Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Основанная «Джебхат ан-Нусра» группировка предложила перемирие в Идлибе 22:34, Политика Глава Пентагона отказался верить в гибель главаря ИГ 22:22, Политика СМИ узнали о просьбе прокуратуры возбудить дело на противников «Матильды» 22:15, Общество При авиаударе США погибли 15 афганских военных 21:53, Политика Белый дом назвал имя нового пресс-секретаря президента США 21:50, Политика Суд ЕС снял обеспечительные меры по польскому иску о газопроводе OPAL 21:46, Бизнес Демьяна Кудрявцева лишили российского гражданства 21:38, Технологии и медиа «Локомотив» победил ЦСКА в московском дерби 21:36, Спорт Путин и дети: зачем президент встретился с воспитанниками «Сириуса» 21:33, Политика Представитель Белого дома Шон Спайсер прокомментировал свою отставку 21:27, Политика США ввели санкции в отношении россиянина за связи с ИГ 21:21, Политика Демарш Siemens: чем грозит приостановка сотрудничества энергетике 20:40, Бизнес Собянин пообещал заменить все автобусы в Москве электробусами за три года 20:31, Общество Алексей Учитель рассказал о просмотре «Матильды» Володиным 20:25, Общество США ввели запрет на поездки для своих граждан в Северную Корею 20:21, Политика Путин заявил о стоящем «на пороге нового скачка» человечестве 20:14, Политика СК заподозрил экс-мэра Дзержинска в краже потолка 20:04, Общество СМИ узнали о задержании нового замдиректора «Ростелеком Северо-Запад» 19:54, Общество Чемпионат России по футболу. ЦСКА — «Локомотив». Онлайн 19:30, Спорт Глава Ассоциации российских банков заявил о готовности покинуть должность 19:26, Финансы Представитель Белого дома Шон Спайсер подал в отставку 19:24, Политика НМТП отбилась от штрафа ФАС почти на 10 млрд руб. 19:17, Бизнес Какие необычные бизнес-стратегии открывает интернет вещей для компаний 19:06, SAP и РБК ЦБ и Минэкономразвития предупредили о коллапсе рынка электронных подписей 19:00, Технологии и медиа Reuters узнал об участии адвоката Весельницкой в судебных тяжбах ФСБ 18:53, Политика Власти Белоруссии разрешили VP Capital купить Паритетбанк 18:49, Финансы Тест: знаете ли вы своих сотрудников 18:45, РБК и Билайн В Подмосковье возбудили дело по сообщениям СМИ о застройке в заповеднике 18:33, Общество
По делу ЮКОСа арестовали пакет ВГТРК в телеканале Euronews
Аресты активов по «делу ЮКОСа», 28 окт, 2015 23:48
0
По делу ЮКОСа арестовали пакет ВГТРК в телеканале Euronews
Среди российских активов, арестованных за границей по искам бывших акционеров ЮКОСа, оказались и принадлежащие ВГТРК 7,5% акций европейского телевещателя Euronews
Штаб-квартира Euronews в Лионе, Франция (Фото: AFP)

Euronews под арестом

Cреди активов, арестованных за границей по искам бывших акционеров ЮКОСа, есть и принадлежащие ВГТРК 7,5% акций французской Euronews S.A., управляющей одноименным телеканалом, рассказал РБК российский федеральный чиновник. В пресс-службе ВГТРК подтвердили эту информацию.

Французская Euronews S.A. управляет одноименным телеканалом, запущенным в 1993 году и сейчас вещающим круглосуточно на 13 языках, в том числе и на русском. Программы Euronews, по его собственным данным, доступны 425 млн домохозяйств в 158 странах.

Представитель Euronews Софи Буржен не смогла прокомментировать запрос РБК. Директор GML (бывшая Group Menatep Ltd) Тим Осборн, представляющий интересы бывших акционеров ЮКОСа, в среду был недоступен для комментариев.

Наложенный на принадлежащие российскому госхолдингу акции арест никак не повлиял на деятельность ни Euronews, ни ВГТРК, утверждает источник, близкий к французскому вещателю. Но партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков отмечает, что арест активов означает «как минимум невозможность распоряжаться этими акциями, то есть отчуждать их, передавать право собственности». «Остальное зависит от решения суда: арест может также означать запрет передавать акции в залог, голосовать ими, получать по ним дивиденды и так далее», — поясняет Рачков. Юрист уточняет, что арест достаточно легко наложить, но его можно попытаться опротестовать.

Какими бы ни были детали судебного решения, на дивиденды акционеры Euronews и так не могли рассчитывать. По данным французской системы раскрытия информации о компаниях, в 2014 году чистый убыток вещателя достиг почти €10,5 млн при выручке €51 млн. В 2013 году Euronews заработала €1,1 млн чистой прибыли при выручке почти €52,5 млн. В отчетности одного из акционеров канала France Television указано, что убыток компании от участия в Euronews в 2014 году составил €1,8 млн против €0,2 млн прибыли в 2013 году.

Не для российской аудитории

ВГТРК стала акционером Euronews в 2001 году, купив 1,8% акций компании. Газета «Коммерсантъ» тогда оценивала сделку в $250 тыс. В том же году программы Euronews стали транслироваться в России. В 2004 году доля ВГТРК в Euronews выросла до 16%. На увеличение своего пакета российский госхолдинг потратил около €3,5 млн, писал «Коммерсантъ».

«Появление европейского информационного канала в стране — это целесообразное, необходимое для сегодняшней России решение. Россия стала важной информационной составляющей Европы. Теперь все мои коллеги — руководители телерадиокорпораций — могут сверяться, соглашаясь или нет, с новостями, переданными из Лиона», — говорил «Коммерсанту» после заключения сделки в 2001 году гендиректор ВГТРК Олег Добродеев.

До июля этого года акционерами Euronews помимо ВГТРК были еще 19 общественных или государственных телерадиокомпаний Европы и Северной Африки, а также местные власти трех французских регионов — города Лион, департамента Рона и региона Рона-Альпы. Крупнейшим акционером была France Television с пакетом почти 23%. Но летом этого года 53% в Euronews получила Media Globe Networks египетского миллиардера Нагиба Савириса. За право контроля Савирис вложил в капитал Euronews €35 млн. Доли прежних владельцев пропорционально снизились. Пакет ВГТРК сейчас составляет около 7,5%.

Сейчас главный управляющий орган Euronews — наблюдательный совет из 15 членов, который возглавляет Нагиб Савирис. У ВГТРК есть одно место в совете, его занимает руководитель дирекции международных отношений холдинга Петр Федоров, указано на сайте Euronews. Наблюдательному совету подотчетен исполнительный совет, который состоит из гендиректора Майкла Питерса и редакционного директора Люcиана Сарба. Этот совет ставит задачи управляющему комитету, в который наряду с Питерсом и Сарбом входят еще восемь топ-менеджеров Euronews. Семь из десяти членов управляющего комитета, в том числе гендиректор, номинируются телерадикомпаниями — акционерами канала.

В России распространением программ Euronews занимается специальная структура ВГТРК — Европейская вещательная компания. У нее заключено лицензионное соглашение с Euronews S.A. на ретрансляцию в России, и ей принадлежит лицензия на вещание в Москве на 34-й телевизионной частоте. Кроме того, как указано в отчетности компании, у нее заключены договоры на распространение программ Euronews не менее чем со 120 кабельными и спутниковыми операторами.

Аудитория Euronews в России крайне мала. В своей целевой аудитории — зрители старше 18 лет — ее среднесуточная доля в январе—июне равнялась, по данным TNS Russia, лишь 0,2%.

Выручка Европейской вещательной компании по РСБУ в 2014 году составила 140,7 млн руб. (около €2,8 млн по среднему курсу ЦБ за прошлый год), чистая прибыль — 68,6 тыс. руб. (€1,3 тыс.).

Французский след

Об аресте российских активов за рубежом стало известно в середине июня. В частности, во Франции был наложен арест на банковские счета международного информационного агентства «Россия сегодня». Кроме того, сообщалось, что в Париже было арестовано принадлежащее ФГУП «Госзагрансобственность» здание, в котором располагается местный офис агентства. На работе «Россия сегодня» это никак не сказалось, уточняла тогда пресс-служба агентства. Позже стало известно, что счета агентства были разблокированы. Кроме того, сообщалось, что некие предписания от местных властей во Франции получили корпункты ТАСС и ВГТРК. Суть этих предписаний не уточнялась.

Арест российских активов за рубежом возможен в связи с принудительным исполнением решения Постоянного третейского суда в Гааге. В июле 2014 года он обязал Россию вы​платить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд в качестве компенсации за фактическую экспроприацию нефтекомпании. Россия это решение не признала.