Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Беспилотным автомобилям решили написать новую стратегию

Рабочая группа AutoNet, в рамках госпрограммы развивающая сферу беспилотного автотранспорта в России, приступила к созданию новой «дорожной карты». Предыдущая была написана в 2015 году, но проекты из нее так и не были реализованы
Фото: Eugene Hoshiko / AP
Фото: Eugene Hoshiko / AP

Обновленная рабочая группа AutoNet, которая в рамках госпрограммы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) должна стимулировать появление в России проектов в сфере высокотехнологичного (преимущественно беспилотного, а также электрического) транспорта, приступила к разработке новой «дорожной карты» — AutoNet 2.0. Об этом говорится в концепции документа (есть у РБК). Его подлинность подтвердил представитель некоммерческого партнерства (НП) ГЛОНАСС, президент которого Александр Гурко в мае был назначен соруководителем рабочей группы AutoNet. После прихода Гурко на эту должность и началась разработка нового документа.

Первая «дорожная карта» — AutoNet — была одобрена правительством в октябре 2015 года. Но, как следует из нового документа, запланированные ранее проекты так и не были реализованы. Эту информацию РБК подтвердила президент Cognitive Technologies и бывший член рабочей группы AutoNet Ольга Ускова.

Зачем нужна «Национальная технологическая инициатива»

НТИ — это долгосрочная госпрограмма по созданию условий для лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики. Разработка НТИ началась в соответствии с поручением президента России Владимира Путина по итогам послания​ Федеральному собранию в декабре 2014 года. Функции организаторов НТИ возложены на Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и Российскую венчурную компанию (РВК). Ключевой инструмент реализации НТИ — «дорожные карты». Президиум совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию уже одобрил «дорожные карты» по семи перспективным рынкам, среди которых AeroNet (беспилотные летательные аппараты), MariNet (беспилотный морской транспорт), NeuroNet (средства человеко-машинных коммуникаций) и др.

AutoNet 1.0 не поехал

Первая «дорожная карта» по направлению AutoNet появилась, когда соруководителем рабочей группы был гендиректор КамАЗа Сергей Когогин (вторым соруководителем был и остается замминистра промышленности и торговли Александр Морозов). Но при обновлении состава группы в мае 2017 года топ-менеджер в него не вошел. ​Еще раньше, в 2016 году, из числа экспертов исчез представитель IT-компании Cognitive Technologies, которая совместно с КамАЗом на протяжении нескольких лет работает над созданием беспилотного грузовика.

Реализация AutoNet 1.0 должна была укрепить «конкурентные позиции российских автопроизводителей на внутреннем и мировом рынках», способствовать разработке производства компонентов и программного обеспечения нового поколения, созданию на их базе беспилотных автотранспортных средств «широкой гаммы применения», говорится в документе. Эксперты приводили такие расчеты: к 2035 году общемировой объем рынка AutoNet (беспилотного транспорта, связанных с ним сервисов и инфраструктуры) должен достигнуть $3 трлн. Российские компании, работающие в этой сфере, должны заработать 10,026 трлн руб., из которых 7,018 трлн руб. — на внутреннем рынке, а остальное — за счет экспорта.

Среди наиболее перспективных сегментов рынка AutoNet назывались несколько направлений. Это создание беспилотного транспорта для дальних грузоперевозок по сети высокоскоростных роботизированных автотранспортных магистралей, которые составят основу логистической системы страны и создаваемого международного транспортного коридора. Кроме того, ставка делалась на беспилотный транспорт для перевозок на территориях промышленных предприятий или в зонах с тяжелыми климатическими условиями. Финансировать проекты планировалось по схеме частно-государственного партнерства.

Но, как констатировали разработчики AutoNet 2.0 (в версии документа от 20 июля 2017 года, подлинность которой подтвердили РБК члены двух компаний — участников рабочей группы), ни один из запланированных проектов не удалось реализовать​. В качестве причин провала проектов указаны отсутствие заинтересованности и софинансирования со стороны автопроизводителей, слишком короткие сроки реализации и другие причины. «Результатов по реализации предыдущей «дорожной карты» достигнуто не было. Ни финансирования, ни начала соответствующих юридических работ по «дорожной карте» в госорганах не было, — говорит президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. — Когда собирался первый состав рабочей группы AutoNet, предполагалось, что это будет динамичное, прорывное движение вперед по реализации конкретного набора проектов по созданию в России отрасли беспилотных транспортных средств. К сожалению, у нас с Сергеем Когогиным это не получилось». Как отмечает Ускова, формат НТИ АСИ «не предполагает создания каких-либо условий для реализации прорывных проектов». «Прорыв — это значит быстро и четко. А для работы группы были созданы такие условия, что не было ни того ни другого. Лишь некоторая общая экспертная размытость», — отмечает она. Представитель КамАЗа не ответил на запрос РБК.

Проблемы возникли с финансированием не только со стороны автопроизводителей, но и из госбюджета. В сентябре 2015 года Владимир Путин поручил заложить в бюджет 2016 года 10 млрд руб. на реализацию всех программ НТИ, но затем эта сумма сокращалась и в итоге была выделена не полностью. В 2016 году проекты НТИ успели получить около 0,9 млрд руб., сообщали ранее «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к АСИ. В федеральном бюджете 2017 года на реализацию всех программ НТИ заложено 12,46 млрд руб. В 2018 году объем финансирования должен составить 8,2 млрд руб., а в 2019 году — 8 млрд руб.

Второй рывок

«Дорожная карта» AutoNet 2.0 еще пишется, на рассмотрение президиума Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию ее планируют вынести к концу 2017 года, сообщила РБК представитель НП «ГЛОНАСС» Екатерина Чередниченко. При разработке новой «дорожной карты» учитываются изменения, связанные со смещением фокуса с разработки устройств («железа») на цифровые сервисы, что в предыдущем документе не было отражено, пояснила Чередниченко. Согласно концепции новой «дорожной карты», к 2019 году в России должны появиться 100 стартапов на рынке AutoNet. Предполагается, что в 2026–2035 годах из них вырастет пять компаний — «национальных чемпионов», которые смогут совершить экспансию на международный рынок. В документе приведены новые оценки объема мирового рынка AutoNet: к 2035 году он должен составить $12,6 трлн. Причем в 2017 году этот показатель уже равнялся $5,8 трлн, говорится в материалах рабочей группы. На данный момент Россия занимает 2,4% данного рынка, но к 2035 году ее доля может возрасти до 9,6%.

Из концепции AutoNet 2.0 следует, что в новой «дорожной карте» будет сделан больший упор не на создание беспилотного транспорта как аппарата, а на разработку сопутствующего программного обеспечения, сервисов и инфраструктуры. Так, рабочая группа намерена способствовать разработке операционной системы для роботизированного транспорта, развитию сетей зарядных станций, созданию источников питания сверхбольшой емкости для электрического транспорта, приложений с дополненной и виртуальной реальностью (AR/VR) для транспорта, а также систем содействия вождению (ADAS) для беспилотного транспорта (предупреждают об опасности столкновения, содействуют при смене полосы движения, распознают объекты и «мертвые зоны»).

Сместить акцент с «железа» на «цифру» предлагается и в формальной части законодательного регулирования. Если в первой «дорожной карте» предлагалось закрепить юридическое понятие термина «автомобиль с интеллектуальной системой», то в концепции AutoNet 2.0 вместо этого предлагается ​сформировать нормативную базу для телематических систем, используемых в автомобилях.​

Среди российских IT-компаний, которые могли бы играть существенную роль на рынке AutoNet, в концепции новой «дорожной карты» указаны «Яндекс», QIWI, «Лаборатория Касперского», Mail.Ru Group и др. Из компаний в сфере телематики отмечены «Группа Т-1», «Автолокатор», i-FREE и др. Среди основных игроков на рынке логистики обозначены «Почта России», X5 Retail Group, «Деловые линии» и др.

По данным НП «ГЛОНАСС», к концу 2017 года только в США и Китае суммарно будет использоваться около 1,9 млн электромобилей. Продажи подключенных автомобилей (тех, которые через интернет передают данные о состоянии транспортного средства, а иногда и стиле вождения водителя) в 2017 году составят 77,8 млн штук по всему миру. На российских дорогах к концу 2017 года их число составит 4 млн штук. Мировые продажи автомобилей с разной степенью автономности управления в 2017 году составят около 32 млн штук. По прогнозу НП «ГЛОНАСС», к 2025 году в России доля автомобилей с ограниченной автономностью составит 1–2% от общих продаж автомобилей на рынке.

Представитель пресс-службы АСИ сообщил РБК, что «периодическая актуализация «дорожной карты» предусмотрена в обязательном порядке согласно постановлению правительства», но не стал отвечать на вопросы о выполнении мероприятий из первой «дорожной карты». Екатерина Чередниченко из НП «ГЛОНАСС» сообщила, что решение об обновлении «дорожной карты» было принято в связи с изменением «глобальных технологических тенденций, произошедших с момента одобрения первой «дорожной карты», а также на основе опыта мировых технологичных лидеров».​

«Решение по подготовке новой «дорожной карты» представляется странным, поскольку предыдущий документ был согласован на всех уровнях. Было соответствующее постановление правительства о выделении бюджетных средств на развитие представленных в ней проектов», — говорит Ольга Ускова. Собеседник РБК, близкий к рабочей группе, отмечает, что периодическое обновление «дорожных карт» НТИ, безусловно, предусмотрено в силу того, что они являются долгосрочным документом до 2035 года. «Но не каждый год же переписывать их заново», — говорит он.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11