Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сидим дома: почему петербуржцы не ходят на публичные события?

Проект «Классика на Дворцовой» в честь празднования Дня Санкт — Петербурга, 2014 год
Проект «Классика на Дворцовой» в честь празднования Дня Санкт — Петербурга, 2014 год (Фото: Оператор проекта НП «Дансе Опен»/Стас Левшин)

«В Петербурге какие-либо события — кинопоказы, спектакли, фестивали, концерты — постоянно посещает 5% жителей, в то время как в Хельсинки — 50%», — констатировал генеральный директор компании «Светлая музыка», организатор фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк. По количеству и качеству проводимых событий город не входит в число европейских лидеров, согласились с ним участники дискуссии «Рынок впечатлений», организованной РБК в рамках делового дискуссионного клуба Winner. Собеседники представляли разные сегменты индустрии событий, и в итоге обсуждения решили интегрировать усилия. «Пора объединяться, время пришло», — заметила, в частности, руководитель фестиваля Dance Open Екатерина Галанова.

Событийный вакуум

Рынок событий — не украшение, а стратегическая отрасль для Петербурга, отметила Елена Кром, руководитель проекта «Будущий Петербург». Яркие события становятся магнитом для туристов и для новых жителей. Города, в которых скучно, проигрывают конкуренцию за людей. Поэтому важно определить, в какой точке сейчас находится петербургская «индустрия впечатлений».

В точке, далекой от желаемого уровня, так считает большинство игроков этого рынка. «В рейтинге Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA) в 2015 году Россия занимает только 40 место среди ведущих стан по проведению конференций и конгрессов; среди ведущих конгрессных городов мира Москва стоит на 76-м месте, а Санкт-Петербург — на 80-м, пропустив вперед лидеров отрасли — Париж, Мадрид и Вену, — отметила руководитель направления DMC РЕСТЭК EVENTS Татьяна Лихачева. Это, с одной стороны, говорит о значительном потенциале, а, с другой — о проблемах. Одна из проблем — в том, что Петербургу пока сложно конкурировать с другими европейскими центрами по уровню международных конгрессов и форумов, считает эксперт.

На концертном рынке Петербург — тоже не законодатель мод. «В свое время мы провели фестиваль «Рок над Волгой», собравший почти 700 тысяч зрителей. В Петербурге никогда еще не было таких масштабных музыкальных событий», — сказал президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин.

Михаил Шурыгин, президент группы компаний NCA
Михаил Шурыгин, президент группы компаний NCA

«Российский лидер в этой области — безусловно, Москва, но даже в Екатеринбурге сейчас происходит больше заметных событий, чем в нашем городе», — продолжил он. «В Петербурге — огромный событийный вакуум, — согласился Артем Балаев, генеральный продюсер международной недели моды Aurora Fashion Week и фестиваля «О, да! Еда!». — В Москве каждые выходные проходит музыкальный фестиваль с известными исполнителями и 2-3 фестиваля еды. В нашем городе есть единственный гастрономический фестиваль, который делаем мы, и 3-5 за год действительно популярных фестивалей современной музыки».

За пределами классики

«Нельзя измерять уровень событий их количеством и массовостью, — возразил собеседникам исполнительный продюсер Международного культурного проекта «День России в мире — Russian Day», руководитель хора им. А.В. Свешникова Александр Саргиджян. — Концерты и фестивали, проводимые в Петербурге, удовлетворят самого взыскательного слушателя. Качество того, что проводится в Москве каждые выходные, — совсем иное. Для меня, как продюсера, главными критериями выбора того или иного проекта являются его художественная ценность и состав исполнителей. Репутация площадок, на которых проводится событие, также имеют значение. Если поставить задачу заполнить культурными мероприятиями весь Петербург, то этими критериями придется пренебречь».

Александр Саргиджян, исполнительный продюсер Международного культурного проекта «День России в мире — Russian Day», руководитель хора им. А.В. Свешникова
Александр Саргиджян, исполнительный продюсер Международного культурного проекта «День России в мире — Russian Day», руководитель хора им. А.В. Свешникова

Его собеседники подтвердили: проекты в области классического искусства — «Фестиваль балета Мариинского театра», «Опера всем», «Dance Open» и ряд других — сильное место Петербурга. «У нас есть «Эрмитаж» и «Русский музей», и также есть классические фестивали. Но этого мало для того, чтобы быть интересным городом», — считает Артем Балаев.

Артем Балаев, генеральный продюсер международной недели моды Aurora Fashion Week и фестиваля «О, да! Еда!», и Екатерина Галанова, руководитель фестиваля Dance Open
Артем Балаев, генеральный продюсер международной недели моды Aurora Fashion Week и фестиваля «О, да! Еда!», и Екатерина Галанова, руководитель фестиваля Dance Open

«Пока туристы приезжают только на бренды «Эрмитажа» и Мариинского театра, Петербург останется городом разовых посещений. Чтобы гости хотели сюда возвращаться, необходимо формировать яркие продукты в области современной культуры», — добавил он.
Впрочем, разреженная событийная среда — не только туристическая проблема. «Нужно думать о том, как вытащить из спальных районов и привести на мероприятия своих жителей, — полагает Михаил Шурыгин. — Как ни расширяйте сегмент классических событий, его аудитория ограничена. А за пределами классического искусства я не вижу в Петербурге ни одного события, сделанного не для галочки».

Рынок не для галочки

Илья Бортнюк сослался на опыт Хельсинки, где «простые удовольствия для горожан поставлены на высокий уровень — есть, например, «Хельсинки фестиваль», который представляет и классическую музыку, и современную, и визуальные искусства, и театр. Нашим общегородским событиям до него очень далеко».

Илья Бортнюк, генеральный директор компании «Светлая музыка», организатор фестиваля Stereoleto
Илья Бортнюк, генеральный директор компании «Светлая музыка», организатор фестиваля Stereoleto

Как заметили участники дискуссии, в каждом районе Петербурга периодически проходят праздники для народа, когда на старых сценах кто-то поет под фонограмму, — они нужны только для того, чтобы районные чиновники могли отчитаться о проделанной работе. При таком формальном подходе, не удивительно, что горожане предпочитают проводить досуг дома. «Качество праздника определяется его бюджетом, а бюджеты городских праздников определяет городская власть, — пояснил генеральный директор компании Euroshow Promoter Константин Жмуро. — Организаторы не могут позвать «звезду» первой величины на мероприятие с небольшим бюджетом — в этом случае «звезда» там будет выступать одна, а программа рассчитана на целый день».

«Экономические причины — не единственное объяснение разрыва по уровню проводимых событий между Петербургом и тем же Хельсинки, — считает Илья Бортнюк. — Важен еще принцип организации этой индустрии: в западноевропейских городах власть поддерживает удачные частные инициативы, и крупные городские фестивали вырастают из небольших проектов. У нас превалирует консервативный подход, так что новые инициативы проходят с трудом». «При более тесном сотрудничестве между креативными индустриями и городом выиграют обе стороны», — добавил он. «Даже только пять процентов населения, постоянно посещающих публичные мероприятия, в случае Петербурга — это огромный рынок, — заметил исполнительный директор Многофункционального комплекса «Лахта Центр» Александр Бобков. — Его стоит развивать не только в рамках госзаказа, и не только в центре города».

Александр Бобков, исполнительный директор Многофункционального комплекса «Лахта Центр»
Александр Бобков, исполнительный директор Многофункционального комплекса «Лахта Центр»

Духовную пищу — голодным окраинам

Важная проблема рынка событий для «местных» — его географическая централизация: вся духовная пища раздается неподалеку от Эрмитажа. «Мой фестиваль дважды приглашали на День города в Москве, поскольку праздник был распределен по 350 площадкам, в том числе далеким от центра, — рассказал Илья Бортнюк. — День города в Петербурге — это по-прежнему преимущественно Дворцовая площадь». Правда, прогресс все-таки наметился — география проходящих в Петербурге фестивалей и праздников постепенно расширяется.

«Сейчас ЦПКиО — парк номер один в городе по количеству и уровню проводимых событий, а номер два — это Парк 300-летия Петербурга», — отметил Михаил Шурыгин. Фестиваль «Вконтакте», проходивший в Парке 300-летия, собрал несколько десятков тысяч горожан, несмотря на удаленное от центра расположение этой площадки, — согласился Артем Балаев. «К парку 300-летия примыкает большой густонаселенный район, в котором нет социального жилья, там все люди самостоятельно приобрели свою недвижимость в последние десять-пятнадцать лет, — продолжил тему Александр Бобков. — Социальный состав жителей в этом районе — благополучнее, чем в центре. Это активная платежеспособная аудитория, явно недооцененная игроками индустрии впечатлений». По его словам, север Петербурга — потенциально второй, после исторических районов, городской центр событий. В свою очередь, строящийся здесь «Лахта Центр» — второй, после Парка 300-летия, потенциальный центр притяжения «северян».

Праздник круглый год

Когда можно будет сказать, что Петербург стал событийным центром европейского уровня? «Как только мы увидим заметный приток приезжающих в наш город, не только за работой на стройках, а затем, чтобы развиваться, занимаясь высококвалифицированным трудом, — это будет одним из признаков процесса формирования в городе современной среды, в том числе событийной», — считает Александр Бобков.

Критерий развитого событийного центра — возможность принимать у себя крупнейшие международные мероприятия, — отмечает Татьяна Лихачева. «Например, Международный конгресс кардиологов за 4 дня посещает 30 тысяч участников, — рассказывает Татьяна Лихачева. — В Петербурге нет конгресс-площадок, способных принять более 3 тысяч человек одновременно. Открытие Экспофорума расширило возможности города, но не до уровня европейских столиц». «В случае объединения разных площадок и организаторов деловых мероприятий, Петербург мог бы выйти на новый уровень и проводить конгрессы и форумы с числом участников 5-10 тысяч человек, — продолжила ее мысль менеджер по продвижению ГК «РЕСТЭК» Анна Башилова.

По Зальцбургской модели

По словам Константина Жмуро, развитие концертного рынка также ограничено инфраструктурной проблемой: «единственная современная площадка, которая сейчас есть в городе, это «Сибур-Арена»; СКК и остальные площадки — наследие давних советских лет». Новый стадион «Зенит Арена» строится без консультаций с организаторами мероприятий, «и не известно, насколько успешно его можно будет эксплуатировать после окончания Чемпионата-2018», — отметил продюсер. При этом участники концертной индустрии периодически объединяются для проведения крупного события, что отчасти смягчает инфраструктурную проблему. У игроков же рынка деловых мероприятий такое сотрудничество обычно буксует. «Успешные крупные деловые мероприятия — это вопрос имиджа Петербурга, — считает заместитель руководителя Петербургского международного юридического Форума Валерия Кириченко. — Пока современной инфраструктуры, действительно, не хватает, а интеграции операторов не происходит — во многом, из-за отсутствия единых отраслевых стандартов».

Возможность объединять усилия и площадки критически важна для формирования разнообразной палитры мероприятий, уверена Екатерина Галанова. «Тогда экономика впечатлений Петербурга будет развиваться с учетом лучших европейских трендов, к примеру, по опыту Зальцбурга, и ни в чем ему не уступать», — сказала Галанова. Как она пояснила, Зальцбург считается самым насыщенным и разнообразным центром музыкальных событий Европы — музыкальные фестивали проходят там одновременно на многих площадках, привлекая аудиторию с разным достатком и вкусами. «Именно над такой бизнес-моделью, которая делает высокое искусство доступным и близким современному человеку, я работаю последние несколько лет, и я вижу вокруг много единомышленников».

Беседа в ресторане «Блок» стала продолжением цикла встреч прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Петербург в форме клуба Winner. 

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Стерлигов объявил о разводе с «еретичкой» и отлучении детей от наследства Бизнес, 22:18
Столтенберг заявил, что страны НАТО не передали Киеву обещанную помощь Политика, 22:18
Хуснуллин заявил о хорошем разговоре с Путиным и бизнесом на съезде РСПП Бизнес, 22:06
Молодежная команда СКА во второй раз стала обладателем Кубка Харламова Спорт, 21:57
Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису Политика, 21:50
Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит Бизнес, 21:44
Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП Политика, 21:30
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский Политика, 21:27
В Батайске из-за конфликта ученика и учительницы приехали мэр и полиция Общество, 21:17
ФИФА и УЕФА выразили обеспокоенность ситуацией в испанском футболе Спорт, 21:15
Синоптик предсказал появление ржавого дождя в Поволжье и на Среднем Урале Общество, 21:11
Число жертв убийства в Херсонской области возросло до семи Политика, 21:02
Австрия отказала России в участии в церемонии в Маутхаузене Политика, 20:50
Тренер «Сочи» заявил об отравлении 14 футболистов перед игрой с «Ахматом» Спорт, 20:48