Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Веселие Руси: алкоголизм - удел женатых и богатых россиян

Несмотря на все призывы, увещевания и угрозы, исходящие из уст представителей российской власти, с каждым годом ситуация с алкоголизмом в стране мало меняется Даже наиболее разумные меры, как то введение минимальных цен на спиртные напитки, ограничение продажи алкоголя в ночное время, запрет торговли спиртным в палатках, оказывается не настолько эффективны, как того хотелось бы их инициаторам.
Веселие Руси: алкоголизм - удел женатых и богатых россиян

Несмотря на все призывы, увещевания и угрозы, исходящие из уст представителей российской власти, с каждым годом ситуация с алкоголизмом в стране мало меняется. Даже наиболее разумные меры, как то введение минимальных цен на спиртные напитки, ограничение продажи алкоголя в ночное время, запрет торговли спиртным в палатках, оказывается не настолько эффективны, как того хотелось бы их инициаторам.

По мнению социологов, это происходит из-за того, что власти борются с алкогольной зависимостью, не учитывая образа жизни отдельных категорий пьющих граждан. Потребление алкоголя, как и, например, потребление продуктов питания, зависит от экономических и социальных характеристик человека: пола, возраста, уровня образования, места жительства, дохода. Помимо изучения спроса на алкоголь в количественном аспекте (как правило, выражающемся в уровне потребления этанола), не менее важно анализировать и структуру потребления, то есть долю потребителей и объемы потребления тех или иных напитков. К такому выводу пришли старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Яна Рощина и студент факультета социологии НИУ ВШЭ Петр Мартыненко, авторы статьи "Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах", выдержки из которой опубликованы на портале OPEC.

Эмпирической базой исследования потребления алкоголя в России стали данные Российского индекса целевых групп за 2000-2010гг. Эта база собирается компанией Synovate Comcon ежегодно с 1995г. на основе масштабного анкетного опроса жителей городов России с населением более 100 тыс. человек и содержит данные о потреблении товаров и услуг, о медиапредпочтениях и стиле жизни, о социально-демографических характеристиках семьи в целом и отдельных ее членов.

Авторы исследования выяснили: за десять лет – с 2000 по 2010гг. – доля потребителей алкогольных напитков среди городского населения старше 16 лет упала всего с 78 до 70,5%, их число уменьшилось на 2 млн человек (с 42,3 до 40,3 млн). В результате ученые пришли к выводу, что вероятность употребления каких-либо алкогольных напитков линейно возрастает с ростом уровня образования и душевого дохода (за исключением наименее обеспеченной группы). Причем с возрастом доля потребителей алкоголя сначала возрастает, а затем падает. Максимальная доля потребителей алкоголя – в возрасте 35-44 года. В возрасте 16-19 лет пьющих девушек оказалось больше (51%), чем юношей (46%), однако уже в следующем возрастном интервале (20-25 лет) мужчины опережают женщин.

Проанализировав предпочтения россиян, Рощина и Мартыненко пришли к ожидаемому выводу: пиво, водка и другие крепкие напитки характерны для потребителей-мужчин, а вино, шампанское и ликеры – для женщин. Классовые различия также находят свое отражение, прежде всего, в видах выбираемых напитков, объем же потребления не является для алкоголя индикатором роскоши.

Интересно, что исследование показало: доля пьющих выше среди людей, проживающих в городах с численностью больше 1 млн человек; состоящих в браке (в том числе незарегистрированном); имеющих работу; в домохозяйствах без детей или с детьми до пяти лет. "Видимо, более низкая доля пью­щих в семьях, где есть дети 10-18 лет, может объясняться желанием родителей не стимулировать их к началу употребления спиртного", – предполагают Мартыненко и Рощина.

Среди женатых мужчин доля потребителей алкоголя – 80,2%, тогда как для мужчин одиноких она равна 67,9%. Для женщин такие различия характерны в меньшей степени: разница долей потребления среди замужних и тех, кто незамужем, составляет всего 5% (68,5% и 63,3% соответственно). "Однако коэффициенты корреляции показывают наличие хотя и слабой, но значимой зависимости: одинокие женщины в несколько меньшей степени склонны к потреблению алкоголя, чем замужние", – отмечается в статье.

Из городов-миллионников самая низкая доля трезвенников в Петербурге (22%). Неожиданным оказалось, что среди украинцев и особенно белорусов потребителей алкоголя больше (75 и 80% соответственно), чем среди русских (70,6%), а среди татар – практически столько же (69,5%), как среди русских. Доля тех, кто пьет, более велика среди представителей высшего и среднего классов (около 74%), а самая маленькая - в низшем классе (60%).

"Структура потребления различных алкогольных напитков подтверждает гипотезу о том, что они часто выступают как индикаторы принадлежности к определенной статусной позиции, связанной с обладанием определенным уровнем культурного и экономического капитала, а также профессиональным статусом. Можно сказать, что российские потребители алкоголя пока не выглядят как люди общества постмодерна, для которых характерны мозаичность и фрагментарность стиля жизни", – подчеркивают авторы статьи.

Мало того, данные исследования позволяют говорить о значимом влиянии типа труда на выбор алкогольных напитков. Так, среди работников фи­зического труда по сравнению с теми, кто занят умственным трудом, выше доля тех, кто потребляет пиво (74,4 против 60,8%), водку и горькие настойки (52,5 против 39,8%). Наоборот, среди работников умственного труда больше доля потребителей шампанского (44,5 против 29,4%), вина (47,9 против 28,8%) и коньяка (25,2 против 14,9%).

"Это также говорит о том, что определённые виды алкогольных напитков связаны со статусными различиями потребителей и несут смысловую нагрузку, выступая как "официальные" и "неофициальные", – говорится в статье. – Как и в Австрии, в России шампанское позиционируется как формальный и "разъединяющий" напиток, а водка и пиво – как неформальные, потребляемые в кругу друзей и укрепляющие социальные связи".

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Politico узнала, какой дедлайн для Украины назвал Зеленский в США Политика, 02:09
Госсекретарь США завершил трехдневный визит в Китай Политика, 01:48
Минэк спрогнозировал укрепление доллара до ₽98 к декабрю Экономика, 01:27
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство беспилотников Политика, 01:17
Кровля обрушилась во время пожара в торговом комплексе в Невинномысске Общество, 00:44
Welt узнала, почему Киев не согласился на заключение мира в Стамбуле Политика, 00:41
Депутату Вишневскому вменили участие в нежелательной организации Политика, 00:35
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Памятник советским солдатам демонтировали на западе Украины Политика, 00:21
Московского педиатра отправили в СИЗО по статье о фейках про армию Политика, 00:14
Эксперты назвали, кто из вахтовиков получает самые высокие зарплаты Общество, 00:00
Минфин обсудит исключение из льготной ипотеки семей с высокими доходами Финансы, 00:00
В центральных, южных и западных областях Украины прогремели взрывы Политика, 26 апр, 23:51
В Думе предложили запретить организацию обращения криптовалют с сентября Финансы, 26 апр, 23:50
Гуцул заявила, что ее час проверяли в аэропорту после визита в Россию Политика, 26 апр, 23:47