Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 2:17 МСК
Машина скорой помощи сгорела после ДТП возле МКАД Общество, 00:12 «Роснефть» подала иск к «Транснефти» по делу о транспортировке нефти Бизнес, 00:09 В Белом доме объяснили желание Трампа наладить отношения с Россией Политика, Вчера, 23:50 СМИ сообщили об отказе Первого канала от спортивных новостей Спорт, Вчера, 23:48 ЦБ зафиксировал жалобы на невозможность купить электронное ОСАГО Финансы, Вчера, 23:46 Число жертв схода лавины на гостиницу в Италии возросло до 17 Общество, Вчера, 23:32 Больше Голливуда: почему «Формулу-1» покидает создатель ее бизнес-модели Бизнес, Вчера, 23:12 Пассажирский автобус столкнулся с грузовиком в Подмосковье Общество, Вчера, 22:53 На конференции в Астане не удалось сблизить позиции представителей Сирии Политика, Вчера, 22:52 Разработчик софта подал иск к Минкомсвязи Технологии и медиа, Вчера, 22:49 В Санкт-Петербурге в жилом доме произошел пожар Общество, Вчера, 22:23 В Ленинградской области более 20 тыс. жителей остались без холодной воды Общество, Вчера, 21:55 Мосгорсуд решил заблокировать Dailymotion на территории России Общество, Вчера, 21:53 Лондон на распутье: какую модель выполнения Brexit выберет Великобритания Политика, Вчера, 21:38 WSJ раскрыла имя одного из источников доклада о компромате на Трампа Политика, Вчера, 21:30 Пакистан провел испытания новой ядерной ракеты Политика, Вчера, 21:28 ФСИН обвинили в нарушениях антимонопольного законодательства при закупках Общество, Вчера, 21:17 СКР возбудил уголовное дело против вымогавших 5 млн руб. полицейских Общество, Вчера, 21:07 Игра с нулевой суммой: почему у программы Трампа мало шансов на успех Борис Грозовский экономический обозреватель Мнение, Вчера, 20:48 Сечин обещал 500 млрд руб. налогов за отмену монополии «Газпрома» Бизнес, Вчера, 20:41 Почему сериалы не заменят большое кино Технологии и медиа, Вчера, 20:36 Трамп возобновил строительство замороженных Обамой нефтепроводов Экономика, Вчера, 20:36 Капитан донецкого «Шахтера» объяснил отказ от перехода в «Барселону» Спорт, Вчера, 20:36 На юго-западе Москвы загорелся торговый центр «Рио» Общество, Вчера, 20:26 «Оскар»-2017: номинация «Лучший фильм». Фотогалерея Фотогалерея, Вчера, 20:22 Президент группы компаний «Дикси» покинул свой пост Бизнес, Вчера, 20:15 В семи субъектах не оказалось претендентов на региональную ТВ-кнопку Технологии и медиа, Вчера, 20:10 Посол Израиля прокомментировал слова Толстого об Исаакиевском соборе Общество, Вчера, 19:54
Бонус на колесах: почему GetTaxi готов возить пассажиров себе в убыток
4 дек 2014, 17:09
Дарья Луганская
Бонус на колесах: почему GetTaxi готов возить пассажиров себе в убыток
Фото: ТАСС
Конкуренция между GetTaxi, «Яндексом» и Uber, поделившими, по сути, на троих московский рынок такси, привела к тому, что водители начали получать доплату за невыгодных пассажиров. Например, часть клиентов – тех, кто добирается до места назначения быстрее 17 минут, – GetTaxi с 1 декабря намеренно «перевозит» себе в убыток.

Дорогие пассажиры

Интернет-сервис для заказа такси GetTaxi с начала декабря установил новые тарифы для поездок по Москве и Санкт-Петербургу – снизил стоимость минимальной поездки для пассажиров, а компенсация водителям осталась прежней. Так, по тарифной сетке GetTaxi (есть у РБК) в будни по ставке комфорт-класса с пассажира будут брать 50 руб. при подаче, а каждая минута поездки обойдется в 18 руб. Водители же смогут забрать себе минимум 350 руб. за 20‑минутную поездку, а далее – по 15 руб. за одну минуту. Такой же была минимальная ставка водителя и до 1 декабря.

Таким образом, в случае короткой поездки водитель, работающий с GetTaxi, получит больше денег, чем ему заплатит пассажир. Например, если поездка продлится всего 10 минут, клиент заплатит 230 руб., а водитель получит 350 руб.

С увеличением времени поездки потребность в субсидии отпадает. Например, за получасовую поездку пассажир заплатит 590 руб., а водитель получит 500 руб.

GetTaxi начал компенсировать расходы таксистов на коротких дистанциях и удерживать с них деньги за длительные поездки, подтвердили РБК директор одного их таксопарков и водитель.

«Для водителей короткие поездки – это риски, поэтому мы берем эти риски на себя и оставляем расчет с ними по старым тарифам», – рассказал РБК сотрудник пресс-службы GetTaxi. Выбирать для себя только доходные короткие поездки таксист, работающий с GetTaxi, не может: «Водитель изначально видит только адрес, откуда нужно забрать пользователя. После того как водитель приезжает по этому адресу и сообщает, что он на месте, на его терминале появляется информация о конечной точке маршрута».

Сколько в общем количестве поездок занимают совсем короткие маршруты, GetTaxi не называет. У «Яндекс.Такси», по его собственным данным (выборка из 2 млн заказов, осуществленных за шесть месяцев), на поездки длительностью меньше 20 минут приходится только 26% запросов, на 20–30 минутные – 30%. «Наша задача – конкурировать с «бомбилами» на коротких поездках», – добавляет представитель GetTaxi.

Парки не в накладе

GetTaxi берет фиксированную комиссию с таксопарков – 15% без НДС, или около 17,7% с НДС. При этом ее можно снизить до 12% без НДС, если, например, оклеить все машины логотипами компании.

Руководитель одного из небольших таксопарков Москвы утверждает, что в прошлом месяце у него «по GetTaxi» было 60 тыс. руб. убытка. «Ясно, что нам нужно быстро менять все алгоритмы, только непонятно, как теперь вести бухгалтерию. Я вчера смотрел отчеты: там отдельно идут стоимость поездки для водителя и клиента, а также разница», – переживает он. В GetTaxi, добавляет собеседник РБК, ему сказали, что тариф «экспериментальный» и компания еще посмотрит, как новые расценки будут работать. Он предположил, что водители будут зарабатывать примерно столько же, сколько и раньше, возможно – больше.

«Яндекс.Такси» работает только с таксопарками, GetTaxi и Uber – еще и напрямую с водителями. У «Яндекса», утверждает менеджер компании, работающей на рынке такси, комиссия на текущий момент составляет 9%. Для водителя это означает в среднем 20%, почти как у GetTaxi, считает директор таксопарка «Лето» Сергей Целиков. Но этот показатель может сильно отличаться у разных водителей: например, водитель подключенного к «Яндексу» таксопарка «24/12» Юрий Титов утверждает, что с него взимают только 11% комиссии.

Uber берет фиксированно 20% – и с водителей, и с транспортных компаний, говорит представитель пресс-службы этого онлайн-сервиса. «Дополнительные бонусы за проделанную работу не облагаются комиссией», – отмечает она.

Uber рассчитывает тарифы иначе, чем GetTaxi: к базовой цене добавляют стоимость и километра, и минуты. У компании есть два вида сервисов – бюджетный UberX и премиальный Uber Black. Относительно дешевый тариф UberX (комфорт-класс машин, например, Kia Rio или Ford Focus) устроен так: с клиента берут 50 руб. за посадку, 8 руб. за минуту и 8 руб. за километр. Минимальная стоимость поездки составляет 99 руб., а бесплатное время ожидания – 5 минут.

Махинов уверен, что Uber также доплачивает водителям, потому что «ни один таксист не будет брать заказы по таким тарифам». Таксист, сотрудничающий с Uber, рассказал, что при поездке в час пик кроме денег от пассажира за поездку длиной в 20–25 минут он может получить от компании бонус в размере около 250 руб.

«У Uber сейчас мало клиентов, по их политике водитель должен зарабатывать 500 руб. в час, но этого не происходит. Поэтому водителям компенсируют простой в пробках и прочее – доплачивают по гибкой ставке», – подтверждает менеджер одного из таксопарков. Ставка, по его словам, «плавает» от месяца к месяцу в зависимости от того, сколько водитель получил заказов ранее.

«Uber позволяет водителям зарабатывать порядка 100–120 тыс. руб. в месяц», – говорит сотрудник пресс-службы, но не рассказывает, как устроена система бонусов компании.

До появления «Яндекс.Такси», GetTaxi и UberХ минимальная стоимость поездки по рынку для эконом-класса составляла 300–400 руб., утверждает основатель «РБТакси». «От войны тарифов выигрывают обыватели. GetTaxi, Uber и, возможно, сам «Яндекс» доплачивают водителям. Такие гиганты могут годами возить клиентов условно-бесплатно и особенно этого не почувствовать, ради захвата рынка», – рассуждает Махинов.

Он полагает, что позже возможно либо повышение стоимости для клиентов, либо повышение комиссии для водителей.

В регионах другая ситуация, утверждает Махинов, – крупных игроков, таких как Rutaxi, «Сатурн», «Максим», «Мотор-Сервис», «1000такси», на рынке называют «сетевыми диспетчерскими». «Они входят в максимальное количество регионов, диспетчерская у них централизованная. Дают активную рекламу, зарабатывают заказы и уже с легкостью привлекают водителей, водители идут в их приложение», – объясняет он. Они монетизируются за счет продажи так называемых «водительских доступов»: не берут комиссии или каких‑то дополнительных платежей, а дают пул заказов – например, можно купить «дневной доступ» к ним за 100 руб.