдывает ожидания его собственника – Mail.ru Group. По итогам первого полугодия «другие доходы», основным источником которых являются как раз поступления от HeadHunter.ru, выросли на 11,8%, до 1,492 млрд руб. Это самый низкий прирост среди всех сегментов Mail.ru Group, в целом общая выручка группы увеличилась на 21,7%, до 15,143 млрд руб. В третьем квартале ситуация усугубилась. «Другие доходы» выросли лишь на 4,4%, до 784 млн руб., тогда как выручка всей группы – на 12,9%, до 7,448 млрд руб. На бизнес HeadHunter.ru по-прежнему негативно влияют экономическая конъюнктура и геополитическая ситуация, приводятся в сообщении Mail.ru Group по итогам третьего квартала слова ее гендиректора Дмитрия Гришина. Он не ожидает улучшения ситуации с бизнесом HeadHunter.ru в ближайшее время и среднесрочной перспективе.

В 2013 году выручка HeadHunter.ru выросла на 30%, до 2,774 млрд руб., чистая прибыль – на 46%, до 910 млн руб., указано в отчетности Mail.ru Group. Она констатировала: таких результатов сервис по поиску работы добился вопреки неблагоприятной макроэкономической ситуации, влияющей на рынок труда. Помогли лидирующие позиции HeadHunter.ru на рынке онлайн-рекрутмента. Для сравнения: чистая прибыль самой популярной соцсети «ВКонтакте», также входящей в Mail.ru Group, по итогам года равнялась только 53 млн при выручке 3,835 млрд руб.

В этом году HeadHunter.ru остается самым популярным ресурсом по поиску работы, свидетельствуют измерения TNS Russia. Причем с каждым месяцем аудитория сервиса, как, впрочем, и других профильных площадок, только растет. В базе HeadHunter.ru сейчас около 14 млн резюме, свыше 300 тыс. вакансий от более 400 тыс. компаний, уточняют в пресс-службе сервиса.

Как в кризисном 2009 году

«Нельзя говорить о том, что работодатели стали меньше размещать вакансии, – объясняет пресс-секретарь HeadHunter.ru Иван Тютюнджи. – Скорее имеет место замедление динамики роста спроса на сотрудников. Это связано как с осторожным поведением бизнеса в нынешних нестабильных условиях (компании не увеличивают штат без большой необходимости), так и с тем, что время бурного роста интернет-рекрутмента проходит». Расти сервис будет, по мнению Тютюнджи, вместе с общим рынком труда, либо чуть быстрее за счет регионов.

HeadHunter зарабатывает на платном доступе к базе резюме соискателей, на комиссиях за публикацию вакансий на сайте, на консалтинговых услугах в сфере HR-брендинга, рекламе, рассказывает Тютюнджи. Кроме того, компания проводит несколько раз в год онлайн-ярмарки вакансий, где работодатели и соискатели могут общаться напрямую.

Основной прайс-лист опубликован на самом сайте HeadHunter.ru. Доступ к базе резюме в Москве для поиска нескольких сотрудников на 30 дней стоит 46 тыс. руб. Услуга срочного подбора персонала стоит дороже – 13,8 тыс. руб. на 7 дней и 25 тыс. руб. на 14 дней.  Можно взять пакет на несколько месяцев: за 132 тыс. руб. на три месяца, за 224 тыс. руб. на полгода или 365 тыс. руб. на год. Это стандартные цены, которые меняются в зависимости от настроек: например, поиск IT- специалистов в Москве в течение 30 дней обойдется в 20,7 тыс. руб., а профессионалов в «области добычи сырья» – в 41,4 тыс. руб.

Разместить резюме на Headhunter можно бесплатно, но дополнительные опции  получить можно только за деньги. Механизмы сайта устроены так, что в топ попадают те резюме, которые недавно обновлялись. Чтобы резюме автоматически обновилось и поднялось в топ (раз в день в течение двух недель), нужно заплатить 171 руб. Свой «послужной список» можно выделить цветом – это тоже обойдется в 171 руб. Пользователям предлагают пройти профориентацию, не покидая сайта – за тест нужно заплатить 450 руб. «Улучшить резюме», то есть получить консультацию от экспертов HeadHunter.ru, можно за 950 руб., а за 135 руб. можно написать напрямую в компанию, в которой хочется работать, но подходящих вакансий в открытом доступе нет.

С того момента, как Mail.ru Group впервые инвестировала в HeadHunter.ru, выручка сервиса падала лишь однажды – в кризисном 2009 году. Тогда доходы снизились на 18%, до 515 млн руб. Это стало следствием глобального экономического кризиса, когда корпортивные клиенты сократили расходы на рекрутмент и перстали нанимать новых сотрудников, объясняла позже Mail.ru Group в проспекте к своему IPO на Лондонской бирже в 2010 году. Но, благодаря оптимизации расходов, HeadHunter.ru тогда даже улучшил свою рентабельность по EBITDA. Если в 2008 году она равнялась 18%, то в 2009 – уже 20,5%. Последний раз Mail.ru Group раскрывала этот показатель для HeadHunter.ru в 2011 году. На тот момент доходность сервиса увеличилась уже до 35%.

Сколько стоит HeadHunter.ru

Сервис HeadHunter.ru был основан в 2000 году. В 2007‑м инвесткомпания Digital Sky Technologies (DST, в 2010‑м преобразована в Mail.Ru Group) приобрела 24,5% HeadHunter.ru за $15 млн. То есть весь сервис был оценен в $163,3 млн.

В 2008‑м DST купила дополнительные 12% HeadHunter.ru, расплатившись за них наличными и собственными акциями. Общая сумма этой сделки составила $11 млн. Если ориентироваться на эти цифры, то на конец 2008‑го стоимость всего сервиса не превышала $109 млн.

В феврале 2009‑го DST приобрела еще 56,61% HeadHunter.ru за $37,854 млн. Получается, что весь HeadHunter.ru на тот момент оценивался в $66,9 млн. Тогда же основатели сервиса получили опцион на продажу оставшегося пакета: стоимость была привязана к заранее оговоренному показателю по прибыли. А миноритарии могли конвертировать свою долю в бумаги самой DST.

В 2011 году доля Mail.Ru Group в HeadHunter.ru выросла до 97,2%, в 2012‑м – до 100%.

В апреле этого года Mail.Ru Group выкупила у гендиректора «МегаФона» Ивана Таврина 11,9996% соцсети «ВКонтакте», увеличив свою долю в ней до 51,99%. В рамках сделки Таврин получил опцион н а выкуп у Mail.Ru Group всего бизнеса HeadHunter.ru. Таким образом, 100% сервиса были оценены почти как 12% «ВКонтакте». Таврин опционом не воспользовался, получив за свою долю примерно $350 млн. Получается, что с момента первой сделки в 2007 году HeadHunter.ru мог подорожать более чем вдвое.

Что у конкурентов

Выручка еще одного рекрутингового сайта Zarplata.ru (входит в сеть сайтов Regional Network Hearst Shkulev Digital, аудитория – более 300 тыс. пользователей в день по данным LiveInternet) оказалась в сентябре на 10–15% ниже, чем ожидалось, говорит управляющий директор Zarplata.ru Дмитрий Геранин. Эта компания зарабатывает по схожей с HeadHunter.ru модели: платный доступ к базе, платное размещение вакансий, а также баннерная реклама (резюме соискателей публикуются бесплатно).

По оценке Геранина, основные игроки рынка онлайн-рекрутинга заработали в сентябре-октябре на 10% меньше, чем планировали. «Причины – макроэкономические: сокращение бюджетов компаний приводит к снижению затрат на подбор персонала», – считает управляющий директор Zarplata.ru. Работы меньше не стало, полагает Геранин, но сотрудники предпочитают не менять работу, а держаться за свои места.  

Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров, наоборот, оптимистичен: «Мы заработали как раз столько, сколько и ожидали». Захаров называет ситуацию на рынке «тревожной стабильностью»: «Все сейчас намного лучше, чем было осенью 2008 года, но особых поводов для оптимизма сейчас тоже нет. Скорее всего, в текущем состоянии рынок просуществует как минимум до лета следующего года». На Superjob.ru, поясняет его пресс-секретарь Сергей Денисенко, резюме публикуют бесплатно и за дополнительные услуги, например, продвижение, в отличие от HeadHunter.ru, деньги не берут. Портал зарабатывает прежде всего на платном доступе к базе резюме для работодаталей, размещении вакансий, дополнительных сервисах для работодателей – например, выведении вакансий в топ, и рекламе, а также проводят исследования. В Superjob.ru уверяют, что спрос работодателей только растет. В апреле число активных клиентов составляло 28,3 тыс. Сейчас их число приближается к 30 тыс., утверждает Денисенко. 

Гендиректор сайта для поиска работы Job.ru Анна Имас уверяет, что спрос работодателей и соискателей на их услуги не упал. Она пояснила, что Job.ru ориентирован на «синих воротничков», сотрудников невысокой квалификации, которые востребованы и в кризис, а HeadHunter.ru – скорее для «белых воротничков». Количество размещенных вакансий на Job.ru в октябре сократилось на 8,3%, при этом в предыдущем месяце выросло на 13,5%, а резюме – выросло на 2,2% в октябре и 2,1% в сентябре.

Финансовые показатели никто из конкурентов HeadHunter.ru раскрыть не пожелал.

Что думают агентства

Интерес к подобным HeadHunter.ru сайтам со стороны работодателей падает, утверждают в кадровых агентствах. «Наши клиенты реже обращаются к HeadHunter.ru», – говорит директор кадрового агентства «Контакт» Галина Спасенова. Она объясняет: на одну вакансию приходит множество резюме, совсем не подходящих по профилю заявленных вакансий, и много времени уходит на отсев явно «левых» резюме. «Когда HeadHunter.ru создавался, на нем были уникальные кандидаты, сейчас резюме слишком много.  Мы используем профессиональные социальные сети, LinkedIn, Facebook, нетворкинг, посещение профессиональных мероприятий», – говорит Спасенова. 

В другом рекрутинговом агентстве, «Трелонж», тоже пользуются своими базами и связями, а из онлайн-ресурсов – международной сетью LinkedIn. Гендиректор «Трелонж» Андрей Александров пояснил, что его агентство занимается по большей части рекрутингом топ-менеджмента, а такие кандидаты на подобные HeadHunter.ru сайты не заходят. 

По наблюдению ведущего специалиста кадрового агентства MainStaff Анны Чихаридзе, компании начинают экономить на персонале и уходят в поисках кандидатов на менее затратные или бесплатные рекрутинговые сайты, изучают группы в социальных сетях, форумы, для поиска редких специалистов используют LinkedIn. Популярность набирают более узкоспециализированные порталы, например, «Наша Няня», говорит Чихаридзе.