Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 21:52 МСК
СМИ сообщили о неготовности Германии к соглашению по «Северному потоку-2» Экономика, 21:36 Новый министр образования объявила об увольнении своих заместителей Политика, 21:07 В московском регионе выпал град размером с куриное яйцо Общество, 21:07 В Кремле приготовились к отставке губернатора Петербурга Политика, 21:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  21:00   USD НАЛ. Покупка 65,29 Продажа 65,26 EUR НАЛ. 72,80 72,80 Тишина в Ташкенте: что происходит в Узбекистане на фоне болезни Каримова Политика, 20:48 Счетная палата заявила о незаконном выводе из России 1,2 трлн руб. Финансы, 20:17 Reuters узнал о несогласии Турции на перемирие с курдами в Сирии Политика, 20:16 Эволюция чудовищ: что заставляет диктаторов меняться Экономика, 20:11 Суд вернул правозащитникам иск к Google о восстановлении «забытых» ссылок Общество, 20:10 «Ростех» решил заработать миллиарды на лизинге Бизнес, 20:08 Оппозиционные кандидаты в Госдуму пожаловались на лидера «Антимайдана» Политика, 20:06 Вашингтон предостерег ЕС от «одностороннего» подхода к решению по Apple Политика, 19:48 Главе Пенсионного фонда разрешат зарабатывать в 10 раз больше сотрудников Экономика, 19:42 Правозащитник сообщил о голодовке 100 мигрантов в Сочи Политика, 19:36 Бинбанк сократил чистую прибыль во втором квартале в 12 раз Финансы, 19:31 Ирак поддержит решение стран ОПЕК на заморозку уровня добычи нефти Экономика, 19:24 Черчесов объявил имя нового капитана сборной России по футболу Футбол, 19:23 Госдеп пообещал $3 млн за информацию об экс-командире таджикского ОМОНа Политика, 19:06 CNN узнал о планах ФБР опубликовать содержание допроса Клинтон о ее почте Политика, 19:02 Ликвидный индекс: можно ли заработать на изменении методики расчета ММВБ Деньги, 18:50 МИД Украины назвал «спланированным» нападение на посольство в Москве Политика, 18:40 Олланд назначил нового министра экономики Франции Политика, 18:30 Паралимпийскому комитету России разработают условия возвращения членства Общество, 18:27 Банковские метры: как кризис меняет рынок коммерческой недвижимости Александр Устинов директор по развитию компании RD Management Мнение, 18:21 ЦБ забрал у банков 220 млрд руб. лишних денег Финансы, 18:19 Экспортную пошлину на российскую пшеницу обнулят на два года Экономика, 18:10 Forbes назвал самых высокооплачиваемых моделей мира Общество, 17:59
Бонус на колесах: почему GetTaxi готов возить пассажиров себе в убыток
4 дек 2014, 17:09
Дарья Луганская
Бонус на колесах: почему GetTaxi готов возить пассажиров себе в убыток
Фото: ТАСС
Конкуренция между GetTaxi, «Яндексом» и Uber, поделившими, по сути, на троих московский рынок такси, привела к тому, что водители начали получать доплату за невыгодных пассажиров. Например, часть клиентов – тех, кто добирается до места назначения быстрее 17 минут, – GetTaxi с 1 декабря намеренно «перевозит» себе в убыток.

Дорогие пассажиры

Интернет-сервис для заказа такси GetTaxi с начала декабря установил новые тарифы для поездок по Москве и Санкт-Петербургу – снизил стоимость минимальной поездки для пассажиров, а компенсация водителям осталась прежней. Так, по тарифной сетке GetTaxi (есть у РБК) в будни по ставке комфорт-класса с пассажира будут брать 50 руб. при подаче, а каждая минута поездки обойдется в 18 руб. Водители же смогут забрать себе минимум 350 руб. за 20‑минутную поездку, а далее – по 15 руб. за одну минуту. Такой же была минимальная ставка водителя и до 1 декабря.

Таким образом, в случае короткой поездки водитель, работающий с GetTaxi, получит больше денег, чем ему заплатит пассажир. Например, если поездка продлится всего 10 минут, клиент заплатит 230 руб., а водитель получит 350 руб.

С увеличением времени поездки потребность в субсидии отпадает. Например, за получасовую поездку пассажир заплатит 590 руб., а водитель получит 500 руб.

GetTaxi начал компенсировать расходы таксистов на коротких дистанциях и удерживать с них деньги за длительные поездки, подтвердили РБК директор одного их таксопарков и водитель.

«Для водителей короткие поездки – это риски, поэтому мы берем эти риски на себя и оставляем расчет с ними по старым тарифам», – рассказал РБК сотрудник пресс-службы GetTaxi. Выбирать для себя только доходные короткие поездки таксист, работающий с GetTaxi, не может: «Водитель изначально видит только адрес, откуда нужно забрать пользователя. После того как водитель приезжает по этому адресу и сообщает, что он на месте, на его терминале появляется информация о конечной точке маршрута».

Сколько в общем количестве поездок занимают совсем короткие маршруты, GetTaxi не называет. У «Яндекс.Такси», по его собственным данным (выборка из 2 млн заказов, осуществленных за шесть месяцев), на поездки длительностью меньше 20 минут приходится только 26% запросов, на 20–30 минутные – 30%. «Наша задача – конкурировать с «бомбилами» на коротких поездках», – добавляет представитель GetTaxi.

Парки не в накладе

GetTaxi берет фиксированную комиссию с таксопарков – 15% без НДС, или около 17,7% с НДС. При этом ее можно снизить до 12% без НДС, если, например, оклеить все машины логотипами компании.

Руководитель одного из небольших таксопарков Москвы утверждает, что в прошлом месяце у него «по GetTaxi» было 60 тыс. руб. убытка. «Ясно, что нам нужно быстро менять все алгоритмы, только непонятно, как теперь вести бухгалтерию. Я вчера смотрел отчеты: там отдельно идут стоимость поездки для водителя и клиента, а также разница», – переживает он. В GetTaxi, добавляет собеседник РБК, ему сказали, что тариф «экспериментальный» и компания еще посмотрит, как новые расценки будут работать. Он предположил, что водители будут зарабатывать примерно столько же, сколько и раньше, возможно – больше.

«Яндекс.Такси» работает только с таксопарками, GetTaxi и Uber – еще и напрямую с водителями. У «Яндекса», утверждает менеджер компании, работающей на рынке такси, комиссия на текущий момент составляет 9%. Для водителя это означает в среднем 20%, почти как у GetTaxi, считает директор таксопарка «Лето» Сергей Целиков. Но этот показатель может сильно отличаться у разных водителей: например, водитель подключенного к «Яндексу» таксопарка «24/12» Юрий Титов утверждает, что с него взимают только 11% комиссии.

Uber берет фиксированно 20% – и с водителей, и с транспортных компаний, говорит представитель пресс-службы этого онлайн-сервиса. «Дополнительные бонусы за проделанную работу не облагаются комиссией», – отмечает она.

Uber рассчитывает тарифы иначе, чем GetTaxi: к базовой цене добавляют стоимость и километра, и минуты. У компании есть два вида сервисов – бюджетный UberX и премиальный Uber Black. Относительно дешевый тариф UberX (комфорт-класс машин, например, Kia Rio или Ford Focus) устроен так: с клиента берут 50 руб. за посадку, 8 руб. за минуту и 8 руб. за километр. Минимальная стоимость поездки составляет 99 руб., а бесплатное время ожидания – 5 минут.

Махинов уверен, что Uber также доплачивает водителям, потому что «ни один таксист не будет брать заказы по таким тарифам». Таксист, сотрудничающий с Uber, рассказал, что при поездке в час пик кроме денег от пассажира за поездку длиной в 20–25 минут он может получить от компании бонус в размере около 250 руб.

«У Uber сейчас мало клиентов, по их политике водитель должен зарабатывать 500 руб. в час, но этого не происходит. Поэтому водителям компенсируют простой в пробках и прочее – доплачивают по гибкой ставке», – подтверждает менеджер одного из таксопарков. Ставка, по его словам, «плавает» от месяца к месяцу в зависимости от того, сколько водитель получил заказов ранее.

«Uber позволяет водителям зарабатывать порядка 100–120 тыс. руб. в месяц», – говорит сотрудник пресс-службы, но не рассказывает, как устроена система бонусов компании.

До появления «Яндекс.Такси», GetTaxi и UberХ минимальная стоимость поездки по рынку для эконом-класса составляла 300–400 руб., утверждает основатель «РБТакси». «От войны тарифов выигрывают обыватели. GetTaxi, Uber и, возможно, сам «Яндекс» доплачивают водителям. Такие гиганты могут годами возить клиентов условно-бесплатно и особенно этого не почувствовать, ради захвата рынка», – рассуждает Махинов.

Он полагает, что позже возможно либо повышение стоимости для клиентов, либо повышение комиссии для водителей.

В регионах другая ситуация, утверждает Махинов, – крупных игроков, таких как Rutaxi, «Сатурн», «Максим», «Мотор-Сервис», «1000такси», на рынке называют «сетевыми диспетчерскими». «Они входят в максимальное количество регионов, диспетчерская у них централизованная. Дают активную рекламу, зарабатывают заказы и уже с легкостью привлекают водителей, водители идут в их приложение», – объясняет он. Они монетизируются за счет продажи так называемых «водительских доступов»: не берут комиссии или каких‑то дополнительных платежей, а дают пул заказов – например, можно купить «дневной доступ» к ним за 100 руб.