Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 16:01 МСК
Суд освободил задержанного в Армении по запросу США россиянина Политика, 15:52 Продажа активов помогла «Интер РАО» увеличить полугодовую прибыль втрое Бизнес, 15:51 Турция через Россию уведомила Дамаск о начале военной операции в Сирии Политика, 15:40 Путин отказался от поездки на матч по футболу между Россией и Турцией Общество, 15:39 СМИ узнали имя нового главы управления собственной безопасности ФСБ Политика, 15:36 Папа римский встретился с основателем Facebook Марком Цукербергом Технологии и медиа, 15:34 Один из претендентов на «Башнефть» попросил изменить условия приватизации Бизнес, 15:34 Песков отказался комментировать возможные удары России и США по Алеппо Политика, 15:33 Кремль счел некорректным вопрос о возможной дестабилизации в Узбекистане Политика, 15:19 МИД назвал устаревшим договор об обычных вооружениях в Европе Политика, 15:08 СК нашел надругавшегося над девочкой в самолете мужчину Общество, 15:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 65,07 Продажа 65,07 EUR НАЛ. 72,84 72,86 СБУ назвала ложной информацию о «секретной тюрьме» в Харькове Политика, 14:52 Порошенко уволил главу администрации президента Политика, 14:49 Войска ПВО Западного округа вывели С-300 и С-400 на учебные стрельбы Общество, 14:42 Работники поставщика АвтоВАЗа перекрыли трассу из-за долгов по зарплате Бизнес, 14:40 Курс евро на завтра  14:36 EUR ЦБ 72.7996 -0.2896 Курс доллара на завтра  14:36 USD ЦБ 65.081 +0.3430 Расплата за снос: стоит ли судиться с московской мэрией? Александр Зелепухин руководитель направления «Недвижимость и строительство» коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Мнение, 14:35 «Укроборонпрому» поручили создать не уступающее российскому оружие Политика, 14:27 СМИ узнали об обсуждении скоординированных ударов России и США по Алеппо Политика, 14:13 Срок следствия по «болотному делу» продлен до марта 2017 года Политика, 14:10 «Эксмо» подало к «Яндексу» иск о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, 14:09 «Аэрофлот» закончил полугодие прибылью впервые с 2013 года Бизнес, 14:02 «Уралкалий» заключил контракт на поставку калия в Китай Бизнес, 14:00 В партии Порошенко назвали имя нового главы администрации президента Политика, 13:46 Иран заявил о вторжении в воздушное пространство страны дрона США Политика, 13:31 В ресторане Burger King нашли тело мужчины Общество, 13:22
17 сен 2015, 17:21
Сергей Соболев, Елизавета Сурганова
Издатель Forbes продал свои СМИ в России
Владелец Artcom Media Group Александр Федотов Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС
В годовщину поправок в закон «О СМИ» российский Forbes сменил владельца
Миллиардер Вексельберг решил стать совладельцем 12 телеканалов 17 сен 2015, 19:36
Немецкая медиагруппа Axel Springer уходит из России: весь местный бизнес, основным активом которого является российская версия Forbes, продан Александру Федотову, издателю журналов L'Officiel, SNC, Numero и Golf Digest

Федотов и фон Флемминг

​Немецкая Axel Springer объявила о продаже 100% российского ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», управляющего всем ее российским бизнесом. Покупателем назван Александр Федотов, основатель ИД «​Артком Ме​диа». Соглашение было подписано в четверг, 17 сентября, уточняется в пресс-релизе Axel Springer.

Федотов не ответил на телефонные звонки корреспондента РБК. ​Гендиректор «​Аксель Шпрингер Раша» Регина фон Флемминг отказалась отвечать на вопросы РБК, порекомендовав ознакомиться с опубликованным на сайте forbes.ru сообщением на русском языке. «Мы [то есть команда «Артком Медиа»] с нетерпением ждем слияния с профессиональной командой издательского дома Axel Springer c целью расширения и развития нашей медиагруппы», — приводятся в сообщении слова Федотова.

В заявлении также сказано, что в ближайшие недели Регина фон Флемминг станет миноритарным акционером — приобретет 20% компании (указано, что переговоры находятся на заключительной стадии), а 1 января 2016 года она займет должность советника гендиректора «Аксель Шпрингер Раша».

В России немецкая компания издавала по лицензии американской Forbes Media местную версию журнала Forbes, а также еженедельник OK!, ежемесячники Geo и «Gala Биография». Кроме того, компания управляла сайтами forbes.ru и finanz.ru.

Forbes — самый популярный журнал, который издает в России Axel Springer. Средняя аудитория одного его номера, по данным TNS Russia за март—июль этого года, по всей стране равнялась почти 1,5 млн человек старше 12 лет. Аналогичный показатель Geo — менее 1,3 млн, «Gala Биография» — 713 тыс., OK! — 585 тыс. Ежемесячная всероссийская аудитория сайта forbes.ru в июле превышала 3 млн человек 12–64 лет, finanz.ru — 524 тыс., geo.ru — 315 тыс.

«Артком Медиа» издает такие журналы, как L'Officiel, Numero, SNC (раньше был известен как Sex and City), Golf Digest, Interni.​ Средняя аудитория одного номера SNC в России, по данным TNS Russia за март—июль, равнялась 163 тыс. человек старше 12 лет. Аудитория Interni измеряется только в Москве и составляет лишь 31,5 тыс. человек.

По данным системы СПАРК-Интерфакс, совокупная выручка юридических лиц, связанных с Федотовым и имеющих финансовую информацию, едва превышает 120 млн руб. за 2013 год. 

Символическая сумма

Сумма сделки не раскрывается. В 2014 году выручка ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» по РСБУ снизилась на 12%, до 872 млн руб., убыток от основной деятельности достиг 201 млн руб. (годом ранее было 53 млн руб. прибыли от основной деятельности), чистый убыток — почти 155 млн руб. (годом ранее — 49 млн руб. чистого убытка).

Общие рекламные доходы издателей в прошлом году снизились, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, на 11%, до 16,5 млрд руб., за первые шесть месяцев этого года — уже на 33%, до 5,4–5,5 млрд руб.

Для Axel Springer российский бизнес был убыточным, поэтому оценивать его по каким-либо мультипликаторам вряд ли имеет смысл, отмечает руководитель конкурирующего ИД. Возможно, в ходе переговоров речь шла о возврате части инвестиций, которые Axel Springer сделал за все эти годы в российскую компанию, рассуждает собеседник РБК. По его мнению, о какой-либо крупной сумме не может идти речи и потому, что «Аксель Шпрингер Раша» все издания за исключением ОК! выпускает по лицензии: в любой момент владелец может отозвать свою лицензию, что снижает стоимость бизнеса.

​Лицензия на издание Forbes в России, ключевой актив Axel Springer Russia, перейдет к покупателю автоматически, как только сделка будет официально закрыта, заявил РБК исполнительный директор Forbes Media Майк Федерле. Закрытие сделки, по его словам, ожидается в ближайшие три-четыре недели.

Представитель немецкой Gruner + Jahr, которой принадлежат лицензии на Geo и Gala, пока не ответил на запрос РБК.

«Ограничения неприемлемы»

На российском рынке Axel Springer работала с 2004 года, но была вынуждена уйти из-за принятых в прошлом году поправок к закону о СМИ: с 2016 года они запрещают иностранцам владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ.

В сообщении Axel Springer приводятся слова президента ее международного подразделения Ральфа Бюхи: «Когда мы вышли на российский рынок, мы верили в дальнейшее экономическое развитие и либерализацию страны [то есть России]». «Для нас как издателя влиятельного делового журнала Forbes Russia ограничения до миноритарной доли неприемлемы», — сетует Бюхи.

Владельцы и руководители СМИ с иностранным капиталом на протяжении последнего года вели переговоры с властями о смягчении или отсрочке эаконодательных ограничений. Одним из наиболее активных участников этих переговоров была как раз Регина фон Флемминг, рассказывали РБК участники рынка. Но никаких принципиальных решений об изменении закона так и не было принято.

Представители Forbes Media познакомились с Александром Федотовым и имели возможность изучить его положение на рынке, рассказал Майк Федерле. «Мы счастливы, что покупателем стал «Артком Медиа», потому что он разделяет с нами представление о качестве контента и испытывает уважение к нашим стандартам и принципам независимой редакционной политики», — добавил Федерле.

Главный редактор российского Forbes Эльмар Муртазаев отказался от комментариев.

Как медиакомпании решают проблему «закона о 20%»

Кто уже подстроился

Hearst Shkulev Media

В июле этого года были новые компании, в которых напрямую издателю Виктору Шкулеву принадлежит 80%, а оставшиеся 20% — у американской Hearst Corp. Но все выпускаемые партнерами журналы в России пока оформлены по-прежнему на ООО «Херст Шкулев Медиа», до недавних пор основную структуру Hearst Shkulev Media, которой Шкулев и Hearst Corp. владели на паритетных началах.

Fox International Channels

С июля этого года учредителями телеканалов семейства Fox — National Geographic, Nat Geo Wild, Fox, Babby TV, Fox Live — вместо структуры американской Fox International Channels стали компании, входящие в российскую группу «Телко Медиа», официального дистрибьютора Fox International Channels. Теперь «Телко Медиа», ранее отвечавшая исключительно за распространение американских телеканалов в России, формально отвечает и за их редакционную политику.

Discovery Communications

В августе этого года американская Discovery Communications, распространяющая в России Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и еще семь телеканалов, объявила о создании СП с Национальной медиа группой. Та получила в российском бизнесе 80% и предоставила партнеру эфирную лицензию, благодаря которой телеканалы Discovery Communications вновь могут в России зарабатывать на рекламе.


Кто уже ушел

NBC Universal

В январе этого года NBC Universal объявила, что с весны прекращает распространение в России своих каналов Universal Channel и E! Entertainment. Причиной такого решения называлось ухудшение экономической ситуации для платных телеканалов. Летом прошлого года был принят закон, запрещающий транслировать рекламу на платных каналах с 1 января 2015 года.

AMC Network

В марте этого года правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями отказалась согласовать техническую сделку с головной компанией AMC Network в России: на глобальном уровне сменился владелец AMC Network, и новый собственник просто хотел консолидировать 100% российской «дочки» на одну иностранную компанию. Объявляя об уходе, компания выразила надежду, что распространением ее каналов в России (CBS Drama, CBS Reality, Outdoor Channel, JimJam и др.) займется какой-нибудь местный дистрибьютор.

Edipresse

В июле этого года продала 100% ЗАО «Едипресс-Конлига» его гендиректору Максиму Зимину. В России швейцарская компания издавала около 30 журналов: «Мама, это я!», «Женские советы. Самая», «Стильные прически», «Любимая дача», «Вязание для вас» и др.


Кто еще в процессе

«СТС Медиа»

В июле этого года предложение о покупке 75% операционного бизнеса за $200 млн «СТС Медиа» сделал телевизионный холдинг ЮТВ, основные бенефициары которого Алишер Усманов и Иван Таврин. Если сделка будет закрыта, из числа акционеров «СТС Медиа» выйдут шведская Modern Times Group (38,53%) и миноритарии (36,07%). Наряду с ЮТВ собственником «СТС Медиа», управляющей телеканалами СТС, «Домашний», «Перец» и «CTC Love», останется кипрская Telcrest, связанная с банком «Россия» Юрия Ковальчука.