Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Деревянные небоскребы: зачем Петербургу «бумажная» архитектура

Деревянные небоскребы: зачем Петербургу «бумажная» архитектура
Владимир Фролов, главный редактор архитектурного журнала «Проект Балтия»

В Петербурге наблюдается феноменальный рост форсайтного движения. Только за первые месяцы 2017 года как городскими властями, так и частными структурами было заявлено не меньше пяти подобных архитектурных конкурсов: «Форсайт флот-2017», конкурс комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) на разработку концепции благоустройства Александровского сада, Форсайт РБК «Петербург как суперкампус», финско-российский воркшоп WOODBLOCK, организованный журналом «Проект Балтия» и другие. Проблема лишь в том, что подобное увлечение «бумажной» архитектурой в основном сводится к тиражированию уже существующих идей. Условия для появления по-настоящему новых проектов пока не сложились.

Голод на будущее

Как объяснить растущую популярность форсайтов? Прежде всего интерес к мероприятиям подобного рода во многом связан с непониманием того, как будет развиваться мир не только в отдаленной перспективе, но и в ближайшее время. Это касается не только политической или экономической стороны будущего, но также культурных и социальных преобразований, которые должны произойти.

Поэтому мы видим такое обилие футуристических проектов, которые появляются в разных формах. Это позволяет вырабатывать и проигрывать сценарии и способы дальнейшего развития форматов жизни.

В этом контексте я бы вспомнил архитектурный конкурс на разработку петербургского стиля, проведенный КГА в прошлом году. В сущности, вид современного строительства не удовлетворяет общество. В то же время представления самого общества о том, каким должно быть градостроительство достаточно туманны. Поэтому молодым архитекторам и было предложено такой стиль поискать, дать ответ на вопрос, какой новый образный язык будет соответствовать потребностям социума в будущем.

Вторая причина популярности форсайтов или подобных им архитектурных конкурсов — это голод информационного общества, потребность в большом количестве образов. Мы находимся в потоке изображений, и этот поток нуждается в постоянном пополнении.

Архитектурные форсайты работают на решение такой задачи. Через медиа они удовлетворяют потребность общества в иллюстрировании будущих форм существования.

Вещь в себе

У разного рода форсайтов есть две главные проблемы, вытекающие из упомянутых причин их популярности. Во-первых, стремление чисто количественно утолить жажду образов в обществе — мы видим почти полное отсутствие по-настоящему оригинальных проектов. Архитекторы в некотором смысле блуждают, пытаясь удовлетворить невнятный запрос.

Поясню на примере. В 20-е годы прошлого столетия в России было четкое понимание того, какое общество надо строить и в какой форме оно должно существовать. Поэтому конструктивисты сумели придумать по-настоящему новую архитектуру, частично воплотившуюся в жизнь — например, через строительство различных домов-коммун или общественных бань.

Сегодня цель получить по-настоящему новый сценарий формата жизни не достигается, и мы имеем только увеличение количества вариаций уже выработанных решений.

Вторая проблема форсайтов — почти полное отсутствие практических результатов. Идеи не реализуются на практике. Причина — в том, что спрос на форсайты исходит не столько от бизнеса, сколько от общества, нуждающегося в образах как таковых.

Но для того, чтобы идеи конкурсов не превращались в «бумажную» архитектуру, должен появиться набор примеров, когда конкретный проект или заложенная в него стратегия реализуются. Задание на форсайт должно составляться таким образом, чтобы его участники смогли произвести нечто полезное и применимое, а не просто еще одну картинку.

В поисках новизны

Нечто подобное произошло в области деревянной архитектуры. Тут соединились запрос общества на новую образность, экологичность, и интерес части бизнеса, движимый новыми технологиями.

Поэтому во всем мире появляется все больше проектов деревянных многоэтажных зданий и даже небоскребов. Однако, если мысленно отключить цветопередачу экрана, то мы увидим, что в формальном отношении эти объекты мало отличаются от привычных бетонно-стеклянных.

Значит, просто поменяв стройматериал, задачу обретения новой программы для архитектуры и общества решить невозможно. Происходит лишь адаптация языка к технологическим изменениям.


Точка зрения эксперта может не совпадать с мнением редакции

 

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Порошенко счел объявление в розыск в России «почти боевой наградой» Политика, 21:04
Италия после слов Макрона об Украине призвала «плести паутину дипломатии» Политика, 20:49
Российская олимпийская чемпионка по борьбе Воробьева завершила карьеру Спорт, 20:40
Садик Хан в третий раз выиграл выборы мэра Лондона Политика, 20:20
Ферстаппен выиграл спринт на Гран-при Майами «Формулы-1» Спорт, 20:11
Глава Оренбургской области пообещал выплаты всем пострадавшим от паводка Политика, 19:43
Россиянку обвинили в организации деятельности запрещенной китайской секты Общество, 19:42
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Стала известна дата матча «Спартака» и «Балтики» за выход в финал Кубка Спорт, 19:37
В Германии заявили о привлекательности Украины для бизнеса Бизнес, 19:23
«Реал» разгромил «Кадис» и оказался в шаге от чемпионства в Испании Спорт, 19:13
Задорнов сравнил проблемы расчетов с другими странами с тромбозом Финансы, 19:05
«Крылья Советов» проиграли аутсайдеру чемпионата России Спорт, 18:56
МВД объявило в розыск бывшего врио министра обороны Украины Политика, 18:42
«Бавария» впервые за шесть лет проиграла «Штутгарту» Спорт, 18:28