Конституционный суд запретил в России негосударственные лотереи
Поводом к рассмотрению дела стала жалоба ООО «Удача», выступавшего организатором Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «УДАЧА ЛОТО». В соответствии с федеральным законом «О Лотереях», с 1 июля 2014 года в России введен запрет на проведение негосударственных лотерей.
Ранее юрлица, получив специальное разрешение, могли организовывать всероссийские лотереи наравне с государством, однако с 30 декабря 2013 года выдача таких разрешений прекратилась, а с 1 июля 2014 года был введен запрет на их проведение. Сложилась ситуация, когда юрлица, имея разрешения на проведение лотерей, оказались лишенными права их устраивать. Компания «Удача» столкнулась с такой проблемой и обратилась в суд.
По мнению заявителя, оспариваемая норма закрепила произвольное и необоснованное решение публичной власти, нарушающее сложившийся режим хозяйствования и установила дискриминацию юридических лиц по сравнению с государством, – несмотря на то что они наделены единым по своему содержанию правовым статусом организатора лотереи.
В своем определении КС отмечает, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены «в соответствии с общими интересами».
«Проводимая в настоящее время федеральным законодателем социально-экономическая политика направлена на ужесточение требований к осуществлению таких видов деятельности, которые способны оказывать серьезное негативное влияние на сферу нравственности, права и законные интересы граждан, а в ряде случаев – наносить непоправимый вред жизни и здоровью, особенно детей», отмечается в определении суда. К таким видам деятельности относится и игорный бизнес. В итоге судьи КС посчитали, что защита этих публичных интересов граждан на нынешнем этапе развития общества и с учетом сложившейся ситуации в области игорной и лотерейной деятельности, оправдывает новый закон.
В определении также отмечается, что федеральный законодатель, исходя из природы и социальной значимости отношений, связанных с проведением лотерей, вправе в качестве превентивной меры, запретить проведение лотерей юрлицами – несмотря на наличие у них действующих разрешений. Кроме того, КС отмечает, что федеральный законодатель предусмотрел необходимый для адаптации к вносимым изменениям переходный период.
В результате жалоба заявителя была отклонена.