Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Рунет впервые обошел телевидение по рекламным доходам

В третьем квартале 2017 года рынок российской интернет-рекламы впервые обогнал ТВ-сегмент — 41 млрд против 36,2–36,7 млрд руб. По итогам года весь рекламный рынок России может установить исторический рекорд в 400 млрд руб.
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Фото: Владимир Песня / РИА Новости

В третьем квартале 2017 года объем рынка интернет-рекламы впервые превысил аналогичные доходы ТВ-сегмента — 41 млрд против 36,2–36,7 млрд руб., свидетельствуют данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По итогам первых девяти месяцев года рынок интернет-рекламы также практически догнал ТВ: 115–116 млрд против 116–117 млрд руб. ​

Сохранится ли тенденция к лидерству доходов интернет-сегмента к концу 2017 года, в АКАР не прогнозируют. «Показатели интернет-рекламы совершенно точно будут близки к телевизионному сегменту, но превысят ли они их по итогам года, предсказать сложно», — отмечает сопредседатель комитета исследований, аудита и рекламных технологий АКАР Сергей Веселов​. Согласно недавнему прогнозу PwC, доля телевизионной рекламы в 2017 году все же остается больше и составит 37% от общего объема рекламы, онлайн-сегмент — 33%.

Общий объем российского рекламного рынка за первые девять месяцев 2017 года (за вычетом НДС) составил 285–287 млрд руб., что на 14% больше аналогичного периода прошлого года. По прогнозу президента АКАР Алексея Ковылова, рынок медийных коммуникаций в России в текущем году достигнет своего исторического максимума — 400 млрд руб., а вполне возможно, что выйдет и на отметку, близкую к 410 млрд. «Таким образом, он уверенно претендует на пятую позицию в европейском рейтинге, приближаясь к объему рынка Италии. Фактически можно говорить о восстановлении международных позиций российской рекламной индустрии», — отмечает Ковылов. Ранее прогноз прохождения порога в 400 млрд руб. давала Group M (объединяет медиаагентства коммуникационного холдинга WPP) — по оценкам экспертов группы, годовой прирост российского рекламного рынка составит 13,5% и достигнет 408,3 млрд руб. на конец 2017 года. ​По итогам 2016 года Россия занимала шестое место среди крупнейших рынков Европы, по оценке исследовательской компании Magna Global. Лидеры рейтинга — Великобритания ($23,66 млрд), Германия ($22,29 млрд), Франция ($11,82 млрд), Италия ($8,74 млрд) и Испания ($6,03 млрд).

Как отмечает Сергей Веселов​, ​с учетом роста курса рубля к доллару динамика объема российского рекламного рынка за весь 2017 год в долларовом выражении может оказаться на уровне плюс 28–30%, и «такого высокого показателя на нашем рынке не наблюдалось с 2007 года». «Поскольку выстраивание ренкинга национальных рекламных рынков, как правило, осуществляется именно в долларах, то при прочих равных условиях наш рынок, достигнув по итогам текущего года ожидаемой сегодня отметки в $7 млрд, заметно приблизится к десятке крупнейших рынков в мире», — прогнозирует он. Странами — лидерами мирового рекламного рынка остаются США ($190,835 млрд), Китай ($80,239 млрд), Япония ($37,681 млрд). Общий объем рекламного рынка в мире, согласно прогнозу Zenith, составит $559 млрд, что на 4,2% выше уровня 2016 года.

Искусственный рост

Но представленный АКАР расчет учитывает «не доходы отдельных субъектов рынка (телеканалов, сайтов и пр.), а медиасегментов», уточняют в АКАР. «То есть доходы от рекламы на сайтах телеканалов учитываются в объемах интернета, та же ситуация с сайтами журналов и пр.», — говорит Веселов. Он добавил, что участники рынка задают вопросы о возможном пересмотре методологии подсчетов и эти вопросы «правомерны». «Мы планируем в дальнейшем помимо классификации рекламного рынка по медиасегментам давать еще и классификацию по контенту, то есть будет учитываться [отдельно] видеоконтент на ТВ плюс интернет, [отдельно] издательский контент в газетах и журналах и т.д. Но надо отработать методику оценки, технологии верификации и др. Планируем в целом по рынку такую картину нарисовать по итогам 2018 года», — констатировал он.

Распределение доли рекламного рынка в пользу интернета никак не повлияет ни на объемы рынка телевизионной рекламы, ни на приоритеты рекламодателей, уверен гендиректор Национального рекламного альянса (продает рекламу «Первого канала», ВГТРК, холдинга «Газпром-медиа» и Национальной медиа группы) Сергей Васильев. «80% этих денег [интернет-рекламы] — это контекстная реклама, которая к нашему бизнесу никакого отношения не имеет», — заявил он РБК. Сама АКАР пока не уточняет данные по структуре распределения рекламы в интернет-сегменте. Согласно последним раскрытым ассоциацией данным по такой структуре за 2015 год, из 97 млрд руб. интернет-сегмента на контекстную рекламу пришлось более 80% (или 78,3 млрд руб.).

С ним соглашается и представитель федерального медиахолдинга, добавляя, что основную часть рекламных бюджетов в интернете формируют не серьезные рекламодатели, а «парикмахерская на Войковской». Кроме того, по словам собеседника РБК, пока доходы от интернет​​-площадок не являются для каналов ключевыми. «Пока это не более 10% от общего объема доходов телеканалов», — рассказал он. Но ТВ-холдинги учитывают рост интернет-сегмента в своих прогнозах. Например, как рассказал источник РБК, близкий к руководству «Первого канала», ​ доходы от интернет-рекламы на площадках канала выросли по итогам 2016 года на 56%. «С начала 2017-го и на текущий момент рост уже составил порядка 35% к концу прошлого года», — рассказал РБК представитель пресс-службы «Первого канала».

Советник президента России по интернету Герман Клименко считает, что телевидение «статично», в то время как ​доходы от рекламы в интернете растут, открываются новые направления. «Основным драйвером роста рекламы в интернете является резкий рост спроса на видеорекламу от классических телевизионных рекламодателей», — отмечает собеседник РБК.

В интернете действительно стремительно растет использование видео как таргетированного формата продвижения брендов, добавляет Ковылов. «Также массово внедряются новые инструменты коммуникаций в каналах мессенджеров, в том числе брендовые каналы и группы», — говорит собеседник РБК. Но он уточняет, что новые рекламные возможности предлагает сегодня и ТВ. «В телевидении [рекламодателей] привлекают в первую очередь растущие охватные параметры, перспективные инструменты точного измерения аудитории, а также постоянное обновление высокорейтингового контента», — констатировал он.

Пока плохо

Худшую динамику по итогам трех кварталов 2017 года продемонстрировали два сегмента рекламного рынка — радио и пресса: рост расходов на радиорекламу составил всего 2%, рекламный рынок печатных СМИ снизился на 10%.

Гендиректор субхолдинга «ГПМ Радио» (в его состав входят «Эхо Москвы», «Авторадио», Comedy Radio, Relax FM, «Юмор FM» и т.д.) Юрий Костин заявил РБК, что «доверяет [данным] АКАР». «У нас год на год не приходится. Активность других рынков — ТВ и интернета — оказывает на нас существенное влияние. В этом году в большей степени повлияло телевидение, что связано со стабилизацией ситуации вокруг Национального рекламного альянса. НРА доказал свою эффективность, тем самым усилив влияние телевизионного сегмента [на рекламный рынок]», — считает он.

По словам Костина, стремительный рост сегмента радиорекламы завершился в 2008 году, когда он показывал динамику прироста более 20% в год. «Это было характерно для периода развития рынка. Ожидать серьезного роста этого сегмента вряд ли стоит. Как и то, что реклама в аудиопотоках составит конкуренцию традиционной рекламе на FM», — добавил он, отметив, что «ГПМ Радио» тем не менее делает ставку на развитие своего представительства в интернете. «В структуре холдинга есть онлайн-радио 101.ru, на площадке которого присутствуют 200 радиостанций различных жанров», — констатировал собеседник РБК.​

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Двух летчиков упавшего в Ставрополье Ту-22М3 доставили в больницы Общество, 08:45
Дедолларизация на паузе: почему центробанки покупают доллары, а не юани Pro, 08:36
Шойгу посетил выпускающий танки омский завод Политика, 08:33
На Запорожской АЭС назвали атаки дронов угрозой ядерной безопасности Политика, 08:23
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 08:19
Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию Pro, 08:13
Россиянин Никита Кучеров стал лучшим бомбардиром сезона в НХЛ Спорт, 08:06
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Экспорт российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» остался рекордным Бизнес, 08:00
Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье Политика, 07:47
Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета Общество, 07:34
Economist сообщил о способном долететь до Сибири украинском дроне Политика, 07:31
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:30
Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS Политика, 07:26
Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае Политика, 07:12