Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
На оранжевой ветке столичного метро произошел сбой 12:40, Общество Мосгорсуд отменил арест части имущества бывшего главы республики Марий Эл 12:30, Общество Эсминец «Джон Маккейн» прибыл в Сингапур после столкновения с танкером 12:28, Общество В Марселе автомобиль въехал в автобусные остановки 12:25, Общество Владелец подлодки «Наутилус» признался в утоплении шведской журналистки 12:16, Общество «Спартак» улучшил предложение форварду «Милана» 12:12, Спорт Россияне к концу лета охладели к спиннерам и видеокартам 12:04, Технологии и медиа Сотрудницу московского банка обвинили в хищении 1 млрд руб. 12:02, Общество США приостановят выдачу виз россиянам 11:58, Политика Путин освободил от должности первого замминистра юстиции Герасимова 11:57, Политика S&P спрогнозировало дефицит бюджета Москвы из-за реновации 11:48, Финансы Great Wall заинтересовался покупкой Fiat Chrysler или части его бизнеса 11:44, Бизнес МЧС назвало угрожающей ситуацию на руднике «Мир» 11:38, Общество Власти Каталонии назвали имя водителя въехавшего в толпу фургона 11:35, Политика В Анталье более 20 туристов пострадали в ДТП с автобусом 11:20, Общество «Манчестер Сити» предложил €300 млн отступных за Лионеля Месси 11:10, Спорт Опубликовано видео уничтожения колонны из 200 террористов ИГ в Сирии 11:09, Общество Рафаэль Надаль вернул себе титул первой ракетки мира 11:08, Спорт Total купит подразделение датской Moeller-Maersk 11:08, Бизнес Птичий рай: экотуризм в заповеднике Пасвик в Мурманской области 11:08, Партнерский материал В России приостановили работу 16 несанкционированных детских лагерей 11:05, Общество В правительстве и Минюсте Молдавии прошли обыски 10:59, Политика «Ведомости» узнали о беззалоговом кредите ЦБ «Открытию» 09:46, Финансы «Роснефть» закрыла сделку по покупке 49% Essar Oil 09:36, Бизнес О трудовых правах должны знать все: работа – это не только обязанности 09:25, Партнерский материал Крымчанин получил 15 лет колонии за контрабанду наркотиков из Украины 09:18, Общество
Бонус на колесах: почему GetTaxi готов возить пассажиров себе в убыток
Технологии и медиа, 04 дек, 2014 17:09
0
Бонус на колесах: почему GetTaxi готов возить пассажиров себе в убыток
Конкуренция между GetTaxi, «Яндексом» и Uber, поделившими, по сути, на троих московский рынок такси, привела к тому, что водители начали получать доплату за невыгодных пассажиров. Например, часть клиентов – тех, кто добирается до места назначения быстрее 17 минут, – GetTaxi с 1 декабря намеренно «перевозит» себе в убыток.
Фото: ТАСС

Дорогие пассажиры

Интернет-сервис для заказа такси GetTaxi с начала декабря установил новые тарифы для поездок по Москве и Санкт-Петербургу – снизил стоимость минимальной поездки для пассажиров, а компенсация водителям осталась прежней. Так, по тарифной сетке GetTaxi (есть у РБК) в будни по ставке комфорт-класса с пассажира будут брать 50 руб. при подаче, а каждая минута поездки обойдется в 18 руб. Водители же смогут забрать себе минимум 350 руб. за 20‑минутную поездку, а далее – по 15 руб. за одну минуту. Такой же была минимальная ставка водителя и до 1 декабря.

Таким образом, в случае короткой поездки водитель, работающий с GetTaxi, получит больше денег, чем ему заплатит пассажир. Например, если поездка продлится всего 10 минут, клиент заплатит 230 руб., а водитель получит 350 руб.

С увеличением времени поездки потребность в субсидии отпадает. Например, за получасовую поездку пассажир заплатит 590 руб., а водитель получит 500 руб.

GetTaxi начал компенсировать расходы таксистов на коротких дистанциях и удерживать с них деньги за длительные поездки, подтвердили РБК директор одного их таксопарков и водитель.

«Для водителей короткие поездки – это риски, поэтому мы берем эти риски на себя и оставляем расчет с ними по старым тарифам», – рассказал РБК сотрудник пресс-службы GetTaxi. Выбирать для себя только доходные короткие поездки таксист, работающий с GetTaxi, не может: «Водитель изначально видит только адрес, откуда нужно забрать пользователя. После того как водитель приезжает по этому адресу и сообщает, что он на месте, на его терминале появляется информация о конечной точке маршрута».

Сколько в общем количестве поездок занимают совсем короткие маршруты, GetTaxi не называет. У «Яндекс.Такси», по его собственным данным (выборка из 2 млн заказов, осуществленных за шесть месяцев), на поездки длительностью меньше 20 минут приходится только 26% запросов, на 20–30 минутные – 30%. «Наша задача – конкурировать с «бомбилами» на коротких поездках», – добавляет представитель GetTaxi.

Парки не в накладе

GetTaxi берет фиксированную комиссию с таксопарков – 15% без НДС, или около 17,7% с НДС. При этом ее можно снизить до 12% без НДС, если, например, оклеить все машины логотипами компании.

Руководитель одного из небольших таксопарков Москвы утверждает, что в прошлом месяце у него «по GetTaxi» было 60 тыс. руб. убытка. «Ясно, что нам нужно быстро менять все алгоритмы, только непонятно, как теперь вести бухгалтерию. Я вчера смотрел отчеты: там отдельно идут стоимость поездки для водителя и клиента, а также разница», – переживает он. В GetTaxi, добавляет собеседник РБК, ему сказали, что тариф «экспериментальный» и компания еще посмотрит, как новые расценки будут работать. Он предположил, что водители будут зарабатывать примерно столько же, сколько и раньше, возможно – больше.

«Яндекс.Такси» работает только с таксопарками, GetTaxi и Uber – еще и напрямую с водителями. У «Яндекса», утверждает менеджер компании, работающей на рынке такси, комиссия на текущий момент составляет 9%. Для водителя это означает в среднем 20%, почти как у GetTaxi, считает директор таксопарка «Лето» Сергей Целиков. Но этот показатель может сильно отличаться у разных водителей: например, водитель подключенного к «Яндексу» таксопарка «24/12» Юрий Титов утверждает, что с него взимают только 11% комиссии.

Uber берет фиксированно 20% – и с водителей, и с транспортных компаний, говорит представитель пресс-службы этого онлайн-сервиса. «Дополнительные бонусы за проделанную работу не облагаются комиссией», – отмечает она.

Uber рассчитывает тарифы иначе, чем GetTaxi: к базовой цене добавляют стоимость и километра, и минуты. У компании есть два вида сервисов – бюджетный UberX и премиальный Uber Black. Относительно дешевый тариф UberX (комфорт-класс машин, например, Kia Rio или Ford Focus) устроен так: с клиента берут 50 руб. за посадку, 8 руб. за минуту и 8 руб. за километр. Минимальная стоимость поездки составляет 99 руб., а бесплатное время ожидания – 5 минут.

Махинов уверен, что Uber также доплачивает водителям, потому что «ни один таксист не будет брать заказы по таким тарифам». Таксист, сотрудничающий с Uber, рассказал, что при поездке в час пик кроме денег от пассажира за поездку длиной в 20–25 минут он может получить от компании бонус в размере около 250 руб.

«У Uber сейчас мало клиентов, по их политике водитель должен зарабатывать 500 руб. в час, но этого не происходит. Поэтому водителям компенсируют простой в пробках и прочее – доплачивают по гибкой ставке», – подтверждает менеджер одного из таксопарков. Ставка, по его словам, «плавает» от месяца к месяцу в зависимости от того, сколько водитель получил заказов ранее.

«Uber позволяет водителям зарабатывать порядка 100–120 тыс. руб. в месяц», – говорит сотрудник пресс-службы, но не рассказывает, как устроена система бонусов компании.

До появления «Яндекс.Такси», GetTaxi и UberХ минимальная стоимость поездки по рынку для эконом-класса составляла 300–400 руб., утверждает основатель «РБТакси». «От войны тарифов выигрывают обыватели. GetTaxi, Uber и, возможно, сам «Яндекс» доплачивают водителям. Такие гиганты могут годами возить клиентов условно-бесплатно и особенно этого не почувствовать, ради захвата рынка», – рассуждает Махинов.

Он полагает, что позже возможно либо повышение стоимости для клиентов, либо повышение комиссии для водителей.

В регионах другая ситуация, утверждает Махинов, – крупных игроков, таких как Rutaxi, «Сатурн», «Максим», «Мотор-Сервис», «1000такси», на рынке называют «сетевыми диспетчерскими». «Они входят в максимальное количество регионов, диспетчерская у них централизованная. Дают активную рекламу, зарабатывают заказы и уже с легкостью привлекают водителей, водители идут в их приложение», – объясняет он. Они монетизируются за счет продажи так называемых «водительских доступов»: не берут комиссии или каких‑то дополнительных платежей, а дают пул заказов – например, можно купить «дневной доступ» к ним за 100 руб.